3. Решите следующие психологические задачи и дайте в письменной форме ответы на вопросы:
а) Наблюдения показали, что некоторые младшие школьники не относят лиственницу к хвойным деревьям, потому что ее название якобы противоречит этому; помидоры не относят к овощам, так как по внешнему виду они не похожи на морковь и свеклу.
Вопросы:
• Объясните, почему происходят подобные ошибки?
• Какая мыслительная операция недостаточно развита у этих учащихся?
б) В каком опыте первоклассники продемонстрируют лучшие
результаты запоминания? Почему?
Опыт 1: запомнить 10 названий предметов с одновременным их восприятием (показ картинок).
Опыт 2: запомнить 10 слов конкретного содержания (без показа картинок).
Опыт 3: запомнить 10 слов абстрактного содержания («храбрость», «белизна», «тяжесть» и т.п.).
Литература:
1.Блонский П.П. Психология младшего школьника. М., МПСИ; Воронеж, 1997.
2.Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: МПСИ; Воронеж, НПО «МОДЭК», 1995.
3.Волков Б. С, Возрастная психология: (в 2 ч.): учеб пособие. – Ч. 2: От младшего школьного возраста до юношества -Москва: ВЛАДОС, 2005. – 343с.
4.Давыдов В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников //Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: ИПП, 1996. с.160-169.
5.Косякова О.О.Возрастные кризисы/ О.О.Косякова.-Ростов н/Д: феникс,2007.-224 с.
6.Крутецкий Р.А. Психологические особенности младшего школьника //Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: ИПП, 1996. с.228-232..
7.Менчинская Н.А. Психическое развитие ребенка от рождения до 10 лет. – М., МПА, 1996.
8.Мухина В.С. Психология детства и отрочества. – М.: ИПП, 1998.
9.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1996.
10.Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – М.: МПСИ, 1998.
|
Тема 5. Подростковый и юношеский возраст.
Вопросы для самоконтроля
1.Дайте понятие референтной группы. В чем заключается ее значение для психического развития подростка?
3.Рассмотрите примеры рефлексивных самоописаний Л.Н. Толстого и современных подростков в учебнике В.С. Мухиной (Возрастная психология. – М.: Академия, 2004. – С. 396-40Г). Как развивается рефлексия в подростковом возрасте? Каково ее значение для зрелой личности.
5.Охарактеризуйте конформизм и индивидуализм в подростничестве
6.В чем состоит психологическое содержание чувства взрослости?
7.Зная психологические особенности подросткового кризиса, объясните, в чем причина «конфликта отцов и детей»? Можно ли его избежать?
8.Какие можно дать рекомендации родителям подростка по преодолению подросткового кризиса?
Практические задания по теме.
1.Прочитайте романы Ф.М.Достоевского «Подросток» и Дж.Сэлинджера «Над пропастью во ржи».Сравните проблемы подростков в XIX и XX веках.
2.Прочитайте главу 3 повести Л.Н.Толстого «Юность» и сравните с характеристикой кризиса юношеского возраста концепции Э.Эриксона.
3. Решите психологическую задачу. Обоснуйте свой ответ
С целью нахождения оптимальных способов формирования самооценки был
проведен следующий эксперимент.
*В одном классе каждого ребенка на протяжении всего учебного года сравнивали только с ним самим. О степени успешности его учебной деятельности, о его продвижении сообщалось только самому ученику. Его успехи и неудачи не сравнивались с результатами, которых достигли другие ученики.
|
*В другом классе сравнение осуществлялось иначе. Успехи одного ребенка сравнивали здесь с успехами или неуспехами другого, причем сопоставляли с равным ему по возможностям (способностям), но в силу определенных личностных качеств (степени старательности, организованности, дисциплинированности) достигающим в учении лучших результатов. Все оценки и замечания высказывались с целью показать, что успех или отставание в учении зависят от отношения к работе.
*В третьем классе учитель, как обычно, результаты отстающих сопоставлял с результатами хорошо успевающих. В каком классе и почему реакция учеников на оценки педагога была наиболее благоприятной?
4..Проверьте свои знания.
Предлагаемый Вашему вниманию опросник содержит высказывания, с каждым из которых Вы можете либо согласиться, либо не согласиться, либо дать «нейтральный» ответ (?). Если Вы согласны с данным высказыванием, то слева, рядом с номером этого высказывания, ставьте знак «+», если не согласны – знак «-», если затрудняетесь дать определенный ответ – знак «?».
В предлагаемых высказываниях будут встречаться слова «дети», «юноши», «взрослые». Подразумевается, что «дети» - это учащиеся младших классов средней школы; «юноши» - молодые люди (обоего пола) в возрасте от 15 до 21 года; «взрослые» - люди в возрасте 25-45 лет.
Вариант ответа + -? | № п/п | Высказывание | |
I | II | Поверхностность – характерная черта для юношей | |
По сравнению со взрослыми юноши более склонны к теоретизированию | |||
Если юноши думают в большей степени о действительном (о том, что уже есть), то взрослые выносят на первый план возможное (то, что ожидается в будущем) | |||
Юношескому возрасту присуща категоричность суждений | |||
Взрослые в большей степени, чем юноши, склоны к поиску общих признаков и законов поведения людей | |||
Юноши склонны преувеличивать уровень своих знаний и переоценивать свои умственные возможности | |||
К детям в большей степени, чем к юношам, нужен индивидуальный подход в обучении и воспитании | |||
Повышенная эмоциональная возбудимость и эмоциональная напряженность – характерные черты юношеского возраста | |||
Чувство юмора возникает и проявляется скорее в детском, чем в юношеском возрасте. | |||
Дети в больше степени, чем юноши, склоны к «праздным» разговорам и спорам об отвлеченных предметах | |||
Среди взрослых меланхолики встречаются чаще, чем среди юношей | |||
В произведениях художественной литературы юношей больше интересуют реальные поступки и события, чем мысли и чувства действующих лиц, связанные с этими поступками и событиями | |||
Детям в большей степени, чем юношам, свойтсвенно подчеркивать свои отличия от других людей | |||
«Чувство одиночества» - характерное переживание юношеского возраста | |||
Субъективная скорость течения времени в возрастом заметно замедляется | |||
Особенности своей внешности и своего физического развития больше волнуют юношей, чем детей | |||
Чувство неудовлетворенности собой тем в большей степени присущи юноше, чем ниже уровень его интеллектуального развития | |||
Жалобы на недостаточно развитые волевые качества (на неустойчивость, подверженность влияниям и т.п.) – характерная черта юношеской самооценки | |||
Юноши ценят в педагоге его «человеческие качества» (сердечность, способность к сопереживанию и т.п.) выше, чем его профессиональную компетентность | |||
Юноши склонны предъявлять максималистские требования к коллективу | |||
Юноши обычно выше оценивают степень своего контакта с педагогом | |||
Трудности коммуникативного характера у юношей проявляются в большей степени, чем у детей и взрослых | |||
Юноши обычно больше интересуются музыкой, чем художественной литературой | |||
Стремление привести свою жизнь в соответствие с теми или иными правилами в больше степени присуще взрослым, чем юношам |
Сравните свои ответы с ключом. Нейтральные ответы (со знаком «?») оцениваются как несовпадающие с ключом. За каждый совпадающий с ключом ответ начисляется 1 балл. Подсчитайте количество набранных баллов.
|
Ключ
№ вопр | ||||||||||||
ответ | + | + | - | + | - | + | - | + | - | - | - | - |
№ вопр | ||||||||||||
ответ | - | + | - | + | - | + | + | + | - | + | - | - |
Результат менее 9 баллов свидетельствует о низком уровне знания юношеской психологии. Эти знания часто связаны с ложными представлениями о юношестве.
Результат от 10 до 15 баллов – это средний уровень. Люди с таким уровнем знаний юношеской психологии чаще всего руководствуются обыденным здравым смыслом.
Результат от 16 и выше – это высокий уровень. Люди, набравшие более 16 баллов, как правило, имеют специальную подготовку, выходящую за уровень обыденных знаний о юношестве
Литература:
1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: МПСИ; Воронеж, 1997, с.519-558.
2. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А.В.Петровского, М.: Просвещение, 1983.
3. Драгунская Т.В. Кризис объясняли по разному //Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: ИПП, 1996. с.237-239.
4. Кон И.С. Отрочество как этап в жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста /И.С.Кон, Д.И. Фельдштейн //Хрестоматия по возрастной психологии. М.: МПСИ, 1996. с.239-248.
5. Кон И.С. Психология старшеклассника //Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: ИПП, 1996. с.259-266.
6. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. – М.: МПСИ, Воронеж, 1997.
7. Мудрик А.В. Современный старшеклассник //Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: ИПП, 1996. с.266-275
8. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. М.: ИПП, 1998.
9. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1996.
10. Психологическое сопровождение выбора профессии /Под ред. Л.М.Митиной. – М.: ППСИ, «Флинта», 1998.
11. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: ИПП; Воронеж: НПО, «МОДЭК», 1996.
12. Фельдштейн Д.И. Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста //Хрестоматия по возрастной психологии. М.: МПСИ, 1996. с.163-168.
Тема 6. Молодость. Зрелость
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы были основания для включения изучения психологии зрелого возраста в предмет психологии развития?
2. Каковы задачи развития в зрелом возрасте?
3.Опишите особенности развития личности в зрелом возрасте. В чем сущность понятия «зрелая личность»?
4. Какова роль кризиса середины жизни в развитии личности в зрелом возрасте?
5 Каковы социальные факторы и психологические характеристики, помогающие человеку достичь «акме»?
6. Каковы особенности динамики познавательных функций в зрелом возрасте?
7.В чем проявляется принцип гетерохронности в развитии познавательных функций в зрелом возрасте?
Задание по теме.
1.Рецензирование научной, научно-популярной книги, учебного, методического пособия по проблемам акмеологии, геронтологии.
2.Ответьте на вопросы. Аргументируйте свой ответ.
а) Какой возрастной период считается сенситивным для создания семьи и устройства личной жизни?
б) Многие семьи, созданные в молодости, распадаются в период зрелости, а многие, несмотря на взаимную неудовлетворенность супружескими отношениями, сохраняются до конца жизни. Каковы основные причины неблагополучия большинства создаваемых семей?
в) Существует мнение, что основа устойчивости семьи - гармония сексуальных отношений. Согласны ли вы с данным утверждением?
3. Прочитайте отрывок из книги Д.С.Лихачева «Раздумье». Согласны ли вы с автором данного высказываниея? Аргументируйте свой ответ.
«Василий Васильевич Розанов писал «Большая половина счастья человека — в семье». Вот почему выбор мужа и жены — шаг первостепенной важности для человека. Выбрать мужа — это выбрать семью, и притом на всю жизнь. Выбирать нужно не только мужа, но отца будущих детей, в какой-то мере и круг знакомств, интересов (они должны быть общие в семье). Надо помнить, что привычки в семье имеют огромное значение, а привычки, образ жизни создаются в детстве, в семье мужа. Значит, если с детства он привык к беспорядочному образу жизни, беспорядок в будущей жизни и останется. Если был бездельником, то труд для него так и останется докучной обязанностью — не более. Дрался в детстве — будет драться и в семье, бить детей. Выбирать надо не только мужа и отца, главу семьи, но выбирать надо и семью мужа: общение с ней — прямое и косвенное — будет постоянным».