Связь стихотворений А.С. Пушкина с народными песнями




 

К следующей группе произведений Пушкина, имеющих творческие связи с народом, относятся произведения, тематически связанные с реальным духовным миром народной жизни, - песни, сказки, поверья и легенды. Большинство произведений Пушкина, основанных на фольклоре, было создано в Михайловском и более поздний период жизни Пушкина, когда вопросы поэтической народности были ему особенно близки, о чём говорят большой цикл его поэтических сказок и «Песни западных славян». Многие произведения этой группы - «Зимний вечер» («Буря мглою небо кроет»), «Зимняя дорога» («Сквозь волнистые туманы»), «Бесы» («Мчатся тучи, вьются тучи»), «Русалка», «Жених» и «Утопленник» - стали известны народу благодаря их песенному исполнению.

В созданном в 1825 году в Михайловском стихотворении «Зимний вечер» правдиво и поэтично изображалась картина деревенского быта, который был так дорог поэту. Хорошо знакомое народу по книгам, учебным хрестоматиям, лубочным песенникам, отдельным изданиям пушкинских произведений, это стихотворение мало интересовало собирателей, так как текст его в народе почти не изменялся, и оно, с их точки зрения, не было фольклором. Но в ряде случаев отмечено глубокое усвоение песни народом. Например, А.Балов в 1899 году писал, что «стихотворение Пушкина «Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя» (…) без всяких изменений поётся в Пошехонском уезде Ярославской губернии». При этом он отмечал, что стихотворение это вошло в число плясовых, под которые играется кадриль» (Балов 1982: 166).

О широком распространении в народе стихотворения «Зимний вечер» свидетельствовал и Л.Толстой. В повести «Хозяин и работник» великий писатель использует момент, когда знаменитое стихотворение помогает ему передать поэтический характер души народа. В повести крестьянский парень Петруха, стоя среди своего двора во время страшной снежной бури, вспоминает пушкинские строки: «Буря мглою небо скроить, вихри снежные крутять, аж, как зверь, она завоить, аж заплачеть, как дитё» (Толстой 1978: 23).

Поэтические мотивы этого стихотворения были неразрывно связаны с жизненными впечатлениями Пушкина этого времени, когда михайловский домик заносили снежной «мглою» «ревущие» зимние бури, а его душу отогревали только песни и сказки любимой няни:

 

Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла.

 

Не случайно поэтические раздумья Пушкина направляются по традициям народной ямщицкой поэзии. Но, в отличие от авторов русских песен, он не создал ни образа «лихого» ямщика, ни романтического образа ямщика влюблённого, предающегося мрачной тоске: «Твоя краса меня сгубила, мне даже белый свет постыл». Изображение ямщика у Пушкина, прежде всего, было связано с его нелёгким однообразным трудом.

В стихотворении «Зимняя дорога» впервые в русской поэзии был реалистически изображён тот бесконечный путь по русским равнинам, который внушал чувство однообразия и скуки и ямщику и седокам:


 

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

Ни огня, ни чёрной хаты,

Глушь и снег… навстречу мне

Только вёрсты полосаты

Попадаются одне…

 

Но этот путь - место ежедневного, безрадостного и тяжёлого труда ямщика - мог быть не только скучным, но и страшным, так как его подстерегали в дороге голод, холод и даже самая смерть. Поэтому у Пушкина, при раздумьях о ямщицких тройках, были так правдивы образы неистовых зимних бурь:

 

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя. («Зимний вечер»)

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна. («Бесы»)

 

В стихотворении «Бесы», в котором зимние вихри и бураны были изображены в виде символической картины неистовой воздушной пляски разбушевавшихся стихий природы («бесов»), Пушкиным был реалистически нарисован образ ямщика, который тревожно оценивает обстановку:

 


 

«Эй, пошёл ямщик!..» - «Нет мочи:

Коням, барин, тяжело;

Вьюга мне слипает очи;

Все дороги занесло;

Хоть убей, следа не видно;

Сбились мы. Что делать нам!..»

 

Изображая труд ямщика в таком реалистическом плане, Пушкин пытался проникнуть и в сознание героя, постичь его духовный мир. Поэтому такое большое место в пушкинских стихотворениях на дорожные темы заняли ямщицкие песни. Меткое определение всему диапазону эмоциональной сущности, ямщицких песен он дал в «Зимняя дорога»:

 

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое, То сердечная тоска…

 

Анализ каждого из названных стихотворений показывает, что у Пушкина было своё отношение к «доле ямщика» и к ямщицким песням. Поэтому закономерно, что первый поэт России остался за пределами песенной традиции тех поэтов, которые создали в 20-40-е годы чисто условные образы лихих ямщицких троек и тоскующего влюблённого ямщика, напоминающего типичного героя сентиментальной поэзии начала 19 века.

Стремление поэта вслушаться в подлинно народные ямщицкие песни было им выражено и в стихотворении «В поле чистом серебрится» (1833), содержание которого как бы освещено ямщицкой песней:

 


 

В поле чистом, серебрится

Снег волнистый и рябой,

Светит месяц, тройка мчится

По дороге столбовой.

Пой, ямщик! Я молча, жадно

Буду слушать голос твой.

Месяц ясный светит хладно,

Грустен ветра дальний вой.

Пой: в часы дорожной скуки,

На дороге, в тьме ночной

Сладки мне родные звуки

Звонкой песни удалой.

Пой: «Лучинушка, лучина,

Что же не светло горишь?»

 

Стихотворение Пушкина «Зимняя дорога» довольно глубоко проникло в народные массы. О его бытовании в конце 19 века А.Балов писал: «В Даниловском уезде Ярославской губернии нам неоднократно нам неоднократно приходилось слышать на деревенских беседах, как поётся стихотворение Пушкина «Сквозь волнистые туманы пробирается луна». Стихотворение это вошло в число народных песен решительно без всяких сомнений» (Балов 1982: 186). Дале Балов сообщал, что эта песня известна в данном месте как плясовая. О том, что эта песня вошла в массовый песенный репертуар свидетельствует и то, что в сборнике студенческих песен А.П.Аристова она упоминалась как часть песенного репертуара студентов сороковых-шестидесятых годов 19 века (Аристова 1982: 28). О её популярности в 20 веке писали некоторые собиратели. Например, в 1938 году в Ярославле был записан такой её вариант, в котором пушкинский текст имел «мотивы» «Тройки» Ф.Н.Глинки и народных вариаций:


 

Над широкими полями

Выпадал густой туман,

По дороге зимней скучной

Тройка борзая неслась

Ни огня, ни чёрной хаты

Не встречали мы нигде,

Только вёрсты полосаты

Попадались нам одне.

Молодой ямщик Ванюша

Заунылую запел,

Он запел про очи ясны,

Очи девицы-души.

«Брось, ямщик, свои напевы,

Мою душу не терзай,

Я девица, ты женатый,

Разлюби же ты меня».

 

В раннем детстве Пушкин жил в мире сказок и песен няни, бабушки, крепостных; поэт-подросток воспринимал народное творчество как непосредственный слушатель. Взгляд Пушкина на фольклор становится всё шире и глубже: «Но есть у нас свой язык; смелее! - песни, обычаи, история, сказки» (Пушкин 1999: 38). Фольклор ставится Пушкиным в один ряд с обычаями и с историей; фольклор должен помочь созданию русского литературного языка.

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: