ПРЫЖКИ В ДЛИНУ С РАЗБЕГА СПОСОБОМ «СОГНУВ НОГИ»
Дальности прыжка в длину в основном зависит от угла вылета общего центра массы тела, определяемого действием прыгуна в отталкивании, и величины скорости полета, во многом зависящей от скорости разбега перед отталкиванием.
Обучение и последующее совершенствование техники прыжка в длину обычно сопровождается многократным повторением его элементов и целостного упражнения.
Задачи обучения
Научить основам техники прыжка в длину с места.
Научить основам правильного приземления после прыжка.
Научить основам техники прыжка в длину с разбега.
Методическая последовательность обучения
I. Упражнения для овладения основами техники прыжка в длину с места:
И. п. – полуприсед, руки отведены назад. Выполнить энергичный мах руками
вперед-вверх с одновременным разгибанием ног и подъемом на носки.
И. п.—.то же, что и в упражнении 1. Выполнить прыжок вверх толчком двумя
ногами.
3. И. п. — упор присев. Выполнить прыжок вверх со взмахом рук вверх и приземлением в положение полуприседа руки вперед.
4. И. п. — полуприсед, руки отведены назад. Небольшой прыжок вперед (на гимнастический мат) в положение полуприседа, руки вперед.
5. Встать на скамейку. И. п. — ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. Выполнить полуприсед с отведением рук назад и не задерживаться, сочетая отталкивание (разгибание ног) со взмахом рук, прыгнуть со скамейки на гимнастический мат в положение полуприседа, руки вперед.,
6. Принять позу приземления и сохранять ее в течение 5 с. Из стойки ноги на ширине стопы, стопы параллельно, руки опущены вниз выполнить полуприсед с небольшим наклоном туловища вперед, руки вперед — в стороны. выполнить быстро с точной фиксацией позы.
7. То же, что и упражнение 6, но
8. И. п. — о. с. Подняться на носки, руки вверх и быстро принять позу приземления.
9. Прыжок с гимнастической скамейки на мостик с последующим отталкиванием двумя ногами и приземлением на гимнастический мат в квадрат 40X40 см.
10. Прыжки с гимнастической скамейки на заданную линию (первая линия на расстоянии 25 см от возвышения, вторая - 45 см, третья — 65 см). Приземление производится на линию, названную учителем.
11. Прыжки в длину с места на 50 и 100 см с закрытыми глазами на полосу приземления шириной 30 см.
II.Упражнения для овладения основами техники прыжка в длину с разбега.
Общую схему прыжка в длину с разбега выполнить может каждый учащийся с первого раза. Поэтому основная задача обучения технике прыжка в длину в младших классах заключается в выработке у учащихся умения правильного отталкивания и мягкого приземления.
1. Прыжки на одной ноге из круга в круг. Круги делаются из гимнастических обручей, скакалок или рисуются мелом на полу (всего 10—15 кругов),
2.Прыжки через «канавки», обозначенные мелом, шнуром, лежащим на полу (земле), выполняя между ними по 3 беговых шага.
3.Прыжки в шаге с 4 беговых шагов через «ров» шириной 1 м с мягким приземлением на две ноги.
4.Прыжки в длину с разбега (6—8 беговых шагов) с преодолением препятствия (скамейка, натянутая резиновая лента), установленного недалеко (80—90 см) от места отталкивания.
5. Прыжки в длину с разбега (6—8 беговых шагов)
Задача обучения
Научить технике отталкивания с небольшого разбега и закрепить навыки мягкого приземления.
Методическая последовательность обучения
Упражнение 1.И. п. — толчковая нога и противоположная ей рука впереди, маховая нога и другая рука сзади. Имитация движений при отталкивании (на месте) с активным выведением бедра маховой ноги вперед-вверх (до уровня таза) и одновременной сменой положения рук.
По команде учителя на счет «раз» — поднять бедро маховой ноги вперед, согнув ее в колене, одноименную руку отвести назад и поднять локтем в сторону, другую руку вперед. На счет «два» — исходное положение.
Упражнение. 2. То же, но с отталкиванием вверх.
Упражнение 3. Прыжки в длину с места толчком одной ногой с приземлением на обе ноги. И. п.—поставить толчковую ногу вперед примерно в 0,5—1 м от края прыжковой ямы (матов). Маховую ногу отставить назад на полшага. Из этого положения быстро вынести согнутую в; колене маховую ногу и противоположную ей руку вперед-вверх и одновременно оттолкнуться толчковой ногой. Приземление осуществляется на две ноги.
Упражнение 4. То же, но с одного шага. И. п.— маховая нога впереди, толчковая сзади.
Упражнение 5. То же, но с двух шагов. И. п. — толчковая нога впереди, маховая сзади.
Упражнение 6. То же, но с трех шагов. И. п. — маховая нога впереди, толчковая сзади.
Упражнение 7. Прыжки в «шаге» по кружкам, начерченным на земле (расстояние между кружками до 1,5 м).
Упражнение 8. Прыжки в шаге, отталкиваясь при медленном беге через один шаг.
Упражнение 9. Прыжки в шаге, отталкиваясь при медленном беге через три шага на четвёртый.
Упражнение 10. Прыжки в длину с короткого разбега через веревочку (планку, натянутую резиновую ленту и т. п.) на высоте 20—30 см и на расстоянии 1—1,3 м от места отталкивания.
Планка (натянутая резиновая лента) регулирует угол вылета учащегося и способствует активности движения маховой ноги при отталкивании.
Упражнение 11. Прыжки в; длину с разбега с приземлением в «зоны», обозначенные (линиями) в прыжковой яме. Для девочек — 190, 230, 260 см, для мальчиков — 250, 280, 310 см.
Упражнение 12. Прыжки в длину со среднего разбега.
Приземление
Упражнение 1. Прыжки в длину с места толчком двух ног на точность приземления и на результат.
Обращать внимание на выполнение полуприседа, мах руками, выпрямление ног и мягкое приземление.
Упражнение 2. Прыжки в длину с места с постепенно увеличивающейся высоты — 20, 30, 60, 80 см (со скамейки, со стопы гимнастических матов). Во время приземления учащиеся должны ставить стопы ног параллельно, примерно на ширине плеч, и, мягко приседая, выносить руки вперед. Упражнение 3. То же, но с одного шага. И. п. — маховая нога впереди, толчковая сзади.
Упражнение 4. Прыжки на возвышение 20, 40, 50 см (горка матов) с приземлением на обе ноги: а) толчком двух ног; б) толчком одной ноги.
Упражнение 5. Овладение приземлением в положении «сидя». С 3—5 шагов разбега, отталкиваясь на расстоянии 1—1,5 м от положенных один на другой 5—6 матов, учащиеся поднимают обе ноги вперёд носками вверх и приземляются на горку матов в положении, показанном на рисунке:
Упражнение соскок с приземлением на две ноги на гимнастический мат.
6. Из виса на гимнастической стенке, спиной к ней, махом вперёд Упражнение 7.Прыжки в длину с короткого разбега через веревочку, резиновую ленту, положенную на предполагаемом месте приземления.