Раздел 1. Безопасность жизнедеятельности человека, как научно-практическая дисциплина




Утверждаю

 

Заместитель директора

МГЭИ им. А. Д. Сахарова БГУ

 

______________И. Э. Бученков

______________2019

 

Регистрационный № УД- /уч.

 

Безопасность Жизнедеятельности человека

Учебная программа учреждения высшего образования

по учебной дисциплине для специальностей:

 

1-33 01 05 Медицинская экология (заочная)

 

1-33 01 05 Медицинская экология (заочная сокращенная)

 


 

Учебная программа составлена на базе Типовой учебной программы для высших учебных заведений по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности человека», утвержденной Министерством образования РБ (регистрационный № ТД- I.1223/тип. от 20.06.2015), образовательного стандарта 1-33 01 05 - 2013 и учебных планов специальности 1-33 01 05 «Медицинская экология» 60-16/уч. и 84-17/уч.

 

 

Составители:

М. Г. Герменчук, профессор кафедры ядерной и радиационной безопасности Учреждения образования «Международный государственный экологический институт имени А.Д.Сахарова» БГУ, кандидат технических наук;

Т. В. Дашкевич, преподаватель кафедры ядерной и радиационной безопасности Учреждения образования «Международный государственный экологический институт имени А.Д.Сахарова» БГУ.

 

 

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой ядерной и радиационной безопасности «Международного государственного экологического института им. А.Д.Сахарова» БГУ (протокол № 4 от 26.11.2019);

 

Научно-методическим советом учреждения образования «Международный государственный экологический институт им. А.Д.Сахарова» БГУ (протокол № 4 от 19.12.2019).


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности человека» является интегрированной дисциплиной, включающей обязательные для изучения на первой ступени высшего образования в учреждениях высшего образования Республики Беларусь разделы «Защита населения и объектов от чрезвычайных ситуаций», «Охрана труда», «Радиационная безопасность», «Основы энергосбережения».

Защита населения и объектов от чрезвычайных ситуаций – раздел учебной дисциплины, предметом изучения которой является система знаний о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их источниках, причинах возникновения, опасных факторах и их воздействии на жизнь и здоровье людей, объекты народного хозяйства и природную среду, о проведении мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и действия в этих ситуациях.

Радиационная безопасность – раздел учебной дисциплины, предметом изучения которой является система знаний о мероприятиях по охране здоровья человека, общества и популяции в целом от вредного воздействия ионизирующих излучений.

Основы энергосбережения – раздел учебной дисциплины, предметом изучения которой является система знаний и умений эффективного и рационального использования топливно-энергетических ресурсов.

Охрана труда – раздел учебной дисциплины, предметом изучения которой является система безопасного взаимодействия человека с производственной средой ради сохранения его здоровья, жизни и работоспособности.

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности человека» предназначена для формирования у будущих специалистов соответствующего уровня культуры безопасности и других необходимых профессиональных компетенций в области безопасности.

Цель учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности человека» – дать студентам целостное представление о безопасном взаимодействии человека с окружающей средой, принципах, методах и системе защиты населения от опасностей в чрезвычайных обстоятельствах, помочь овладеть основными навыками безопасного образа жизни и выполнения своих профессиональных обязанностей и гражданского долга в условиях возможных чрезвычайных ситуаций.

Задачи учебной дисциплины:

– освоение студентами системы знаний, умений, видов деятельности и правил поведения, направленных на формирование способности предупреждать воздействие вредных и опасных факторов среды обитания или минимизировать последствия воздействий для сохранения жизни и здоровья, и обеспечения нормальных условий жизнедеятельности;

– овладение совокупностью знаний о рациональном природопользовании и охране окружающей среды, путях достижения устойчивого эколого-экономического равновесия и мерах предотвращения экологического неблагополучия геосфер Земли.

– развитие способности осуществлять контроль над рациональным использованием тепловой и электрической энергии, предупреждать её потери, содействовать внедрению энергосберегающих технологий в производственном коллективе и в быту.

 

В результате изучения учебной дисциплины студент должен:

знать:

- основные механизмы взаимодействия живых организмов и человека с окружающей средой;

- системы мониторинга, методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций и мероприятия по их предупреждению;

- способы выживания человека и концептуальные основы функционирования экономики в условиях чрезвычайных ситуаций;

- структуру, задачи, функции государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и систем гражданской обороны;

- возможные последствия для экономики страны чрезвычайных ситуаций, характерных для Республики Беларусь;

- теоретические основы гигиены труда, техники безопасности и пожарной безопасности;

- основополагающие законодательные и нормативные технические акты в области охраны труда и их применение;

- принципы нормирования и профилактики вредных и опасных производственных факторов;

- эргономические требования к организации рабочих мест руководителей и специалистов;

- приоритетные направления энергосбережения в различных сферах общественного производства;

- технические средства контроля и рационального использования энергетических ресурсов;

уметь:

- использовать основные экологические понятия для оценки состояния экосистем и прогнозирования их развития;

- решать простейшие задачи динамики популяций;

- выявлять факторы экологической опасности для человека;

- пользоваться методиками прогнозирования и оценки обстановки в чрезвычайных ситуациях;

- правильно действовать в условиях чрезвычайных ситуаций и принимать соответствующие решения;

- соблюдать требования безопасности на рабочем месте, организовывать работу по охране труда в структурных подразделениях;

- осуществлять контроль за соблюдением правил охраны труда и пожарной безопасности на рабочих местах, в структурных подразделениях и в процессе трудовой деятельности;

- составлять локальные нормативные правовые акты по охране труда (положения об обязанностях должностных лиц, инструкции по охране труда, программы инструктажей и др.);

- проводить расследования и учет производственных несчастных случаев и профессиональных заболеваний;

- использовать принципы энергосбережения в своей практической деятельности;

- осуществлять нормирование и учет расхода энергоресурсов;

- проводить технико-экономическую оценку энергосберегающих мероприятий;

владеть:

- навыками проведения системного анализа экологической ситуации;

- навыками выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

- навыками выполнения мероприятий по обеспечению безопасности функционирования объектов экономики в техногенных, природных, экологических и биолого-социальных чрезвычайных ситуациях;

- навыками применения средств коллективной и индивидуально защиты от вредных и опасных производственных факторов, первичных средств пожаротушения;

- современными приемами управления эффективностью и энергосбережением.

Для организации самостоятельной работы студентов по дисциплине следует использовать информационные технологии: разместить в свободном доступе комплекс учебных и учебно-методических материалов (программа, методические указания к семинарским занятиям, список рекомендуемой литературы, задания для самоконтроля, электронные пособия и учебники и др.).

Программа рассчитана на 42 часа занятий, из которых 28 часов отводится на аудиторные занятия.

Для специальности 1-33 01 05 «Медицинская экология» 60-16/уч. (заочная сокращенная) на лекции отводится 4 ч., на практические занятия – 2 ч.

Для специальности 1-33 01 05 «Медицинская экология» № 84-17/уч. (заочная) на лекции отводится 4 ч., на практические занятия - 2 ч.

Форма текущей аттестации по дисциплине – зачет в 7-м семестре.

Форма получения высшего образования – заочная и заочная сокращенная.

Контроль знаний при преподавании дисциплины предполагает опросы студентов на практических занятиях и написание контрольной работы, при этом при проведении практических занятий следует обратить внимание на обсуждение вопросов и решение задач с прикладным содержанием. Следует организовать управляемую самостоятельную работу студентов, включающую в себя выполнение индивидуальных заданий.

 

 


 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Раздел 1. Безопасность жизнедеятельности человека, как научно-практическая дисциплина

Основные понятия, термины и определения. Безопасность жизнедеятельности человека, как научно-практическая дисциплина. Ее цели и задачи. Система «человек – среда обитания». Понятия: безопасность, опасность. Номенклатура опасностей. Таксономия опасностей. Идентификация опасностей. Аксиома потенциальной опасности деятельности. Квантификация опасностей. Понятие риска. Концепция приемлемого (допустимого) риска. Методические подходы к оценке уровня риска.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: