Вавилонский плен, кроме своего значения как наказания иудейскому народу за его неверность завету с Иеговою, имел еще другое, более важное и глубокое значение для всего человечества. До него избранный народ жил более или менее отчужденно от остального мира, и свет истинной религии лишь изредка или в отдельных случаях проникал за пределы собственно земли обетованной. Теперь с приближением «исполнения времен» свет этот должен был ярко засиять для всех, живущих во тьме и тени смертной, т.е. для всех языческих народов, дотоле погрязавших во тьме идолопоклонства. И этому великому делу оказали чудесное содействие те грозные ассиро-вавилонские завоеватели, которые, сами, не сознавая того, послужили могущественным орудием высшего промышления Божия. Переселяя цвет избранного народа в свою страну, бывшую центром языческой религии и языческого просвещения, они, вместе с тем, переселяли к себе миссионеров и проповедников истинной религии, которая должна была рассеять тьму заблуждения. Влияние это сказалось, отчасти, уже на самих царях завоевателях, как это видно из примера Навуходоносора и Кира; но затем оно распространялось все шире и действовало все глубже. С этого времени иудейский народ сделался народом как бы всемирным: из плена вавилонского возвратилась в землю обетованную лишь незначительная часть его, громадное же большинство или осталось в Месопотамии или понемногу рассеивалось по всем направлениям, повсюду разнося с собою свет истинной религии и знание закона Божия. Эти иудеи, жившие вне Палестины, известны под названием иудеев рассеяния, и они оказали глубокое влияние на последующую судьбу языческого мира.
|
Иудеи рассеяния сначала собственно разделялись на три больших отдела — иудеев вавилонских, сирийских и египетских; но затем завоевания Александра великого и римлян значительно расширили область иудейского рассеяния. Последовавшие перевороты в судьбе мира привели народы в необычайное движение, и поток завоеваний или промышленности быстро захватывал разрозненные части иудейского народа и разносил их по самым отдаленным странам. Преемник Александра великого в Азии, Селевк Никатор, основатель нового царства Сирийского, множество из них переселил из Вавилонии в главные города своего царства, надеясь, что их промышленный и предприимчивый дух послужит к процветанию его государства. И чрез несколько времени в Дамаске они считались уже тысячами и имели несколько синагог; и еще болееих было в Антиохии, сделавшейся впоследствии центром греческой культуры на востоке. Гонения Антиоха Епифана не уничтожили их, а послужили только причиною проникновения их влияния в самые отдаленные части государства, куда убегали иудеи, укрываясь от преследования. В это время они проникли и далее на восток, в Мидию и, особенно в царство Адиавенское (теперешний Курдистан, к северо-востоку от р. Тигра), где влияние их было так сильно, что даже царица Елена и наследный принц Изат сделались прозелитами иудейства. По сю сторону Евфрата иудейское население было рассеяно во многих местах, особенно в Пальмире и даже городах счастливой Аравии. Затем множество иудеев жило в Армении и по различным странам и городам Малой Азии. Антиох Великий (223—187) переселил несколько тысяч иудейских семейств из Месопотамии во Фригию и Лидию и наделил их особыми льготами. Из малой Азии иудеи уже, по влечению своего собственного промышленного духа, расселились по всем островам Эгейского и Средиземного моря, проникли в главнейшие города Греции и Македонии и мы встречаем их в Филиппах, Фессалонике, Верии, Афинах и Коринфе, где у них были или синагоги, или просто молитвенные дома. Тот же дух торговой предприимчивости двигал их еще дальше на запад, в самый Рим, как столицу новой всемирной монархии, и даже в Испанию, где они могли рассчитывать на обогащение как в стране, славившейся своими рудниками золота и серебра. Много иудеев переселено было в Рим Помпеем в качестве пленных, и по освобождении их они сделались римскими гражданами и жили в особом, отведенном им за Тибром квартале. При императоре Августе их числилось в Риме уже до восьми тысяч человек, а затем они размножились до того, что следующие императоры вынуждены были прибегать к таким крутым мерам, как изгнание их из Рима (известные указы Тиберия и Клавдия, предписывавшие иудеям удалиться из Рима). Затем иудейские поселения были рассеяны и по всему берегу северной Африки, и особенно в большом городе Кирене, откуда иудейские пилигримы часто встречались в Иерусалиме (Симон киринеянин — Матф. 27:32). Наконец, поселения их встречались, по свидетельству Филона, от гор Ливийских до самой Эфиопии, куда они, вероятно, переселялись из Аравии, находившейся в постоянных торговых сношениях с этими странами и особенно с Египтом. Казнохранитель царицы Кандакии был из Эфиопии, и то обстоятельство, что он был прозелит, указывает на сильное влияние там иудеев. Но, несомненно, самым важным пунктом иудейского рассеяния была Александрия в Египте. Основанная великим македонским завоевателем в 332 году до Р. Христова, она в течение нескольких столетий была одним из знаменитейших и славнейших городов мира. В то время как, собственно, в Нильской долине продолжало жить древнее египетское население с его религией и обычаями, города Дельты и особенно Александрия наполнялись греками и иудеями. Помимо своего богатства, своих роскошных улиц и зданий, Александрия славилась необычайным оживлением умственной жизни. Птоломей I основал там знаменитый музей, в котором содержалась александрийская библиотека со множеством драгоценных книг, и при нем же были помещения для ученых, художников и поэтов, которые прибывали из всех стран мира, чтобы побывать в главном храме всемирной литературы и искусства. И рядом с этой умственной жизнью кипела деятельность промышленная, так что торговые сношения Александрии простирались до Аравии и Индии, по всем странам Малой Азии и берегам Средиземного моря. Положение иудеев в этом центре мировой жизни (куда первая партия их была переселена самим основателем Александрии) было в высшей степени благоприятное. Пользуясь покровительством правительства, они беспрепятственно предавались всевозможным родам промышленности, жили самостоятельною общиною и управлялись даже своим собственным главою или алавархом, разделявшим, впоследствии, свою власть с особым советом старейшин. Даже в религиозном отношении они находились в весьма выгодном положении, так как у них в Аеонтополе, в Илиопольском округе, был собственный храм, построенный первосвященником Онией (в 150 г.) по плану скинии Моисеевой, и в нем совершалось богослужение в таком же порядке, как и в храме иерусалимском. — Одним словом, иудеи после плена вавилонского рассеялись по всему известному тогда миру, так что римский географ Страбон не без основания говорит, что «едва ли можно найти такое место на земле, где бы не было этого племени и которым оно не овладело бы». И к этому александрийский иудей — писатель Филон прибавляет: «иудеи, не как другие народы, запертые в границах своей страны: они обитают почти по всему миру и расселились по всем материкам и островам».
|
|
При этом особенно замечательно было то, что, несмотря на рассеянность по всему миру, все эти иудеи рассеяния отнюдь не затеривались между иноплеменными и чужеземными народами, а как бы составляли один народ, связанный между собою неразрывными узами. Правда, они забыли свой язык, говорили и писали по преимуществу на греческом языке (вследствие чего и назывались эллинистами); но общая вера в живого Бога, который не переставал иметь попечение о своем избранном народе, не только внушала иудеям чувство своего превосходства над окружающими язычниками с их мертвыми и ничтожными богами, но и охраняла их от смешения с ними. Их привязанность к Моисееву закону также содействовала поддержанию в них сознания своей народности, как отличной от всех других окружающих народов. Закон этот определял каждый шаг их жизни, устанавливал своеобразные нравы и обычаи, давая религиозное значение всякому проявлению жизни и деятельности, и этим воздвигал то средостение, которое не позволяло иудеям смешиваться с язычниками. Кроме того, у них было общее св. Писание, на котором воспитывался весь народ, проникаясь духом, который не имел ничего общего с языческим миром. Учение, преподаваемое св. книгами, дополнялось в синагоге. Где только ни жили иудеи, они непременно собирались по субботам в синагогах, бывших для них школами закона Божия, для общей молитвы и взаимного назидания и изъяснения св. Писания, и эти собрания поддерживали в них общинный дух единения и взаимности.
Кроме св. Писания, в то время уже законченного, у них существовала особая назидательная литература — неканоническая, которая продолжала развиваться в это вре-мя. Среди нее были такие важные сочинения, как книга премудрости Соломоновой, составленная неизвестным автором на основании передававшихся устно изречений мудрейшего царя; сродная с нею книга премудрости Иисуса, сына Сирахова, содержащая в себе мудрые правила на разные случаи жизни; книга Иудифь, содержащая повествование о геройстве этой иудеянки, которой город Ветилуя обязан был спасением от жестокого врага, и книги Маккавейские, содержащие повествование о геройской борьбе Маккавеев за веру. Вся эта литература проникнута глубоким религиозным патриотизмом, который поддерживал в иудеях сознание своего единства по вере и крови. Но одним из самых сильных средств поддержания единства между иудейским миром было его постоянное сношение с Иерусалимом, как общим центром всего иудейства. Каждый год отовсюду через особых уполномоченных различные общины посылали в Иерусалим узаконенную подать в полсикля священного и щедрые приношения; туда же прибывали все, кому нужно было добиться решения каких-либо важных дел от первосвященника или синедриона, а также и все, кто хотел получить высшее образование в школах; наконец, годичные праздники привлекали в Иерусалим тысячи богомольцев, которые стекались положительно со всех концов мира. И, наоборот, из Иерусалима во все страны мира расходились книжники, которые, получив образование в школах «мудрых», искали себе поприща деятельности среди единоплеменников в различных странах. Из Иерусалима же ежегодно рассылались по всем иудейским общинам календари, в которых определялись священные времена, и особые вестники с сообщением о наиболее выдающихся событиях, касающихся иудейского мира. И результатом такого оживленного взаимообщения было то, что разбросанные по всей земле иудеи живо сознавали себя одним народом, и достаточно было донестись до Иерусалима известию, что какая-нибудь иудейская община где-нибудь на Дунае или в Ливийской пустыне терпит голод или нужду, как весь иудейский мир приходил в движение и спешил оказать помощь своим страждущим братьям.
Эта национальная исключительность и взаимная сплоченность иудеев рано стала возбуждать подозрение и вражду в языческих народах, и это неприязненное чувство не замедлило еще более усилиться, когда иудеи явились сильными соперниками в торговых делах и захватывали в свои руки всю промышленность той или другой страны. Главным их занятием была торговля. Мелочная торговля и мелкие денежные обороты были почти исключительно в их руках. В некоторых местах они захватывали в свои руки даже оптовую торговлю. В Александрии почти вся хлебная торговля проходила через их руки, и они были почти исключительными посредниками, через которых Рим производил сношения с отдаленным востоком. Да и вообще, где только можно было заработать деньги, там непременно являлся иудей, и мы встречаем их в Риме в качестве ученых, поэтов, актеров и певцов. Многие из них успели скопить громадные богатства, и влияние их чувствовалось в самых дворцах. Все это, естественно, возбуждало против них туземное население, часто попадавшее в денежную кабалу к ним, и ко времени Рождества Христова языческий мир, даже в лучших его писателях, относился к ним уже с крайнею враждебностью и презрением. Касательно их распространялись чудовищные сказания. Предками их считались прокаженные, изгнанные из Египта. В пустыне, при недостатке воды, один осел будто бы указал им источник, и поэтому они поклонялись ослу, как богу. Даже такой серьезный писатель, как историк Тацит, думал, что Моисей дал им законы, противные всяким человеческим нравам. Запрещение свиного мяса было неистощимой темой остроумия римских юмористов. Где только ни появлялся иудей, его непременно преследовали языческие насмешки; на театральной сцене он был постоянным предметом плоских острот, которые, однако же, всегда вызывали смех, а на улице он часто должен был выносить довольно грубые неприятности от толпы, переходившие иногда в опасные побоища, требовавшие вмешательства правительства, как это не раз бывало, особенно в Александрии и Антиохии.
Несмотря, однако же, на такое отношение языческого мира к иудеям, влияния их на этот мир не отрицали сами язычники, и оно усиливалось с каждым годом. Этому содействовало самое состояние языческого мира. Он клонился уже к упадку и разложению. Великие монархии востока — Египетская, Ассирийская, Вавилонская и Персидская — все поочередно господствовали и исчезли.
Александр Македонский пытался воссоздать их на почве греческой культуры, но созданная им монархия не пережила своего основателя и после его смерти распалась на несколько отдельных частей, которые легко сделались добычею Рима. И вот Рим сделался властелином всего мира. Римские орлы победоносно пронеслись от берегов Евфрата на востоке до столпов Геркулеса на западе, и от берегов северной Африки на юге до Британских островов на севере. Достоянием их сделалась вся площадь земного шара, на которой проходила древняя история и которая включала новые страны с новыми полудикими народами, ожидавшими культурного возрождения. Великолепные военные дороги римлян соединили между собою народы всего цивилизованного мира, и началось изумительное круговращение в области религии, литературы, искусства и промышленности, какого еще не видано было в истории человечества. Рим, как столица мира, стягивал к себе все, что было лучшего в тогдашнем мире, и из него обратно расходилась во все стороны своеобразная римская цивилизация, разносимая легионами, правителями, писателями, купцами и промышленниками всякого рода. Это необычайное взаимообщение народов имело глубокое влияние на религиозно-нравственное состояние языческого мира. В Риме пришли в столкновение между собою всевозможные языческие культы, и их бесконечное разнообразие по необходимости должно было привести к убеждению, что языческие боги составляют лишь произведение самих народов и отнюдь не в состоянии удовлетворять присущей человеку потребности в безусловной истине религии.
Сильнее всего это сказалось на самих римлянах, вера которых в своих богов уже раньше была подорвана распространением греческих философских сочинений, прямо издевавшихся над олимпийцами, как над измышлением детского разума. Но так как человек не может быть без религии, то началось томительное искание истинного Бога, и в поисках за ним перебраны были все известные тогда религии и культы, и чем таинственнее был культ, вроде египетского, тем больше имел он приверженцев. В это же время многие стали невольно обращать внимание и на таинственного Иегову, религия которого поражала изверившихся в своих богов язычников тем сильнее, что она отвергала всякие символы для изображения этого Бога. Иудеи пользовались этим и приобретали себе прозелитов и приверженцев, среди которых были и члены знатных римских фамилий и даже члены императорского дома (императрица Поппея Сабина). Прозелиты разделялись на два класса: пришельцев врат и пришельцев правды, отличавшихся между собою степенью принятия иудейства. Для первых достаточно было общей веры в Иегову с принятием «Ноевых законов», а от вторых требовалось полное подчинение всем постановлениям закона Моисеева. Большинство язычников ограничивалось первою ступенью, но было много и таких, которые вполне принимали иудейство. Этому движению еще более способствовало нравственное падение языческого мира, как неизбежное следствие падения религиозного. Вместе с языческими культами востока в Рим вторгался и тот безнравственный тлен, который был неразлучен с ними. Отсюда началось ужасное общественное разложение, приводившее лучших людей к отчаянию (Рим. 1:26 и сл.). Не видя никакой отрады в настоящем и потеряв всякую веру в будущее, люди задыхались от духовной пустоты и искали себе исхода или в безумных оргиях наслаждений, или же в самоубийстве, которое сделалось самым обычным явлением. Даже знаменитый философ Сенека, удрученный печальною действительностью, указывал на самоубийство как лучший способ избавиться от невыносимого положения. Но самый инстинкт самосохранения противодействовал принятию такого ужасного способа, и потому, естественно, большинство искало другого исхода и находило его в присущей человеческому сердцу надежде на лучшее будущее.
Лучшие язычники стали надеяться, что откуда-нибудь должно было придти спасение, если не от людей, то свыше. И надежда эта как раз совпала с тем ожиданием Избавителя мира, которое все сильнее разгоралось в иудейском мире и все шире распространялось чрез иудеев среди языческих народов. По свидетельству римских историков Светония и Тацита, в то время между римлянами и другими языческими народами ходила широко распространенная молва, что на востоке скоро появится могущественный царь, который покорит себе мир. Римские поэты воспевали ожидаемое появление чудесного избавителя. Виргилий в своей знаменитой четвертой эклоге воспевал младенца, который должен был восстановить золотой век. Младенец этот снизойдет с неба, и на земле водворится мир; щедро будет он изливать свои дары; стада не будут бояться львов, ярмо снимется с шеи пашущего вола, и земледелец уже не будет работать в поте лица своего. Это славное мечтание римского поэта несомненно было отголоском знаменитого пророчества Исаии, что «родится Младенец, которому нарекут имя: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира», и тогда «волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком, и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя поведет их» (9:6; 11:6).
Все таким образом показывало, что приблизилось «исполнение времен». Собственно, среди иудеев ожидание пришествия Спасителя или Мессии достигло наивысшего напряжения. Древние предсказания пророков сделались предметом самого тщательного изучения и истолкования, и самой любимой книгой была книга пророка Даниила с ее точнейшими определениями касательно времени явления Мессии. Неканонические книги подтверждали и разъясняли эти предсказания, дополняя их своими собственными соображениями и заявляя, что скоро сыны Израиля опять будут собраны в Иерусалим из отдаленных стран для поклонения своему Господу Богу (2 Макк. 2:18) и что потомство Давидово будет владеть престолом во веки (1 Макк. 2:57). Эти предсказания получили еще большее развитие в так называемых «Сивиллинских книгах», представляющих собою собрание пророческих изречений в стихах, наподобие языческих оракулов, и написанных, по всей вероятности, каким-нибудь иудеем из Александрии около 140 г. до Р.Х. В них говорится, что скоро должен явиться царь, который положит конец всяким войнам на земле. Язычники, которые соберутся против Иерусалима, погибнут. Под покровительством посланного с неба царя, Израилю будут дарованы мир и благоденствие, и затем сами языческие народы будут также приведены к поклонению истинному Богу и Его храму. Наконец, Бог учредит на земле вечное царство мира, «в которое будут собраны все народы». Ожидание это было до такой степени живо, что самые правители израильского народа во времена Маккавеев принимали власть лишь условно, «доколе восстанет Пророк верный» (1 Макк. 14:41). В народе все невольно чувствовали, что пришло исполнение времен и спасение Израилево. При появлении всякого выдающегося проповедника или пророка все невольно спрашивали, не он ли Христос (Иоан. 1:19, 20; Матф. 11:3). Даже полуязыческие самаряне ожидали, что скоро придет Мессия, который разрешит все спорные вопросы между ними и иудеями касательно религии (Иоан. 4:25). Многие при этом не ясно представляли себе, в каком виде явится Мессия, и ожидали увидеть в Нем просто всемирного завоевателя, который покорит иудеям весь мир и оснует вечную монархию иудейскую. Но все более просвещенные духовно люди ожидали в Нем истинного Мессию, который искупит человека от рабства греху, водворит мир в возмущенной душе, призовет к себе всех труждающихся и обремененных, откроет вековечную истину спасения и оснует вечное царство Божия на земле.
И истинный Мессия пришел, наконец, и в ночь пришествия Его небеса над Вифлеемом иудейским огласились торжественною песнью ангелов, возвещавших наступление новой эры в истории человечества: «Слава по вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение».
Глава: ПРИМЕЧАНИЯ
ПЕРИОД ПЕРВЫЙ
1 Быт. 1:1-25, 30, 31; 2:1-6.
2Глаголу бара соответствует лат. creavit.
3 На это, отчасти, указывает и самый оборот еврейского подлинника в первом стихе: «Берешит бара Элогим эт гаш-шамаим ве эт гаарец, т.е. «В начале сотворил Бог небо и землю».
4 Под небом разумеется как звездный, так, и главным образом, высший духовный мир, сотворение которого совершилось раньше сотворения земли, так что ангелы, как служащие духи, уже исполняли волю Божию и славословили Творца при совершении Им отдельных актов творения (Иов. 38:7).
5 Хаос — от греч. лью, сливаю все вместе, перемешиваю. В Библии это слово не употребляется, но самое понятие содержится в повествовании и находит себе подтверждение у отцов церкви, напр, у Вас. Великого и Григория Богослова. Евр. тогу-ва-богу соответствует этому представлению.
6 См. первое приложение в конце книги.
7 Быт. 1:26-29; 2:7-25.
8 Быт. 3 гл.
9 Форма проклятия змею: «ты будешь ходить на чреве твоем» (Быт. 3:14) дала повод возникновению впоследствии предания, что до этого проклятия змей ходил в стоячем положении. Но этому противоречит самое устройство организма змея, очевидно, приспособленного именно к ползанию, совершаемым с замечательным искусством. Смысл проклятия тот, что в наказание за коварство, сделавшее из змея пагубное орудие исконного врага для погубления человеческого рода, естественный способ его передвижения, отнюдь сам по себе не унизительный и не жалкий, а напротив, возбуждающий удивление своим замечательным проворством и изумительною изворотливостью, сделался отселе знаком и печатью проклятия Божия и, как такой, должен был возбуждать (как и возбуждает теперь) ужас, отвращение и презрение. «Пресмыкание» сделалось отселе синонимом низости и позора.
10 Быт. 4 и 5 гл.
11 Вот последовательный ряд представителей этого поколения: Каин, Енох, Ирад, Мехиаель, Мафусал и Ламех (Быт. 4:18). Встречающиеся здесь имена Еноха, Мафусала и Ламеха не нужно смешивать с подобными же именами в другом поколении — Сифовом.
12 В синод, переводе Быт. 4:23: «я убил мужа в язву мне». Принятая в тексте форма, хотя менее точна, но зато более соответствует общему смыслу этого места.
13 Быт. 4:23, 24.
14 По еврейскому тексту счисление представляется в таком виде: Адам — 130, Сиф — 105, Енос — 90, Каинан — 70, Ма-лелеил — 65,Иаред — 162, Енох — 65, Мафусал — 187, Ламех — 182, Ной — 500, Сим до потопа — 100. Сумма этих цифр — 1656 составляет количество лет от сотворения Адама до потопа.
15 Замечания о библейской хронологии см. в конце книги, прилож. II.
ПЕРИОД ВТОРОЙ
1 Быт. 6:5-8 гл.
2По еврейскому тексту — в самый год наступления потопа.
3Если считать локоть в 21 дюйм (т.е. 12 вершков), то это составит 525 футов длины, 87 1/2ширины и 52 1/2 высоты. По вычислению бл. Августина (о граде Божием 15:26), размеры ковчега в его трех измерениях были те же, что и пропорциональные размеры нормального человеческого тела, «длина которого от подошвы до маковки в шесть раз более ширины груди и в десять раз более толщины или глубины лежащей фигуры человека, измеряемой по прямой линии от земли». В 1609 году один голландец, Петр Янсен в Гоорне, построил корабль как раз по форме Ноева ковчега, и оказалось, что при такой форме корабль представляет гораздо большую вместительность (именно на одну треть), чем при обычной форме построения кораблей. О библейских мерах см. в конце книги.
4 Быт. 9:17.
5 См. в конце книги, прилож. III.
6 Быт. 9:18 — 10-11 гл.
7 Столпотворение вавилонское, Быт. 11:1—9.
8 Разногласие в определении этого времени зависит от того, что единственными данными дляего определения служат лета послепотопных патриархов, показания которых опять значительно расходятся в главных текстах библейской летописи. Родословие послепотопных патриархов начинает Сим, у которого чрез 2 года после потопа родился Арфаксад. В этом показании сходятся все три текста, и потому разницу в показании лет следующих патриархов до рождения ими первого сына можно видеть из следующей таблицы:
Евр. Греч. Самар.
Арфаксад......................................35 135 135
Каинан.......................................... — 130 —
Сала................................................30 130 130
Евер................................................34 134 134
Фалек..............................................30 130 130
Рагав..............................................32 132 132
Серух..............................................30 130 130
Нахор............................................ 29 79 79
Фарра............................................70 70 70
Из этой таблицы видно, что в показаниях лет послепотопных патриархов греческий и самаритянский тексты сходятся между собой, а еврейский уклоняется от них, последовательно умаляя цифру на сто лет и в показании лет Нахора на 50 лет. Такое отступление явно указывает на преднамеренное сокращение лет, и даже целых поколений, так как в еврейском тексте совершенно не значится Каинана. В виду полного согласия греческого и самаритянского текстов, показание их получает больше достоверности сравнительно с еврейским.
ПЕРИОД ТРЕТИЙ
1 Быт. 11:26-32; 12-13 гл.
2 Пребывание Аврама в Египте, Быт. 12:10—20.
3 Разлучение Аврама с Лотом, Быт. 13.
4 Имя этого царя открыто на памятниках и читается Кудур-Лагамар, равно как и имена его союзников. Быт. 14:1—16.
5 Встреча Аврама с Мелхиседеком, Быт. 14:17—23.
6 Четвертое явление Господа Авраму, Быт. 15.
7 Сара и Агарь, Быт. 16.
8Установление обрезания, Быт. 17:10—14.
9 Быт. 14-23-25:1-10.
10 Гибель беззаконных городов, Быт. 19.
11 Быт. 20.
12 Рождение и обрезание Исаака, Быт. 21.
13 Жертвоприношение Исаака, Быт. 22.
14 Кончина Сарры, Быт. 23.
15 Женитьба Исаака, Быт. 24.
16 Последние дни жизни и кончина Авраама, Быт. 25:1—18.
17 Быт. 25:19 - 27, 28:1-5.
18 Дети Исаака, Быт. 25:20—34.
19 Быт. 26; Ср. Быт. 20.
20 Благословения Исаака, Быт. 27:1—40.
21 Удаление Иакова в Месопотамию, Быт. 27:41 — 28:22.
22Быт. 28-30.
23 Видение лестницы, Быт. 28:12—22.
24 Встреча Иакова с Рахилью, Быт. 29:1—12.
25 Женитьба Иакова, Быт. 29:13 и сл.
26 Возвращение Иакова на родину, Быт. 31.
27 Терафимы — небольшие вавилонские изображения идолов, — знак того, насколько идолопоклонство проникло и в дом родства Авраамова.
28 Встреча с Исавом, Быт. 32 и 33.
29 Молитва Иакова, Быт. 32:9—12.
30 Борьба Иакова с Богом, Быт. 32:24—30.
31 Быт. 37, 39-41 гл.
32 Первая поездка сыновей Иакова в Египет. Быт. 42 гл.
33 Вторая поездка братьев Иосифа в Египет. Быт. 43—45.
34 Переселение Израиля в Египет, Быт. 46, 47:27.
35 Благословения Иакова, Быт. 49:1—28.
ПЕРИОД ЧЕТВЕРТЫЙ
1 Исх. 1 гл. и сл.; см. нашу «Библ. историю при свете новейших исследований и открытий», т. I, гл. XXXII, стр. 507 и сл.; Ebers, Egypten u Biicher Moses.
2 Исх. 2-4 гл.
3 Амрам был внук Левия чрез Каафа, Иохаведа доводилась ему теткой (Исх. 6:18—20).
4 Призвание Моисея, Исх. 3 гл.
5 Исх. 5-13 гл.
6 Первая казнь, Исх. 7:17—25.
7 Вторая казнь, Исх. 8:2—14.
8 Третья казнь, Исх. 8:16—19.
9 Четвертая казнь, Исх. 8:20—32.
10 Пятая казнь, Исх. 9:1—7.
11 Шестая казнь, Исх. 9:8-11.
12 Седьмая казнь, Исх. 9:18—34.
13 Восьмая казнь, Исх. 10:3—19. 14 Девятая казнь, Исх. 10:21—29.
15 Установление Пасхи, Исх. 12:1—28.
16 Десятая казнь, Исх. 12:29—33.
17 Исх. 13:17 и сл.
18 Переход чрез Чермное Море, Исх. 13:17—15:21.
19 Исх. 15 гл.
20 Исх. 15:22- 18 гл.
21 Исх. 15:23-26.
22 О станах в пустыне см. прилож. VI.
23 Вади — ложбина, по которой в дождливое время протекает ручей, пересыхающий на лето.
24 Чудесное пропитание, Исх. 16:4—35.
25 О манне см. в конце книги, прилож. VII.
26 1 Кор. 10:4.
27Битва с амаликитянами, Исх. 17:8—16.
28 Встреча с Иофором, Исх. 18:1-27.
29 Исх. 19-32-40; Числ. 1-4 гл.
30 Десятословие, Исх. 20:1—17.
31Поклонение золотому тельцу, Исх. 32 гл.
32 Исх. 34 гл.
33 Построение скинии, Исх. 35—40.
34 Лев. 10:1, 2.
35 Числ. 10:11 - 36.
36 О станах в пустыне см. прилож. VI.
37 Числ. 11.
38 Соглядатаи, Числ. 13 и 14 гл.
39 Считая и те два года, которые израильтяне уже странствовали в пустыне.
40 Числ. 15:32-36.
41 Возмущение Корея, Числ. 16 гл.
42 Жезл расцветший, Числ. 17 гл.
43 Числ. 20:1-13.
44 Числ. 20:1.
45 Кончина Аарона, Числ. 20:22—29.
46 Числ. 21:4-9.
47 Числ. 21:10-35.
48 История Валаама, Числ. 22—24.
49 См. в конце книги, прилож. VIII.
50 Общее название царей амаликитских, как фараон — название царей египетских.
51 Числ. 24:17.
52 Числ. 25-27:31.
53 Прощание и кончина Моисея, Второз. 31—34.
54 Подробнее см. в нашем сочинении: «Законодательство Моисея. Исследование о семейных, общественных и государст-венных законах Моисея, с приложением трактата: Суд над Иисусом Христом с юридической точки зрения». С.-ПБ, 1882 г.
55 Лев. 25:23.
56 Материальное положение колена Левиина в общем было следующее: при разделе обетованной земли им не было дано особого земельного надела, чтобы оно свободнее могло предаваться служению Богу (Числ. 35:2—6; Второз. 18:1—2, 5). Оно получило только для обитания сорок восемь городов, избранных среди различных колен с окружающим их полем в две тысячи локтей. Из них священники, сыновья и потомки Аарона имели тринадцать городов, расположенных в коленах Иуд ином, Симеоновом и Вениаминовом. Шесть из 48 левитских городов были в то же время городами убежища, именно города — Хеврон, Сихем и Кедес к западу от Иордана и Голан, Рамоф Галаадский и Бецер к востоку от него (И. Нав. 20:7—8). Что касается собственно средств существования, то они доставлялись колену Левиину в виде десятины, которая состояла в том, что все израильтяне обязаны были каждый год платить левитам десятую часть своих доходов — от земли и скотоводства (Числ. 18:11-13; Второз. 14:22 и сл.; 15:19; 18:4; 26:2-12; Лев. 7:7—15, 32—34). Левиты, в свою очередь, платили десятину на содержание священников. Эти последние имели, кроме того, долю в большинстве приносившихся народом жертв (Числ. 5:9—15; Второз. 18:3); все дары возношения и все заклятое, т.е. освященное по обету, отходили в их собственность (Числ. 18:10—14). Священникам же отходили и деньги, возвращавшиеся по суду потерпевшим, в случае неоставления ими по себе наследников (Числ. 5:6—8).
ПЕРИОД ПЯТЫЙ
1 Из них Фавор имеет 1 865 фут. высоты, Кармил — 1 720 ф., Гаризим 2 650 ф., Гевал — 2 700, Сион — 2 610, Елеонская — 2 700 ф. над уровнем моря.
2 Указывая на это, Моисей в своем благословении Асирову колену сказал, что оно «окунет в елей ногу свою» (Второз. 33:24).
3 Кн. И. Навина, гл. 1 и сл.
4 Взятие Иерихона, И. Нав. 5:13—6:26.
5 Матф. 1:5.
6 Поражение при Гае, И. Нав. 7.
7 Клятва, И. Нав. 8.
8 Хитрость гаваонитян, И. Нав. 9.
9 Борьба с союзом хананейских царей, И. Нав. 10—12.
10 См. прилож. IX в конце книги.
11 Раздел земли, И. Нав. 13—21.
12 И. Нав. 22 гл.
13 Кончина И. Навина, гл. 24.
14 Общее состояние народа в это время: Суд. 1-3:7. См. в нашей «Библ. Истории при свете нов. исслед.». т. I, стр. 893 и сл. См. также И. Троицкого, «Религиозно-нравственное состояние евреев во времена судей».
15 Суд. 2:10-13.
16 Хусарсафем был царь «Арама двух рек», т.е. Месопотамии. Так как из Арама призываем был и Валаам для проклятия израильтян, то, вероятно, этот царь был союзником постоянных врагов Израиля — моавитян и мадианитян. Суд, 3:8 и сл.
17 Аод, Суд. 3:12-14.
18 Хананейское иго и правление Деворы, Суд. 4 и 5 гл.
19 Имя Барак или Барак — ханаанитского происхождения, и замечательно, что это же имя носила знаменитая карфагенская фамилия Барка, из которой вышел гениальный полководец Ганнибал.
20 Гедеон, Суд. 6-9; Иеффай, Суд. 10 гл.
21 Самозванство Авимелеха, Суд. 9.
22 История Иеффая, Суд. 11—12:7.
23 Суд. 13-16 гл.
24 О законах назорейства см. Числ. 6:1—21.
25 Суд. 17-21; Книга Руфь.
26 1 Книга Царств 1—3.
27 1 Цар. 2:12-25.
28 Рождение и воспитание Самуила, 1 Цар. 1 и сл.
29 Суд Божий над домом Илия, 1 Цар. 4—7:2.
30 Цар. 7:3-17.
31 Правление сыновей Самуила и вопрос об избрании царя, 1 Цар. 8:1-22.
ПЕРИОД ШЕСТОЙ
1 1 Цар. 9-16.
2 Помазание Саула на царство, 1 Цар. 9 и 10.
3 1 Цар. 11.
4 Война с филистимлянами, I Цар. 13 и 14.
5 Поражение амаликитян, 1 Цар. 15.
6Помазание Давида, 1 Цар. 16.
7 1 Цар. 16:14 - 17-31.
8 Единоборство Давида с Голиафом, 1 Цар. 17.
9 1 Цар. 18:6 и сл.
10 Давид и Ионафан, 1 Цар. 18:1; 20.
11 1 Цар. 21.
12 Гонения Саула на Давида и странническая жизнь последнего, 1 Цар. 22 и сл.
13 Кончина Самуила, 1 Цар. 28:3.
14 Нашествие филистимлян и кончина Саула, 1 Цар. 31.
15 Волшебница Аэндорская, 1 Цар. 28:7—25.
16 Кончина Саула, 1 Цар. 31.
17 2 Цар. 1:17-27.
18 2 Цар. 2-7.
19 2 Цар. 4 гл.
20 2 Цар. 5 гл.
21 2 Цар. 5:5.
22 Завоевание Иерусалима, 2 Цар. 5:6—10.
23 2 Цар. 5:10.
24 Перенесение ковчега, 2 Цар. 6.
25 Завоевания Давида, 2 Цар. 8.
26 2 Цар. 7.
27 2 Цар. 9.
28 2 Цар. 11-18.
29 Аммонитская война и падение Давида, 2 Цар. 10—12.
30 Грехопадение Давида, 2 Цар. 11:2 - 12.гл.
31 Семейные огорчения Давида, 2 Цар. 13.
32 Восстание Авессалома, 2 Цар. 14:25, 26; 15 и сл.
33 2 Цар. 16:15-23; 17 и 18.
34 Восстание Савея, 2 Цар. 19:41-43; 20.
35 2 Цар. 21 и сл.
36 2 Цар. 21:1-14.
37 2 Цар. 21:15-22.
38 2 Цар. 22; Пс. 17.
39 Исчисление народа, 2 Цар. 24; ср. 1 Парал. 21,
40 Возмущение Адонии, 3 Цар. 1:5—53.
41 Кончина Давида, 3 Цар. 2:1-11.
42 3 Цар. 2:12 и сл.; 2 Парал. 1 и сл.
43 3 Цар. 3:1; 9:15-17.
44 3 Цар. 3:3-15.
45 3 Цар. 4.
46 3 Цар. 3:16-28.
47 3 Цар. 4:29-31.
48 3 Цар. 4:29-34.49 Построение храма, 3 Цар. 5—7; 2 Парал. 2—7.
50 3 Цар. 6:1 и сл.
51 Освящение храма, 3 Цар. 8 гл.
52 Висон — тончайшая белая полотняная материя, составлявшая в древности принадлежность священных и других высокопоставленных особ.
53 Молитва Соломона, 3 Цар. 8:23—53.
54 3 Цар. 8:65, 66.
55 3 Цар. 9, 10 и 11.
56 3 Цар. 9:1-9.
57 Посещение царицы Савской, 3 Цар. 10.
58 Падение Соломона, 3 Цар. 11.
59 Потворство идолопоклонству со стороны Соломона, 3 Цар. 11:1-8.
60 Восстание на окраинах, 3 Цар. 11:14—25.
61 Восстание Иеровоама, 3 Цар. 11:26—40.
62 3 Цар. 11:41-43; 2 Парал. 9:29-31.