C'est la vie, или Такова жизнь 9 глава




Как поведала королева, в одной из комнат ее замка была установлена таинственная машина, центральную часть которой составляло вращающееся зеркало, в котором возникали образы тех или иных людей.

По ее словам, в зеркале возникали какие-то непонятные картины, меняющиеся после каждого поворота его плоскости. После первого же такого поворота она увидела смертное ложе младшего сына и рыдающую над ним женщину. Это была его жена — Мария Стюарт.

Далее, вспоминала Екатерина, «были картины каких-то празднеств, философских диспутов, но я никого не узнавала… Их сменили огни пожаров и потоки крови — это была ночь святого Варфоломея… Еще одно ложе смерти, пышное, королевское… Лицо мужчины, но с женскими серьгами и ожерельями — увы, это был Генрих Третий, потом — обнаженные тела, странные пляски… Да, это были приметы его царствования… Затем в зеркале появилась чья-то большая тень. Нострадамус не смог или не захотел ответить, кто это… Во время ночи Святого Варфоломея, поддавшись уговорам Марго, я сохранила жизнь этого беарнца, ее мужа… Теперь я поняла, чья это была тень…»

Все виденное, вернее, предвиденное, сбылось со временем с поражающей точностью.

Как и многие из пророчеств Нострадамуса.

В них обнаруживали себя Сталин и Гитлер, Джон Кеннеди и Михаил Горбачев, в них присутствуют и мировые войны XX века, и освоение Космоса, и многое другое, в зависимости от угла восприятия и точки зрения…

 

Зеркало Бытия

 

 

Зеркалом бытия принято называть искусство той или иной эпохи, отражающее своими специфическими средствами не только видимую, поверхностную сторону жизни, но и ее глубинный смысл, ее сокровенную суть.

Пафос искусства эпохи Возрождения состоит, пожалуй, в таком бесспорном постулате: «Смыслом жизни является сама жизнь». Жизнь — с ее радостями и печалями, взлетами и падениями, с ее страстями, присущими нормальному здоровому человеку, который верит в Бога, но при этом не верит поповским разглагольствованиям об антагонизме между телом и душей.

 

 

КСТАТИ:

 

«Душа телесна!» — Ты всех уверяешь смело;

Я соглашусь, любовию дыша;

Твое прекраснейшее тело

Не что иное, как душа!

 

Михаил Лермонтов

 

 

Средневековая концепция глобального греха лопнула, как мыльный пузырь, когда победивший гуманизм решительно провозгласил отход от теократического (центр — Бог) к антропоцентричному (центр — Человек) мировоззрению, которое сориентировано на уникальность человеческой личности и ее самоценность.

В изобразительном искусстве Ренессанса возвращение античных традиций воплотилось в прекрасных образах совершенно реально живущих и столь же реально чувственных женщин. Мы видим их на полотнах великих мастеров той эпохи, центральным образом которой была языческая Венера — богиня любви в простом, доступном и естественном понимании этого слова.

Мифическая богиня предстает на полотнах живописцев подчеркнуто земной, даже как-то нарочито реалистичной, давая понять зрителю, что перед ним — прежде всего обнаженная женщина, способная вызывать совершенно конкретные эмоции и влечения, а то, что она является богиней, лишь подчеркивает связь между людьми и богами, которые подчиняются тем же, что и люди, законам Мироздания.

Такова «Спящая Венера» Джорджоне, таковы и все другие Венеры из огромной галереи вызывающе чувственных образов, созданных художниками той эпохи.

Как правило, женщины на полотнах живописцев Ренессанса — созревшие, распустившиеся цветы, способные дарить всю возможную гамму чувственных ощущений и вызывающие тот самый эмоциональный отклик, который через четыре, примерно, столетия закомплексованные и зашоренные, но при этом необычайно авторитетные эксперты будут уверенно относить к наиболее характерным признакам порнографической продукции.

 

 

КСТАТИ:

«Некий содомит возбуждался, рассматривая учебник зоологии. Следует ли признать эту книгу порнографическим изданием?»

Станислав Ежи Лец

 

 

Это был не просто дерзкий эпатаж ханжей и мракобесов, это была демонстрация определенного мировоззрения, не только посмевшего отличаться от общепринятого, но и ниспровергающего его.

И в центре этого мировоззрения находился Человек, с его плотскими радостями и богатым внутренним миром, с его ликом, символизирующем неповторимость каждого индивидуума…

 

Бесспорно, наиболее величественной фигурой этой эпохи, столь густо насыщенной гениями и великими мастерами, был Леонардо да Винчи (1452—1519 гг.), живописец, скульптор, архитектор, инженер, ученый, философ — воплощение идеала «универсального человека» поры Ренессанса.

Он знал и умел так много, и при этом его знания и умения были настолько совершенны, настолько превосходили стандартные представления о возможностях человека, что и в эпоху Леонардо, и в наши дни время от времени возникает странный вопрос: «А человек ли он?» Вопрос, конечно, очень странный, но мало кто решился бы дать на него уверенно утвердительный ответ…

Он был сыном богатого землевладельца и простой крестьянки Катарины, которую, после разрешения от незаконного бремени, выдали замуж за крестьянина, польстившегося на ее красоту и хорошее приданое.

Мальчик воспитывался в семье отца, где благодаря острому уму, коммуникабельности и необычайной красоте был всеобщим любимцем и баловнем.

В 1466 году, в 14-летнем возрасте, Леонардо да Винчи поступил учеником в мастерскую живописца Вероккьо. Через шесть лет он уже был признанным мастером.

Кроме того, этот юноша становится блестящим музыкантом, певцом, мастером по изготовлению музыкальных инструментов, не говоря уже об ошеломляющих успехах в инженерном деле, механике, химии, зодчестве, ваянии, верховой езде, фехтовании и т.д.

При этом он был высок, красив и необычайно силен физически: будучи левшой, он правой рукой запросто сминал подкову.

Его характер все окружающие считали очень и очень странным. Он, например, не выказывал никаких эмоций ни по какому случаю, был до неправдоподобности равнодушен и ко всему, что принято считать добром, и ко всему, что принято считать злом, то есть в своих проявлениях напоминал заводную куклу, но никак не живого человека.

Зигмунд Фрейд, анализируя эту особенность характера Леонардо, объяснял ее глобальностью мышления, игнорирующего наработанные нравственные стереотипы.

 

 

АРГУМЕНТЫ:

«Он отвергал, как известно, мясную пищу, потому что считал несправедливым отнимать жизнь у животных и находил особое удовольствие в том, чтобы давать свободу птицам, которых он покупал на базаре. Он осуждал войну и кровопролитие и называл человека не столько царем животного царства, сколько самым злым из диких зверей. Но эта женственная нежность чувствований не мешала ему сопровождать приговоренных преступников на их пути к месту казни, чтобы изучать их искаженные страхом лица и зарисовывать в своей записной книжке… Он кажется часто индифферентным к добру и злу, — или надо мерить его особой меркой…»

Зигмунд Фрейд. «Леонардо да Винчи. Воспоминания детства».

 

 

Он во многом был особым. Пользуясь огромным успехом у флорентийских дам и накопив весьма богатый сексуальный опыт, он вдруг меняет ориентацию и становится активным гомосексуалистом, за что чуть было не попадает на костер инквизиции. Молва приписывала ему недозволенные сношения со всеми учениками, которые были, как на подбор, юными красавцами…

Впрочем, какое это имеет значение, если только лишь его гениальная живопись способна послужить оправданием жизни многих и многих поколений благонамеренных ортодоксов?

Я не устану повторять, что люди вовсе не для того взращены на этой планете, чтобы соревноваться с животными в быстроте передвижения, поднятии тяжестей, агрессии, потреблении пищи, размножении и т.п. В чем не находит должного применения человеческий интеллект — этот величайший дар Природы, предусматривающий совершенно особую миссию Человека в этом мире.

 

 

КСТАТИ:

«Как страшен может быть разум, если он не служит человеку».

Софокл

 

 

Его разум намного опережал не только время, в котором он жил, но и многие грядущие эпохи. К примеру, в 1499 году Леонардо для достойной встречи в Милане французского короля Людовика XII сконструировал механического льва, который сделав несколько шагов навстречу высокому гостю, садился на задние лапы, раскрывал свою грудную клетку и демонстрировал находящийся там букет из лилий — символов власти французских королей.

Леонардо да Винчи изобрел скафандр, подводную лодку, пароход, броненосец, вертолет, велосипед, планер, парашют, танк, пулемет, отравляющие газы и дымовую завесу. Это если не считать оформленными изобретениями мощнейшие (и по нашим временам) подъемные механизмы, текстильные машины, ирригационные системы, увеличительное стекло и т.д.

И, естественно, непревзойденные шедевры живописи:

1483—1494 гг. «Мадонна в скалах». Лувр.

1495—1497 гг. «Тайная вечеря», монастырь Санта-Мария делле Грацие.

1503 г. «Джоконда», Лувр.

1500—1507 гг. «Святая Анна с Марией и младенцем Христом».

1515—1517 гг. «Святой Иоанн Креститель», серии рисунков.

Но и это не все. В 1494 году им были сделаны очень странные записи, рисующие картины грядущего или отдельные приметы других времен. Например, изобретение телефона («Люди будут разговаривать друг с другом из самых отдаленных стран и друг другу отвечать»), телевидения («Люди будут ходить и не будут двигаться; будут говорить с тем, кого нет, будут слышать того, кто не говорит»), и даже все криминальные «прелести», связанные с современными успехами трансплантации («Многочисленны будут те, у кого будут отняты их маленькие дети, которых будут свежевать и жесточайшим образом четвертовать!») и так далее.

Так что Леонардо да Винчи — не просто «культурный деятель эпохи Возрождения», как принято сообщать о нем в учебниках. Весьма вероятно, что он — один из Мессий, которые время от времени посещают нашу беспутную планету, пытаются чем-то помочь ее обитателям, щедро наделенным искрами интеллекта, и уходят, убедившись в бесплодности своих усилий, как великий Леонардо, заметивший, что «некоторые люди должны называться не иначе как проходами для пищи, производителями дерьма и наполнителями нужников, потому что от них в мире ничего другого не видно…»

Со времени Леонардо число этих «некоторых» сильно возросло, потому что именно они проявляют способность к интенсивному размножению, подобно бурьяну, подавляющему полезные злаки на поле, называемом человеческим сообществом.

 

Вторым по значению, после Леонардо, принято считать великого художника той, да и всех других эпох, — Рафаэля Санти (1483—1520 гг.), автора бессмертной «Сикстинской Мадонны».

В конце 1508 года Рафаэль по приглашению Папы Юлия II переезжает из Флоренции, где он уже котировался как талантливый мастер живописи, в Рим. Там он очень скоро приобретает известность того уровня, которая позволила ему занять ведущее место среди художников, работавших при дворе Юлия II, а затем его преемника Льва X.

Главная тема его живописи — Мадонна с младенцем, ей посвящено свыше десяти полотен. Мадонны Рафаэля — вполне земные женщины, наделенные той неброской красотой, которая как бы светится изнутри, сквозь кожу, так мастерски выписанную художником. Глядя на этих женщин, будто намеренно созданных для чувственной любви в самых ярких ее проявлениях, не можешь освободиться от досадливой мысли о непорочности зачатия, исключающей шквал удовлетворенной страсти.

В этих Мадоннах Рафаэль воплотил свои представления о красоте флорентиек, одной из которых он посвятил такое стихотворение:

 

В сиянии лучей твой образ милый —

Всегда его хранит моя душа.

Начну писать и вижу — нет той силы,

Той прелести… О, как Вы хороша!

 

В Риме молодой художник назначается на высокую должность «живописца апостольского Престола». Ему доверена роспись парадных покоев Ватиканского дворца. Эта блестяще выполненная работа приносит Рафаэлю и славу, и материальное благополучие.

Но, бесспорно, вершиной его творчества становится «Сикстинская Мадонна», написанная в 1513 году — одно из самых значительных достижений человеческой цивилизации.

Чезаре Ломброзо упоминает о том, что итальянский живописец Франчиа умер от восхищения, увидев «Сикстинскую Мадонну».

Весьма вероятно…

Моделью этой Мадонны послужила некая Форнарина, дочь простого римского булочника, любовница великого художника. Миленькое свежее личико, которое дышит искренней любовью и предчувствием неизбежной жертвы…

Ошеломленный Василий Жуковский назвал эту Мадонну «одушевленным престолом Божиим, чувствующим величие сидящего».

А вот прелестная модель никак не чувствовала величие своего возлюбленного. Она его просто любила, как может женщина любить мужчину, и ей было абсолютно все равно, великий он художник или же бесталанный пачкун…

Их любовь классифицировалась как «преступная». Девушку яростно упрекали в легкомыслии, в безнравственности, собственно, во всех возможных грехах, однако когда Рафаэль умер во цвете лет, она, совсем еще молодая, постриглась в монахини.

Позднейшие исследования определили ее настоящее имя. Теперь доподлинно известно, что «Сикстинскую Мадонну» Рафаэль писал с прекрасной Маргариты Лутти.

А еще он известен как руководитель строительства собора Святого Петра в Риме, церкви Сан Элиджо, капеллы Киджи и церкви Санта Мария.

Да что там… Он — Рафаэль, и этим все сказано.

 

И третий столп эпохи — Микеланджело Буонаротти (1475—1564 гг.). Тот, который сказал, что скульптор берет глыбу мрамора и лишь отсекает от нее все лишнее…

Великий скульптор, живописец, архитектор, поэт.

Уже в ранних произведениях Мастера прослеживаются характерные черты его творчества: монументальность, динамичность, драматизм в сочетании с поклонением человеческой красоте.

Его «Давид», названный современниками «Гигантом» не только потому, что он был высечен из огромного мраморного монолита (высота статуи 5,5 м), стал символом величия и непобедимости человеческого духа. Недаром же «Давид» был установлен на центральной площади Флоренции и считался с тех пор покровителем города.

Второй знаменитый шедевр скульптора — «Моисей», излучающий нравственную стойкость и красоту цельной и сильной человеческой личности.

Творчеством Микеланджело освящены также свод Сикстинской капеллы в Ватикане, ансамбль церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, ансамбль Капитолия в Риме и, конечно же, собор Святого Петра, где объединились усилия двух гениев, — его и Рафаэля…

Вот так следует заявлять о себе на скрижалях Истории, а не количеством отрубленных голов и не покоренными землями, которые все равно отпадут, отторгнутся, в очередной раз доказав абсолютную бессмысленность самой идеи такого покорения.

Эти трое, — Леонардо, Рафаэль и Микеланджело, трое гениальных флорентийцев, прославили Италию на весь мир и на все грядущие времена, они, а не Борджиа и не Муссолини. И не пираты, не футболисты и, конечно же, не смазливые дылды, якобы защищающие своими ляжками честь страны на каком-нибудь конкурсе типа «Мисс Глобус»…

Честь — это честь, и не следует ее путать с комплексом неполноценности.

 

 

КСТАТИ:

«Существует понятие чести среди карманных воров и понятие чести среди шлюх. Все дело в том, что применяются разные мерки».

Эрнест Миллер Хэмингуэй

 

 

Мерки, конечно, разные, но все же существуют так называемые общечеловеческие ценности, столь нелюбимые поборниками национально-территориальных математик, физик и биологий. Собор Василия Блаженного в Москве — это общечеловеческая ценность, как и собор Святого Петра в Риме, а также «Сикстинская мадонна», «Давид» или иконы Андрея Рублева.

 

Эпоха Возрождения, как, пожалуй, никакая другая, богата бессмертными шедеврами, авторы которых составляют ту группу исторических персонажей, которую можно было бы назвать элитой человечества, в отличие от подавляющего большинства монархов, президентов и прочих правителей, а также политиков, финансистов, военачальников, чиновников — словом, всех тех, которые оказались в нужное время в нужном месте и при этом доказали свою полезность тем, кто оказался там чуть раньше их, только и всего…

А эти люди, элита, отмечены печатью Божьей, и это совсем иное — то, что называется «эксклюзив».

Антонио Аллегри (Корреджо), Тициано Вечельо (Тициан), Якопо Робусти (Тинторетто), Доменико Теотокопули (Эль Греко), Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах, Альбрехт Альтдорфер, Ханс Хольбейн, Иероним Босх, Питер Брейгель Старший, Рембрандт ван Рейн, Диего Веласкес, Питер Пауль Рубенс, Сандро Ботичелли, Доменико Гирландайо, Пьеро делла Франческа, Франц Хальс, Жак Калло, Джулио Романо, Агостино Караччи

И это, кроме перечисленных выше главных действующих лиц Ренессанса, только живописцы, а ведь в ту эпоху блистали еще и великие архитекторы, изобретатели, музыканты… Верно говорится, что трудно отыскать изюминку в корзине с изюмом…

 

 

КСТАТИ:

 

Ива склонилась и спит.

И кажется мне, соловей на ветке —

Это ее душа.

 

Басё (Мунэфус Мацуо)

 

 

Песни ренессансного соловья слагали художники слова, заговорившие живым языком любящих, страдающих, ненавидящих или счастливых людей. Разговорный язык литературных произведений стал характерной приметой эпохи возрождения традиций жизнелюбивой античности.

Во Франции живым языком заговорили поэты «Плеяды», в Испании — Мигель де Сервантес Сааведра (1547—1616 гг.), в Португалии — Луис де Камоэнс (1524—1589 гг.), в Италии — Торквадо Тассо (1544—1595 гг.), Джованни Боккаччо (1313—1375 гг.), Поджо ди Гуччо Браччолини (1380—1459 гг.), Пьетро Аретино (1492—1556 гг.), во Франции — Франсуа Рабле (1494—1553 гг.), Маргарита Наваррская (1492—1549 гг.), Пьер де Бурдей (1540—1614 гг.), в Германии — Себастьян Брант (1457—1521 гг.), в Англии — Джеффри Чосер (1340—1400 гг.), Кристофер Марло (1564—1593 гг.), Уильям Шекспир (1564—1616 гг.) и др.

Язык их произведений был не просто разговорным, он был вызывающим, зачастую шокирующим — в азартном стремлении дискредитировать мертвящие идеи отрешения от радостей истинного бытия во имя благодати на том свете.

 

Самым ярким литературным символом эпохи Ренессанса является, бесспорно, роман Джованни Боккаччо «Декамерон», написанный между 1348 и 1353 годом.

Этот шедевр занял свое достойное место в Истории не только благодаря своим бесспорным литературно-художественным достоинствам, но и потому, что это была первая книга, изданная типографским способом. Самое первое ее издание датировано 1371 годом.

Автор «Декамерона», Джованни Боккаччо, в юности служил при дворе неаполитанского короля, дочь которого, красавица Мария д'Аквино, стала его первой любовью и пылкой любовницей. Ее образ Джованни запечатлел в своих произведениях под именем Фьяметты.

Позднее он переезжает в Рим, поступает на службу в Ватикан, много путешествует, выполняя дипломатические поручения папы, а затем выходит в отставку, покупает дом в окрестностях Флоренции и на досуге пишет свое великое произведение…

Роман состоит из ста новелл. Согласно сюжетной канве, эти новеллы рассказывают в течение десяти дней семь молодых дам и три кавалера, которые, спасаясь от эпидемии чумы, охватившей Флоренцию в 1348 году, находят убежище на уединенной загородной вилле. Там, изолированные от мрачных реалий, они рассказывают разные истории, каждый свою и в определенной последовательности.

Перед читателем проходит нескончаемый парад колоритных образов самых разных представителей той и предыдущих эпох: короли и бездомные нищие, султаны и странствующие монахи, высшее духовенство и разбойники, благонравные матери семейств и уличные проститутки, озорные жены и их простоватые мужья, коварные соблазнители и их доверчивые жертвы, ненависть и любовь, порок и добродетель…

Но красной нитью через весь «Декамерон» проходит тема Церкви, ее двойной морали, деспотизма и мракобесия, алчности и вопиющей безнравственности священников всех уровней.

Вторая из основных тем романа — показная, официальная добродетель, нещадно осмеянная остроумным и дерзким автором.

И над всем этим многоцветьем тем, персонажей, ситуаций и событий победно царит всемогущий Эрос, вполне доказательно утверждая торжество естественных законов над законами, придуманными людьми неполноценными для того, чтобы властвовать над людьми самодостаточными.

Именно эротические новеллы принесли громкую славу «Декамерону», подчас довольно скандальную и связанную с забавными курьезами, наглядно демонстрирующими агрессивную косность блюстителей общественной морали всех без исключения последующих эпох.

Наиболее известные новеллы стали классическими образцами литературы эпохи Возрождения.

К их числу, конечно же, следует отнести знаменитую новеллу о деревенском парне по имени Мазетто, который устроился садовником в женский монастырь, притворившись немым…

Другая известная новелла повествует о некоей Перонелле, прелестной и озорной жене трудолюбивого и покладистого каменщика, которая в его отсутствие принимала любовника, но муж неожиданно рано возвращается домой. Перонелла, не растерявшись, представляет дело так, что Джаннело, любовник, будто бы пришел покупать бочку и согласен ее купить, но при условии, что она будет очищена от гущи, приставшей к ее дну.

Простодушный муж с готовностью залезает в бочку и тщательно чистит ее дно. Перонелла, нагнувшись над бортом бочки со свечой в руке, указывает ему, где еще нужно поскрести, а в это время любовник пристраивается к ней сзади и завершает прерванный несвоевременным возвращением мужа сексуальный акт…

Герой еще одной знаменитой новеллы — недалекий брат Пуччо, мечтающий достичь подлинной святости, по совету молодого и далеко не чуждого плотским радостям монаха дона Феличе накладывает на себя весьма суровую епитимью: в течение сорока дней поститься и каждую ночь, глядя на небо, молиться, опершись спиной на стол, причем в отдельном помещении. И вот, в течение всего этого срока брат Пуччо усердно молится, а в соседнем помещении его жена столь же усердно занимается любовью с бравым монахом…

Действие одной из популярнейших новелл «Декамерона» разворачивается в пустыне, где обитает отшельник по имени Рустико. В его хижину неожиданно приходит дочь одного берберийского богача, юная и очаровательная Алибек. Девушка желает узнать, в чем состоят особенности христианского богослужения, и он начинает рассказывать Алибек о Боге и дьяволе, о гордыне и коварстве последнего, о том, что наилучший способ угодить строгому христианскому Богу заключается в том, чтобы как можно более решительно и непреклонно загнать этого гнусного дьявола туда, где ему положено находиться — в ад.

Красавица живо интересуется, как именно это следует делать.

Рустико в ответ предлагает ей делать то же, что и он, после чего раздевается догола.

Бесхитростная Алибек следует его примеру…

Через некоторое время девушка вошла во вкус и стала требовать постоянного «служения Господу», а вот Рустико, питавшийся лишь кореньями и водой, очень скоро начал под разными предлогами уклоняться от контактов «дьявола» и «ада», так как его возможности явно не соответствовали разбуженным потребностям Алибек.

К счастью, все разрешилось наилучшим образом, когда Алибек, ставшая богатой наследницей, вышла замуж.

А такое понятие, как «загонять дьявола в ад», стало крылатой фразой…

 

 

Визет. Мушкетер

 

Монах Альберт, герой другой новеллы, выслушав исповедь смазливой, но крайне самовлюбленной купчихи, заявлявшей, что она настолько прекрасна, что простые смертные не могут рассчитывать на ее взаимность, приходит к ней ночью, переодевшись архангелом Гавриилом, и вовсю занимается с нею совсем не ангельским сексом…

А всеми уважаемый и богатый Пьетро ди Винчоло, застав у своей жены юного любовника, с удовольствием содомирует его, и в семье воцаряются мир и покой…

Достойным венцом темы коварного распутства духовенства может служить поистине знаменитая новелла о священнике доне Джанни, который часто останавливался на ночлег в доме своего приятеля Пьетро, а у того, конечно же, была молодая и красивая жена…

Они обратились к дону Джанни с просьбой поделиться своими волшебными знаниями и навыками. Тот поначалу отнекивался, но потом согласился провести показательный урок превращения женщины в кобылу, но только при условии абсолютного молчания во время эксперимента.

Супруги согласились на это условие, и вот начался урок…

 

 

ИЛЛЮСТРАЦИЯ:

«Дон Джанни, приказав и Джематте молчать, что бы с нею ни произошло, велел ей раздеться донага и стать на четвереньки, наподобие лошади, а затем начал ощупывать ее лицо и голову, приговаривая: „Пусть это будет красивая лошадиная голова!“ Потом провел рукой по ее волосам и сказал: „Пусть это будет красивая конская грива“. Потом дотронулся до рук: „А это пусть будут красивые конские ноги и копыта“. Стоило ему дотронуться до ее упругой и полной груди, как проснулся и вскочил некто незваный. «А это пусть будет красивая лошадиная грудь, — сказал дон Джанни. То же самое он проделал со спиной, животом и бедрами.

Оставалось только приставить хвост; тут дон Джанни приподнял свою сорочку, достал детородную свою тычину и, мигом воткнув ее в предназначенную для сего борозду, сказал: «А вот это пусть будет красивый конский хвост». До сих пор Пьетро молча следил за всеми действиями дона Джанни; когда же он увидел это последнее его деяние, то оно ему не понравилось. «Эй, дон Джанни! — вскричал Пьетро. — Там мне хвост не нужен, там мне хвост не нужен!» Влажный корень, с помощью которого растения укрепляются в почве, уже успел войти, и вдруг на тебе — вытаскивай! «Ах, Пьетро, голубчик, что ты наделал! — воскликнул дон Джанни. — Ведь я тебе сказал: „Что бы ты не увидел — молчи“. Кобыла была почти готова, но ты заговорил и все дело испортил, а если начать сызнова, то уже ничего не получится».

«Да там мне хвост не нужен! — вскричал Пьетро. — Вы должны были мне сказать: „А хвост приставляй сам“. Вы ведь его низко приставили…». «Ты бы не сумел, — возразил дон Джанни, — Я хотел тебя научить». При этих словах молодая женщина встала и так прямо и сказала мужу: «Дурак ты дурак! И себе, и мне напортил. Ну, где ты видел бесхвостую кобылу? Вот наказание божеское! С таким, как ты, не разбогатеешь».

 

 

В послесловии к «Декамерону» автор пишет, предупреждая возможные упреки в непристойности: «Любую неприличную вещь можно рассказать в приличных выражениях».

И это ему удалось со всем блеском признанного классика мировой литературы.

А что до неприличностей, то история любой страны и любой эпохи — не что иное как собрание сведений, способных в первую очередь привлечь внимание психиатра, сексопатолога, прокурора, полиции нравов, и тут уж ничего не поделаешь….

 

 

КСТАТИ:

«Ужас будущего: говорящие памятники».

Станислав Ежи Лец

 

 

Между прочим, в последней четверти XIX века «Декамерон» был запрещен в США и Великобритании. В течение по крайней мере половины XX столетия этот памятник литературы Ренессанса подвергался бесчисленным арестам в англоязычных странах, где так бескомпромиссно борются за свободу слова и право личности на получение информации любого содержания и направления..

Книга достойна внимания лишь тогда, когда она задевает за живое. Трудно назвать какую-либо книгу, которая привлекала бы к себе столько же внимания, сколько «Декамерон». Да что там «столько же», хотя бы десятую часть. Кроме Библии, разумеется…

 

Восторженный последователь Боккаччо английский поэт Джеффри Чосер написал книгу в духе «Декамерона» — стихотворный сборник «Кентерберийские рассказы», представляющие собой зарисовки нравов современного поэту общества.

Эти зарисовки имели отточенную поэтическую форму и — по большей части — содержание шутливо-эротического свойства. Но, в отличие от «Декамерона», произведение Чосера по возможности обходит церковную тематику, основное внимание уделяя перипетиям светской жизни, где хватало объектов в виде сварливых и похотливых жен, пьяниц-мужей, завистниц-кумушек, озорных служанок и коварных соблазнителей…

Изображая порок, Чосер, в соответствии с английскими литературными традициями, неизменно выносил ему обвинительный вердикт и указывал путь добродетели…

 

 

КСТАТИ:

 

Не говорите мужу о грехах

Его жены, хотя б вы их и знали,

Чтоб ненавидеть вас мужья не стали…

 

Джеффри Чосер

 

 

А в Италии блистал еще один последователь Боккаччо — Поджо ди Гуччо Браччолини. Много лет прослуживший секретарем папской канцелярии, он, как и Боккаччо, не понаслышке знал закулисную сторону жизни высшего духовенства, и это знание нашло свое блистательное отражение в сборнике прозаических миниатюр под названием «Фацеции».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: