Подберите методики для диагностики готовности детей к школе.




3. Решите следующие психологические задачи и дайте в письменной форме ответы на вопросы:

а) Наблюдения показали, что некоторые младшие школьни­ки не относят лиственницу к хвойным деревьям, потому что ее название якобы противоречит этому; помидоры не относят к ово­щам, так как по внешнему виду они не похожи на морковь и свеклу.

Вопросы:

• Объясните, почему происходят подобные ошибки?

• Какая мыслительная операция недостаточно развита у этих учащихся?

б) В каком опыте первоклассники продемонстрируют лучшие
результаты запоминания? Почему?

Опыт 1: запомнить 10 названий предметов с одновременным их восприятием (показ картинок).

Опыт 2: запомнить 10 слов конкретного содержания (без по­каза картинок).

Опыт 3: запомнить 10 слов абстрактного содержания («храб­рость», «белизна», «тяжесть» и т.п.).

 

Литература:

1.Блонский П.П. Психология младшего школьника. М., МПСИ; Воронеж, 1997.

2.Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: МПСИ; Воронеж, НПО «МОДЭК», 1995.

3.Волков Б. С, Возрастная психология: (в 2 ч.): учеб пособие. – Ч. 2: От младшего школьного возраста до юношества -Москва: ВЛАДОС, 2005. – 343с.

4.Давыдов В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников //Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: ИПП, 1996. с.160-169.

5.Косякова О.О.Возрастные кризисы/ О.О.Косякова.-Ростов н/Д: феникс,2007.-224 с.

6.Крутецкий Р.А. Психологические особенности младшего школьника //Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: ИПП, 1996. с.228-232..

7.Менчинская Н.А. Психическое развитие ребенка от рождения до 10 лет. – М., МПА, 1996.

8.Мухина В.С. Психология детства и отрочества. – М.: ИПП, 1998.

9.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1996.

10.Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – М.: МПСИ, 1998.

Тема 5. Подростковый и юношеский возраст.

Вопросы для самоконтроля

1.Дайте понятие референтной группы. В чем заключается ее значение для психического развития подростка?

3.Рассмотрите примеры рефлексивных самоописаний Л.Н. Толстого и современных подростков в учебнике В.С. Мухиной (Возрастная психология. – М.: Академия, 2004. – С. 396-40Г). Как развивается рефлексия в подростковом возрасте? Каково ее значение для зрелой личности.

5.Охарактеризуйте конформизм и индивидуализм в подростничестве

6.В чем состоит психологическое содержание чувства взрослости?

7.Зная психологические особенности подросткового кризиса, объясните, в чем причина «конфликта отцов и детей»? Можно ли его избежать?

8.Какие можно дать рекомендации родителям подростка по преодолению подросткового кризиса?

Практические задания по теме.

1.Прочитайте романы Ф.М.Достоевского «Подросток» и Дж.Сэлинджера «Над пропастью во ржи».Сравните проблемы подростков в XIX и XX веках.

2.Прочитайте главу 3 повести Л.Н.Толстого «Юность» и сравните с характеристикой кризиса юношеского возраста концепции Э.Эриксона.

3. Решите психологическую задачу. Обоснуйте свой ответ

С целью нахождения оптимальных способов формирования самооценки был
проведен следующий эксперимент.

*В одном классе каждого ребенка на протяжении всего учебного года сравнивали только с ним са­мим. О степени успешности его учебной деятельности, о его продвижении сообщалось только самому ученику. Его успехи и неудачи не сравнивались с результатами, которых достигли другие ученики.

*В другом классе сравнение осуществлялось иначе. Успехи одного ребенка сравнивали здесь с успехами или неуспехами другого, причем сопоставляли с равным ему по возможностям (способностям), но в силу опреде­ленных личностных качеств (степени старательности, организованности, дисциплинированности) достигаю­щим в учении лучших результатов. Все оценки и замечания высказывались с целью показать, что успех или отставание в учении зависят от отношения к работе.

*В третьем классе учитель, как обычно, результаты отстающих сопоставлял с результатами хорошо успевающих. В каком классе и почему реакция учеников на оценки педагога была наиболее благо­приятной?

4..Проверьте свои знания.

 

Предлагаемый Вашему вниманию опросник содержит высказывания, с каждым из которых Вы можете либо согласиться, либо не согласиться, либо дать «нейтральный» ответ (?). Если Вы согласны с данным высказыванием, то слева, рядом с номером этого высказывания, ставьте знак «+», если не согласны – знак «-», если затрудняетесь дать определенный ответ – знак «?».

В предлагаемых высказываниях будут встречаться слова «дети», «юноши», «взрослые». Подразумевается, что «дети» - это учащиеся младших классов средней школы; «юноши» - молодые люди (обоего пола) в возрасте от 15 до 21 года; «взрослые» - люди в возрасте 25-45 лет.

Вариант ответа + -? № п/п Высказывание
I II   Поверхностность – характерная черта для юношей
      По сравнению со взрослыми юноши более склонны к теоретизированию
      Если юноши думают в большей степени о действительном (о том, что уже есть), то взрослые выносят на первый план возможное (то, что ожидается в будущем)
      Юношескому возрасту присуща категоричность суждений
      Взрослые в большей степени, чем юноши, склоны к поиску общих признаков и законов поведения людей
      Юноши склонны преувеличивать уровень своих знаний и переоценивать свои умственные возможности
      К детям в большей степени, чем к юношам, нужен индивидуальный подход в обучении и воспитании
      Повышенная эмоциональная возбудимость и эмоциональная напряженность – характерные черты юношеского возраста
      Чувство юмора возникает и проявляется скорее в детском, чем в юношеском возрасте.
      Дети в больше степени, чем юноши, склоны к «праздным» разговорам и спорам об отвлеченных предметах
      Среди взрослых меланхолики встречаются чаще, чем среди юношей
      В произведениях художественной литературы юношей больше интересуют реальные поступки и события, чем мысли и чувства действующих лиц, связанные с этими поступками и событиями
      Детям в большей степени, чем юношам, свойтсвенно подчеркивать свои отличия от других людей
      «Чувство одиночества» - характерное переживание юношеского возраста
      Субъективная скорость течения времени в возрастом заметно замедляется
      Особенности своей внешности и своего физического развития больше волнуют юношей, чем детей
      Чувство неудовлетворенности собой тем в большей степени присущи юноше, чем ниже уровень его интеллектуального развития
      Жалобы на недостаточно развитые волевые качества (на неустойчивость, подверженность влияниям и т.п.) – характерная черта юношеской самооценки
      Юноши ценят в педагоге его «человеческие качества» (сердечность, способность к сопереживанию и т.п.) выше, чем его профессиональную компетентность
      Юноши склонны предъявлять максималистские требования к коллективу
      Юноши обычно выше оценивают степень своего контакта с педагогом
      Трудности коммуникативного характера у юношей проявляются в большей степени, чем у детей и взрослых
      Юноши обычно больше интересуются музыкой, чем художественной литературой
      Стремление привести свою жизнь в соответствие с теми или иными правилами в больше степени присуще взрослым, чем юношам

Сравните свои ответы с ключом. Нейтральные ответы (со знаком «?») оцениваются как несовпадающие с ключом. За каждый совпадающий с ключом ответ начисляется 1 балл. Подсчитайте количество набранных баллов.

Ключ

№ вопр                        
ответ + + - + - + - + - - - -
№ вопр                        
ответ - + - + - + + + - + - -

 

Результат менее 9 баллов свидетельствует о низком уровне знания юношеской психологии. Эти знания часто связаны с ложными представлениями о юношестве.

Результат от 10 до 15 баллов – это средний уровень. Люди с таким уровнем знаний юношеской психологии чаще всего руководствуются обыденным здравым смыслом.

Результат от 16 и выше – это высокий уровень. Люди, набравшие более 16 баллов, как правило, имеют специальную подготовку, выходящую за уровень обыденных знаний о юношестве

 

Литература:

 

1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: МПСИ; Воронеж, 1997, с.519-558.

2. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А.В.Петровского, М.: Просвещение, 1983.

3. Драгунская Т.В. Кризис объясняли по разному //Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: ИПП, 1996. с.237-239.

4. Кон И.С. Отрочество как этап в жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста /И.С.Кон, Д.И. Фельдштейн //Хрестоматия по возрастной психологии. М.: МПСИ, 1996. с.239-248.

5. Кон И.С. Психология старшеклассника //Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: ИПП, 1996. с.259-266.

6. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. – М.: МПСИ, Воронеж, 1997.

7. Мудрик А.В. Современный старшеклассник //Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: ИПП, 1996. с.266-275

8. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. М.: ИПП, 1998.

9. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1996.

10. Психологическое сопровождение выбора профессии /Под ред. Л.М.Митиной. – М.: ППСИ, «Флинта», 1998.

11. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: ИПП; Воронеж: НПО, «МОДЭК», 1996.

12. Фельдштейн Д.И. Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста //Хрестоматия по возрастной психологии. М.: МПСИ, 1996. с.163-168.

Тема 6. Молодость. Зрелость

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы были основания для включения изучения пси­хологии зрелого возраста в предмет психологии разви­тия?

2. Каковы задачи развития в зрелом возрасте?

3.Опишите особенности развития личности в зрелом воз­расте. В чем сущность понятия «зрелая личность»?

4. Какова роль кризиса середины жизни в развитии лич­ности в зрелом возрасте?

5 Каковы социальные факторы и психологические ха­рактеристики, помогающие человеку достичь «акме»?

6. Каковы особенности динамики познавательных функ­ций в зрелом возрасте?

7.В чем проявляется принцип гетерохронности в разви­тии познавательных функций в зрелом возрасте?

Задание по теме.

1.Рецензирование научной, научно-популярной книги, учебного, методического пособия по проблемам акмеологии, геронтологии.

2.Ответьте на вопросы. Аргументируйте свой ответ.

а) Какой возрастной период считается сенситивным для создания семьи и устройства личной жизни?

б) Многие семьи, созданные в молодости, распадаются в период зрелости, а многие, несмотря на взаимную неудовлетворенность супружескими отношениями, сохраняются до конца жизни. Каковы основные причины неблагополучия большинства создаваемых семей?

в) Существует мнение, что основа устойчивости семьи - гармония сексуальных отношений. Согласны ли вы с данным утверждением?

3. Прочитайте отрывок из книги Д.С.Лихачева «Раздумье». Согласны ли вы с автором данного высказываниея? Аргументируйте свой ответ.

«Василий Васильевич Розанов писал «Большая половина счастья человека — в семье». Вот почему выбор мужа и жены — шаг первостепенной важности для человека. Выбрать мужа — это выбрать семью, и притом на всю жизнь. Выбирать нужно не только мужа, но отца будущих детей, в какой-то мере и круг знакомств, интересов (они должны быть общие в семье). Надо помнить, что привычки в семье имеют огромное значение, а привычки, образ жизни создаются в детстве, в семье мужа. Значит, если с детства он привык к бес­порядочному образу жизни, беспорядок в будущей жизни и останется. Если был бездельником, то труд для него так и останется докучной обязанностью — не более. Драл­ся в детстве — будет драться и в семье, бить детей. Выбирать надо не только мужа и отца, главу семьи, но выбирать надо и семью мужа: общение с ней — прямое и косвенное — будет постоянным».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: