Глава 3. Знакомство с лирикой А.С. Пушкина в детском саду




 

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, красоту родной природы. «Чувство предшествует знанию; кто не почувствовал истины, тот и не понял и не узнал её», - писал В.Г.Белинский (Белинский 19596 238).

Чувства ребёнка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его воспитатель. Художественное слово помогает ребёнку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.

И эстетические, и особенно нравственные (этические) представления дети должны вынести именно из художественных произведений, а не из нравоучительных рассуждений воспитателей по поводу прочитанных произведений, подготовленных выспрашиваний по вопросам. Нужно целиком довериться воспитательным возможностям художественно текста.

Вот что писал о силе слова К.Д.Ушинский: «Не условным звукам только учится ребёнок, изучая родной язык, но пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить её ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живёт, с его историей и стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, даёт такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребёнку ни один философ» (Ушинский 1998: 84). В этих словах великого педагога указан не только ожидаемый результат усвоения родного языка, но и метод его изучения: доверие к «языку-учителю», который «не только учит многому, но и учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегчающему методу». Таким образом, помогая детям овладеть языком данного художественного произведения, педагог выполнят и задачи воспитания. Особое место в программах воспитания и обучения в детском саду занимает раздел ознакомления детей с художественной литературой, предусматривающий развитие «интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге» (Васильева 2010: 11).

В программе также говорится, что «в процессе чтения следует привлекать внимание детей старшего дошкольного возраста к особенностям художественной прозы и поэтической речи, к образности и выразительности языка писателей и поэтов» (Васильева 2010: 11).

Анализ программы показывает, что знакомство детей с творчеством А.С.Пушкина начинается уже в первой младшей группе - «Ветер по морю гуляет…» (из «Сказки о царе Салтане»), продолжается во второй младшей группе - «Свет наш, солнышко!..», «Месяц, месяц…», «Ветер, ветер!..» (из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»), в средней группе - «Уж небо осенью дышало…» (из романа в стихах «Евгений Онегин»), в старшей группе - «Уж небо осенью дышало…», «Зимний вечер») и завершается в подготовительной к школе группе - «Птичка», «За весной, красой природы…» (из поэмы «Цыганы»), «Зима! Крестьянин, торжествуя…» (из «Евгения Онегина») (Васильева 2010: 59, 82, 111, 146184).

Приведём пример работы воспитателя со стихотворением А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало…» в средней группе детского сада.

Цели и задачи данного занятия могут быть сформулированы так: учить детей выразительно читать стихотворение; учить передавать интонацией печаль осенней природы; учить чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения; расширять представление о пейзажной лирике А.С.Пушкина; вспомнить, кто из русских поэтов, кроме А.С.Пушкина, написал о русской природе; назвать признаки глубокой осени, отражённые в стихотворении; учить придумывать предложения (грустные) об осени и небольшие рассказы о листопаде в осеннем лесу; учить детей выразительно читать стихотворение, соблюдая интонацию; стимулировать речевую активность детей; развивать умение узнавать предмет по его признаку (загадки). Следует отметить, что не все, перечисленные нами, цели и задачи могут использоваться воспитателем на занятии, посвящённом чтению стихотворения А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало…».

Тема. Заучивание стихотворения А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало…». Творческое рассказывание «Осеннее настроение».

Программное содержание. Воспитывать интерес к художественной литературе, поэзии. Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией печаль осенней природы, чувствовать, понимать и воспроизводить образность языка стихотворения. Расширять представления о пейзажной лирике А.С.Пушкина.

Материал. Портрет А.С.Пушкина; иллюстрация с изображением картины глубокой осени; альбомы и краски.

Ход занятия.

Воспитатель. Вспомните, кто из поэтов написал много красивых стихотворений о русской природе? (А.С.Пушкин, С.А.Есенин, А.А.Фет). Воспитатель выставляет портрет А.С.Пушкина, вспоминает с детьми строчки некоторых его стихотворений: «Буря мглою небо кроет…», «Под голубыми небесами, великолепными коврами…» и др.

Александр Сергеевич Пушкин написал чудесные стихи об осени. Послушайте, о какой поре осени я вам прочитаю стихотворение (воспитатель читает отрывок из стихотворения «Унылая пора! Очей очарованье!...).

А теперь о каком периоде осени я прочитаю вам стихотворение А.С.Пушкина? (воспитатель выразительно читает стихотворение «Уж небо осенью дышало…»).

Какой период осени описан в этом стихотворении? Как, по каким признакам вы это поняли?

Как вы понимаете слова «Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась»? Подумайте, почему летний шум листвы в лесу кажется нам весёлым, а шум леса осенью - печальным?

Если бы вы рисовали иллюстрации к этому стихотворению, что бы вы изобразили?

Послушайте стихотворение ещё раз.

Какое настроение вызывает у вас стихотворение? Поэт говорит «скучная пора». Почему он так назвал осень?

Я прочитаю стихотворение ещё раз, а вы постарайтесь запомнить его.

(затем стихотворение читают дети)

Сегодня мы познакомились с красивым и печальным стихотворением А.С.Пушкина об осени. Придумайте грустное предложение об осени.

Придумайте грустный рассказ о листопаде в осеннем лесу, постарайтесь рассказать об этом с грустной интонацией.

Но ведь осень не только печальное время года. Осенью люди радуются красоте, осенним нарядам природы, хорошему урожаю, дети радуются школе. Придумайте весёлое предложение об осени. Расскажите об осени так, чтобы стало ясно, что вас радует осенняя природа. Назовём наш рассказ «Осеннее настроение».

(по ходу выполнения этого задания воспитатель проводит упражнение «Скажи по-другому»: детям предлагается изменить, дополнить, улучшить предложение, рассказ).

Физкульминутка «Листочки»

Рисование «Печальная осень»

В конце занятия воспитатель читает стихотворение ещё раз.


Заключение

поэзия фольклор пушкин лирика

Приведённые сведения и материалы, разумеется, полностью не исчерпывают вопроса о распространении в народе стихотворений А.С.Пушкина. Многое в этом отношении уже бесследно утрачено, так как собиратели и исследователи обратились к осмыслению этого явления, главным образом, только в конце 19 века. Однако и приведённых здесь фактов вполне достаточно для того, чтобы сделать вывод о том, что Пушкин сумел дать народу новый - разнообразный и интересный - цикл стихотворений, живо заинтересовавших массовую аудиторию и обогативших русскую народную поэзию. Именно Пушкин явился первым русским поэтом, который в тяжёлую эпоху реакции гениально угадал идейно-поэтические запросы народа, опередив в этом отношении современных ему поэтов-песенников, специально занимавшихся народностью поэзии. Причиной этого, несомненно, было то, что Пушкин сумел в своём творчестве предельно приблизиться к народу, а народ - приблизить к себе. Интерес в народе к пушкинской поэзии постоянно усиливался прежде всего благодаря близким ему темам: произведения «тюремные» («Узник»), «разбойничьи» («Братья разбойники»), «казачьи» («Казак»), «ямщицкие» («Зимняя дорога»), посвящённые народному быту («Зимний вечер») и другие завоевали любовь народа. Характерно и то, что народом было положительно оценено расширение Пушкиным лирической тематики, привлечение поэтических явлений разнонациональной культуры.

Приняв стихотворения Пушкина, народные массы во многом подошли к ним творчески, трансформировав и дополнив содержание некоторых из них. Но входя в народный песенный репертуар, они сохраняли всё своеобразие, как песни нового поэтического склада, органическая потребность в котором уже сильно ощущалось в массовом сознании читателей и слушателей пушкинской эпохи. Существование такой потребности наглядно подтверждается тем, что стихотворения Пушкина частично как бы замещали старинные народные песни на те же темы. Так, если на протяжении 19 века многие старинные тюремные песни уже утрачивали свою былую популярность, «Узник» Пушкина прочно вошёл в народ в качестве новой народной песни. Стихотворение «Казак», широко распространивших по всей России, выдержало длительное соревнование с традиционными казачьими песнями. Таким образом, творчество Пушкина открывало новые поэтические пути народа, который уже в первой половине 19 века постепенно переходил к песням нового содержания и стиля. Несомненно, что эти новые творческие пути, которые Пушкин сумел проложить к народу и его песенной поэзии, самым благотворным образом повлияли на творчество многих русских поэтов.

Длительная по времени, подлинно народная жизнь многих стихотворений Пушкина была лучшим воплощением мечты Пушкина о народной славе его произведений, о необходимости идейной и творческой связи русской поэзии с миром народной поэтической культуры. Воплощением этой заветной мечты Пушкина и была та «народная тропа» к его произведениям, тот действительно «нерукотворный памятник», который народ поставил своему гениальному поэту не только в своих умах и сердцах, но и в своей песенной поэзии.

 


 

Список использованной литературы

 

Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. - М., 1974.

Пушкин А.С. Избранное: Поэзия и проза. - М., 1999.

Пушкин А.С. в воспоминаниях современников. Т.2. - М., 1974.

Аристов А.П. Песни казанских студентов. 1840-1868гг. СПб., 1904 / В кн.: Новикова А. Русская поэзия 18-первой половины 19 века и народная песня. - М., 1982.

Балов А. Экскурсы в область русской народной песни. - Этнографическое обозрение. 1899. №3 / в кн.: Новикова А. Русская поэзия 18 - первой половины 19 века и народная песня. - М., 1982.

Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. В 13-ти т. - М., 1953-1959.

Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М., 1981.

Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду. - М., 2010.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. - М., 2005.

Герцен А.И. Полное собрание сочинений. В 30-ти т. т.5. - М., 1965.

Горький М. собрание сочинений. В 12т. Т.12. - М., 1984.

Даль В.И. Воспоминания о Пушкине / В кн.: А.С.Пушкин в воспоминаниях современников. - М., 1974.

Державин Г.Р. Полное собрание сочинений. Т.7. - М., 1972.

Дурново Н. «Узник» Пушкина в народной переделке. - Пушкинский сборник. - М., 1900. / В кн.: Новикова А.М. Русская поэзия 18 - первой половины 19в. и народная песня. - М., 1982.

Карпинская Н.С. Художественное слово воспитании детей (ранний и дошкольный возраст) / Под ред. О.С.Ушаковой. - М., 1992.

Новиков Н.И. Опыт исторического словаря о российских писателях/ В кн.: Новиков Н.И. Избранные сочинения. - М., 1964.

Новикова А.М. Русская поэзия 18 - первой половины 19в. и народная песня. - М., 1982.

Пыпин А.Н. Народная поэзия в её историко-литературных отношениях / В кн.: Новикова А.М. Русская поэзия 18-первой половины 19в. и народная песня. - М., 1982.

Розанов И.Н. Песни Пушкина / Песни русских поэтов (18-начало 20в.). - Л., 1960.

Соколов Ю.М. Природа фольклора и проблемы фольклористики. - М., 1978.

Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений в 90 т. Т.29. - М., 1978.

Ушакова О.С., Арушанова А.Г. Занятия по развитию речи в детском саду. - М., 1999.

Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. - М., 1998.

Фокеев А.Л. Начало всех начал. Древнерусская литература. - Саратов, 2007.

Якобсон Р. Работы по поэтике. - М., 1987.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: