Тема занятия: Секреты кукольного царства.




ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ

UROK_-SEKRETY_KUKOL_NOGO_TsARSTVA

vk.com wall-193954330_28 (мультимедийное сопровождение)

Тема занятия: Секреты кукольного царства.

Вид занятия: Учебное занятие по передаче знаний.

 

Тип занятия: Занятие изучения, усвоения нового материала.

 

Форма организации занятия: коллективная.

 

Цель: Знакомство детей с театральной куклой.

 

Обучающие задачи:

1. Проследить историю развития кукольного театра в России.

2. Показать различные виды кукол, познакомить со специфической терминологией.

3. Познакомить со способами управления кукол.

Воспитательные задачи:

1. Формировать положительный интерес к кукольному театру.

2. Воспитывать сценическую культуру, уважение к труду других людей, бережное отношение к куклам.

Развивающая задача:

1. Развитие коммуникабельности, сценической смелости.

 

Методы и приёмы обучения: рассказ,беседа, практические творческие задания.

 

Средства обучения:

Наглядные пособия: экспонаты, фотографии, чертежи кукол различных видов: вертепные, перчаточные, тростевые, марионетки, планшетные, напольные, куклы «Би-ба-бо», ростовые куклы-люди в масках, шестовые куклы - гиганты.

Технические средства: театральное и мультимедийное оборудование, стол для установки декорации (разновысотной ширмы-терема с открывающимися ставнями).

Аудиовизуальные: музыкальный центр, мультимедиа.

Дидактический материал: куклы различных видов, сценарий.

Ход занятия:

Деятельность педагога. Планируемые вопросы Наглядность. Звуковой ряд Деятельность учащихся. Предполагаемые ответы
Вводная часть (3 мин.) Организационный момент: (Распахивается верхнее окно терема, появляется Петрушка:) -Здравствуйте, ребята! Давайте знакомиться!.. А, впрочем, вы, наверное, знаете, кто я. Петруша - Петрушечка (раскланивается) к вам явился, не запылился и даже не запачкался. Сегодня я хочу вас пригласить к себе в гости в кукольное царство, но чтобы попасть туда и узнать его секреты, надо разбудить его жителей бурными аплодисментами, как это делают зрители в театре перед представлением Аплодисменты! На м.м. экране 1заставка: «Секреты кукольного царства».   Муз. Фон «Пускай мы куклы» Распахиваются окна в тереме. То в одном, то в другом окне появляются разные куклы: 1.Перчаточный скоморох с дудкой, 2. Тростевые: царевна и царь; 3. Марионетки: лошадка и клоун; 4.Гапитные: Колобок и лиса. Приветствие. Размещение на сидениях в творческом полукруге.     Аплодисменты  
Петрушка:- Ребята, как вы думаете, кто командует куклами, кто заставляет их плясать и меня в том числе? Кто тут самый главный?     - Кукловоды, актеры за ширмой...
Почему кукловоды прячутся от нас?       -Чтобы не отвлекать внимание, чтобы куклы были как живые, сами двигались, как настоящие...
  А хотите я вам открою секрет и покажу того, кто мной управляет? Хотите увидеть того, чьим голосом я говорю? Итак, встречайте - руководитель кукольного театра "Кулиска" Ирина Николаевна Брыкалова! (Петрушка исчезает в окне). Аплодисменты!   Аплодисменты
Выход педагога: Здравствуйте, ребята! Скажите, пожалуйста:   Приветствие  
- Любите ли вы играть в куклы?   А я люблю, хоть и взрослая. Только я играю с ребятами в необычные куклы, а театральные! - А хотели бы вы узнать о них побольше и научиться оживлять кукол как волшебники? Тогда садитесь поудобнее и послушайте:   -Да, когда были маленькие, особенно девочки...   -да
Теоретическая часть (8 мин.)    
Кукольный театр появился очень давно. Еще в каменном веке. А может быть и раньше. Тогда куклы совсем не были похожи на тех, в которые мы играем сейчас. Первые куклы изображали животных, их делали из древесины, палочек, кусочков кожи и даже из травы. Кукол—людей не делали, так как люди верили, что изображения людей тоже живые. Раньше в жертву приносили живых людей и животных. Но потом их заменили фигурки, куклы. Так куклы помогли избавиться от жестоких обрядов. Один такой обычай сохранился до наших дней. Но благодаря куклам он превратился в увлекательное красочное зрелище (см. илл. №2). Догадались, что это за праздник? Муз. Фон. «Таинственное прошлое» на экране - слайды по теме:     -Масленица...
На Масленицу сжигается чучело самой Масленицы из соломы, зачем? Куклы-человечки появились намного позднее, чем куклы-животные. В древности люди верили, что кукла может забрать частичку души и повлиять на дальнейшую судьбу обладателя куклы. 2 слайд:«Масленица»   Просмотр слайдов -Чтобы прогнать зиму.
Эту веру колдуны часто использовали в заговорах и во время проведения обрядов (см. илл. №3). Со временем эта вера ослабела и в домах чаще стали появляться куклы, похожие на людей. 3 слайд: «Обряд колдунов»    
Например, на Рождество Христово вырезались фигурки библейских персонажей (см. илл. №4). 4 слайд: «Вертеп»    
Первой сценой для кукольного театра стал ящик для таких кукол - вертеп Со временем вертеп перестал быть домашним театром, появились люди, которые разыгрывали библейские сцены для широкой публики на улицах и площадях. Тогда и появился кукольный театр (см. илл. №5). Затем кукольник Петр Петрович Уксусов изобрел куклу-перчатку и назвал ее своим именем – Петрушка (см. илл. №6) Похож он на моего Петрушку? Чем отличается? 5 слайд: "Вертепщики" 6 слайд: «Петрушка» Муз. Фон «Народные наигрыши»       -Стал симпатичнее: без горба и большого носа
С представлений Петрушки начался настоящий кукольный театр (см. илл. №,7). Как и вертеп, он был небольшой, что позволяло кукольнику выступать на ярмарках, переезжая с места на место. 7 слайд: «Балаган Петрушки»    
Затем в нашей стране появились в начале 20 века первые государственные кукольные театры (см. илл. №8). Самый известный театр, который дал развитие кукольному профессиональному театру во всем мире - это театр Сергея Образцова в Москве, который развивается и в наше время (см. илл. №8). Сейчас различные куклы можно встретить и в театре, и на телевидении и даже на улице на празднике(см. илл. №(9). 8 слайд: С. Образцов. Фото «кукольного папы России» 9 слайд: "Вернисаж современных постановок"  
- Какие передачи с куклами вы видели? (см. илл. №10). - а вы никогда не задумывались, как куклы оживают, при помощи каких действий человека? Чтобы узнать как управляются куклы из передачи "Спокойной ночи, малыши" давайте с вами рассмотрим виды кукол, которые наиболее часто встречаются в наше время и попробуем научиться управлять некоторыми из них, которые есть в нашем театре. 10 слайд: «Спокойной ночи, малыши!» - Телепередачи: «Спокойной ночи, малыши, «Теле-няня», «Сам себе режиссер». "Улица Сезам" и др.
Рассказ, просмотр слайдов. Демонстрация кукол, показ способов управления (10 мин.)   Манипуляция с разными видами кукол. Сравнительный анализ. Беседа.
(см. илл. №11-26): · рука человека. Она по своей анатомии напоминает тело небольшой куклы условно (показываю полет птицы руками, змею) - На кого сейчас похожи мои руки? Попробуйте изобразить пластикой рук еще какое-нибудь живое существо. · плоские и объемные куклы-фигурки (теневые куклы, вертепные-маротки) - малодействующие куклы, статичные. практически изжили себя, но применяются в современном театре как элемент для сценического действия. так как они способны выполнять только 1- 2 движения.Теневой театр сейчас тоже редкость в чистом виде, чаще он применяется как элемент сценического действия. · планшетные (танцующие на столе) управляются при помощи держаков, вмонтированных в подвижные части тела куклы: в голову, корпус и руки. Кукловод не прячется от зрителей, а существует вместе с куклой как актер или элемент декора сцены; · механические куклы самые сложные. Их не возможно сделать. если не знаешь законы механики. Внутри куклы встроены рычаги управления, при помощи тяг кукла управляется снизу, кукла кажется живой, никаких механизмов управления не видно; Одним движением руки можно управлять целым хором кукол.(см. илл. №18) · ростовые куклы - люди в масках. -почему их так называют?(см. илл. №19, 20) Внутри куклы человек управляет ей всем своим телом. мы тоже применяем маски как элемент, но долго в них находится тяжело и плохо слышно голос. -шестовые куклы - гиганты- самые большие, вы бы смогли ими управлять?(см. илл. №21) Они тяжелые ими управлять под силу только в паре, но зато их хорошо видно из далека. Эти куклы часто используют в уличных шествиях. 2 человека приводят куклу в действия. У нас тоже есть такие. - перчаточные небольшие куклы с ладонь человека. Почему их так называют? Кто желает примерить эту куклу? Тело куклы- это кисть руки человека. Указательный палец вставляется в голову, а большой и средний палец- это руки куклы. Попробуйте оживить ее. посмотрите. что кукла умеет делать. С такими куклами мы с ребятами ставим несложные спектакли для малышей. Она очень подвижна. но вращаться вокруг себя на одном месте не может. попробуйте- не получается? Есть один маленький секрет, чтобы кукла смогла вращаться, можно вставить вместо указательного пальца- тросточку. Это открытие помогло появиться на свет · тростевым куклам, которые управляются при помощи тростей. Которые крепятся к рукам куклы и к туловищу как позвоночник. Эта кукла более крупная, ее хорошо видно с большой сцены. Эта кукла сейчас самая популярная. В нашем театре их тоже очень много и в основном они все говорящие, у них открывается рот. Бывают вертикальные куклы- люди и горизонтальные- животные... · марионетки приводятся в движение при помощи нитей. Рычагом управления служит крестовина, количество нитей колеблется от 4 до 32.Чем больше нитей, тем более сложные и разнообразные движения может совершать кукла. Мы не очень любим марионеток- они капризные и часто запутываются. Бывают штоковые и на прутах для четкости движений в пространстве. В Сицилии популярны марионетки на прутах для изображения баталий и сражений; · куклы "Би- ба- бо"- это куклы по принципу рукавички, но тоже ручные куклы, в управлении головой куклы участвует не один палец, а все пальцы руки, располагаясь как в рукавичке - большой палец напротив всех остальных. Что с такой куклой лучше делать, посмотрите, какой у нее подвижный и большой рот?; · напольные. Движется ногами по полу, она крупная, в рост человека, руки и ноги управляются телом человека. Что удобно делать с такой куклой? Эти куклы у нас тоже очень популярны 11 слайд: "Рука - артистка"       12 - 14 слайды: Теневые куклы 15 слайд: Вертепные- маротки 16 слайд: Планшетные 17 слайд: Механические куклы; 18 слайд: Групповой дергунчик 19,20 слайды: Ростовые куклы 21 слайд: Шестовые куклы. (вынос куклы, демонстрация способа управления на ребенке, установка экспоната) 23 слайд: Тростевые куклы(вынос экспоната. показ способа управления на ребенке, установка экспоната) Показ экспоната. манипуляция. Установка экспоната 24 слайд: Марионетки (показ способа управления на ребенке, как держать вагу, установка экспоната) 25 слайд: "Би-ба-бо" (показ способа управления на ребенке) 26 слайд: Напольные куклы Показ способа управления на ребенке   -Птица, змея.     Импровизация с пластикой рук   Манипуляция с экспонатом   - Они в рост человека...     -нет..   - Одеваются. как перчатка...     Манипуляция, наклоны. повороты хлопки и т д.     -нет. Эксперимент с куклой, установка экспоната на выставку     Манипуляция, озвучивание персонажа. Задание "Приветствие".     Манипуляция     Манипуляция, слова приветствия, установка экспоната   -И петь, и танцевать,и разговаривать. и даже бегать и прыгать... Примерка. Манипуляция
Все наши куклы мы изготавливаем своими руками, и вы больше нигде не найдете именно таких кукол. Это результат творчества педагога и детей. К ним надо относиться очень бережно, чтобы не сломать и не порвать. Все они хранятся на подставках и вешалках, Бросать их нельзя.    
Иногда и люди тоже становятся куклами мы сами представим, что мы куклы и нами кто-то управляет. Вставайте в круг! 27 слайд: "Марионетки"  
Угадайте, какими мы будем куклами: - За нити кукол потяни, что хочешь, сделают они? Что за кукла на нитях? Игра-разрядка «Марионетка» (3 мин.) И.П. Стоя, ноги на ширине плеч, руки вверху. Ко всем частям тела тянутся нити, но вот кукловод ослабил нити рук: 1-руки согнуть в локтях; 2-опустили голову; 3—согнули корпус; 4- выпрямили руки вниз; 5- согнули колени. 5- в обратном порядке: ноги выпрямить; 4-руки; 3-корпус; 2-голову; 1- руки вверх И.П. По хлопку - полное расслабление нитей. 2 хлопка - нити натянуть, И.П. Муз. Фон. Песня «По ниточке»     - марионетки. Выполнение разминки в творческом кругу.  
Сейчас мы попробуем стать не только кукловодами, но и артистами современной эстрады.    
Практическая часть (13 мин.) 2 подгруппы по 5 человек 28 слайд: "Весёлое представление всем на удивление"  
1.Петрушка будет конферансье - объявит 1-1 наш номер - Кто желает объявлять номер? Попробуй озвучить Петрушку. раздаточный материал - сценарий. Проба на роль Петрушки. Знакомство с текстом роли, манипуляция в окне терема.
-2 человека будут плясать с перчаточной и тростевой куклой в тереме в верхних окнах. -2 человека развеселят публику марионетками - лошадкой и клоуном в нижнем окне терема.   Раздача кукол. Показ способа «Появление куклы в окне» Манипуляция с тростевой и перчаточной куклой в окнах терема. Манипуляция с марионетками на столе в окне терема.
Выполнение творческого задания 1-й подгруппой.   Петрушка: - Почтеннейшая публика. Не жалейте рублика - пожалуйте к нам на веселое представление всем на удивление: с нами пойте, веселитесь, в царстве кукол очутитесь. Хлопайте в ладоши, зрители пригожие! Муз. сопровождение "Пускай мы куклы" ребенок с куклой Петрушкой объявляет номер из окна терема:     Импровизация под музыку.
Оценка выступления зрителями   Выход на поклон. Аплодисменты
3 человека будут танцевать с лягушатами. Для этого нам ширма не нужна, поскольку куклы эти открытоуправляемые. Номер будут объявлять 2 куклы "Би- ба- бо"     1).-А сейчас лягушата станцуют нам ламбаду... 2).-Нет, нет, нет!- она не в моде, даже устарела вроде, пусть станцуют лучше нам "Танец маленьких утят!" 1). - Нет, нет, нет- каких утят?! - просто танец лягушат! Хором: - Не жалейте ладоши, зрители хорошие! Импровизированный танец с напольными куклами и имитация речи с куклами "Би-ба-бо".
Выполнение творческого задания 2-й подгруппой Муз. сопровождение "Танец маленьких утят" Выполнение задания. Выход на поклон. Представление детей.
- С дебютом вас, ребята! Молодцы, все справились с заданием. Вешайте кукол на место. Садитесь.   29 слайд схема "Виды кукол" Установка кукол на место. Садятся на стулья.
Фото-викторина: (5 мин.) - Перечислите виды кукол, которые вы видите на экране.     Слайды №: 30-теневые; 31-вертепные; 32-планшетные; 33-ростовые; 34- шестовые; 35- механические; 36- механические.   -теневые -вертепные -планшетные -ростовые -шестовые -механические  
Какими видами мы сегодня научились управлять?   - перчаточные -тростевые -напольные -"Би-ба-бо" -марионетки  
Существует великое множество видов кукол. Многие сейчас трансформированы до такой степени, что их трудно отнести к какому- то одному виду. но главное их отличие-Способ управления в пространстве: верховые, низовые и открытоуправляемые.(см. илл.№29)      
Рефлексия: У вас хорошее настроение? Значит, время не прошло даром. У вас появится желание еще побывать в кукольном царстве? Очень много секретов еще хранят его маленькие жители - артисты. А что служит самой большой наградой для артиста? Аплодисменты. Спасибо, вы очень плодотворно сегодня поработали. Благодарю вас за внимание. И прощаюсь - до свидания! Муз. фон: "Песня Петрушки"   Дети аплодируют, уходят с занятия.

Список использованной литературы:

1. Греф А. Театр кукол: метод. пособие. – М.: ВЦХТ, 2003.

2. Детский музыкальный театр: программы, разработки занятий, рекомендации /авт.-сост. Е.Х. Афанасенко и др. - Волгоград: Учитель, 2009. -190 с.

3. Кукольный театр: программа. Рекомендации, мини - спектакли. Пьесы. 1-9 классы/ авт.-сост. А.Д. Крутенкова.- Волгоград: Учитель, 2009.- 200 с.

4. Образцов С. «Моя профессия». - М. Иск- во, 1981.

5. Секреты кукольного театра «Панорама молодёжной эстрады». Лит. Муз. Альманах. - № 1. - 2000.

6. Театральные куклы. Технология изготовления, Спб 2003.

Я познаю мир. Театр: энцикл./ И.А. Андрианова-Голицына; худож. Ю.А. Станишевский, А.А. Румянцев.-М.: АСТ: Астрель: Транзит-книга. 2006



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: