IV. Гибель Содома и Гоморры




Местоположение Содомского пятиградия доселе не опреде­лено с достаточною точностью; но большинство новейших гео­графов полагают, что города эти находились к северу от Мерт­вого моря, в той части иорданской долины, которая теперь по­топлена водою. Это само собою предполагает, что Мертвое море уже существовало и раньше катастрофы, так как оно служило бассейном, куда сливались воды Иордана, но, несомненно, было меньших размеров и отличалось другими свойствами, быть мо­жет, было таким же прозрачным и оживленным, как и озеро Галилейское или Геннисаретское. Гибель этих городов есть одно из самых страшных и замечательных событий в Библии, и на нее чаще всего делаются указания как на доказательство страш­ного гнева Божия за попрание всяких законов нравственности. О событии этом повествуется в следующих знаменательных сло­вах: «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба. И ниспроверг города сии, и всю окре­стность сию, и всех жителей городов сих, и (все) произраста­ния земли». Когда Авраам рано утром на другой день взглянул по направлению погибших городов, то увидел: «вот, дым подни­мается с земли как дым из печи». Тут мы видим одно из мно­гих доказательств того, как Господь для наказания людей за без­законие употребляет естественные разрушительные силы. Горо­да погибли не от внутреннего раздора, не от руки врагов, но от такого бедствия, которого невозможно было ни предвидеть, ни избегнуть и о котором объявлено было лишь тогда, когда нечес­тие сделало это страшное наказание неизбежным.

Неудивительно, что такое страшное событие должно было обращать на себя внимание и писателей последующих времен, и указания на него мы встречаем как у позднейших иудейских и новозаветных писателей, так и у языческих. Иосиф Флавий говорит о нем следующее: «Прилегающая к озеру область Содомитская была некогда благословенною страною по своему плодородию, и украшалась многими городами, но теперь она совершенно выжжена. Рассказывают, что за нечестие ее жите­лей она была погублена молнией. Даже до настоящего времени можно видеть некоторые остатки небесного огня и следы пяти городов; в самых плодах появляется зола; по внешности и цве­ту они кажутся настоящими плодами, но стоит только подавить их рукой, как они превращаются в пыль и золу». Св. ап. Иуда в своем соборном послании говорит, что «Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример» всем делателям зла (Иуд. 7). По свидетельству ап. Петра, Бог «города Содомские и Гоморрские осудил на истреб­ление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестив­цам» (2 Петр. 2:6). Но о событии этом свидетельствуют даже языческие писатели. Римский историк Тацит, подробно описы­вая Мертвое море с его поразительными особенностями, затем говорит: «соседняя с ним равнина, некогда плодородная и засе­ленная большими городами, была погублена молнией, следы че­го можно видеть в попаленной земле, теперь совершенно бес­плодной». Древний географ Страбон, говоря о Мертвом море (которое он, впрочем, смешивает с Сирбонским озером на гра­нице Египта), объясняет его необычайные особенности дейст­вием подземных вулканических сил, хотя прибавляет свидетель­ство о сохранявшемся у местных жителей предании, что оно образовалось вследствие катастрофы, погубившей Содом и две­надцать других соподчиненных ему городов, большая часть ко­торых была поглощена водами озера.

Все эти свидетельства с достаточностью подтверждают ис­торическую достоверность страшного события, но вместе с тем, отчасти, способствуют уяснению самого способа гибели горо­дов. Местность эта поражает необычайным изобилием серы. «Серные источники, говорит один из новейших исследователей (каноник Тристрам), повсюду бьют здесь по берегам; сера рас­сыпана или целыми слоями, или кусками и по всей запустелой равнине; вместе с тем смола большими массами всплывает со дна озера, просачивается чрез щели скал, перемешана с песком на самом плесе берега, или даже является с примесью опять се­ры, как бы вследствие какого-то необычайного потрясения... Воспламенение такой массы горючих веществ — от молнии ли, или от другой какой-либо причины, вместе с землетрясением, выбрасывающим смолу или серу из озера, способны сами по себе производить опустошение на прилегающей равнине». Эта особенность, таким образом, сама по себе делает довольно яс­ным способ гибели городов. Для этого нет надобности предпо­лагать даже действие подземных вулканических сил. Все указы­вает именно на воспламенение горючих веществ, находящихся там в таком изобилии, и это воспламенение могло произойти от молнии или другой причины, превратившей всю долину с го­родами в «дымящуюся печь», как и свидетельствует библейское повествование. Плиний говорит, что в Ликии в его время были так называемые Эфестовы горы, которые состояли из такого го­рючего вещества, что его можно было зажигать даже головней; от огня песок на берегу рек становился раскаленным и самая вода по своему серному свойству не только не тушила огня, а усиливала его. Ввиду этого обстоятельства становится понят­ным, почему не осталось и следов от погибших городов, если предполагать, что не вся долина была затоплена озером. Они могли быть построены из того же горючего вещества, от кото­рого и погибли. Катастрофа эта, естественно, произвела глубо­кую перемену в окружающей местности, которая из роскош­ного оазиса превратилась в мрачную пустыню.

Все это, конечно, были лишь второстепенные причины, служащие только к уяснению самого способа гибели нечести­вых городов; но за ними стоит главная и первая причина — во­ля праведного Судии, который самые естественные причины употребляет как орудия и средства к достижению Своих свя­тых целей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: