Самостоятельная работа слушателей
(отражается тема, вопросы и задания, выносимые для самостоятельного выполнения, литература по каждой теме, форма контроля по самостоятельной работой слушателей)
Тема 1. Предмет, задачи и методы психологии развития
Вопросы для самоконтроля
1.Что является предметом психологии развития? Рассмотрите, в чем состоит схожесть и различия предметов изучения психологии развития и общей психологии?
2.Приведите примеры явлений роста и развития из различных областей научного знания.
3.Охарактеризуйте сущность биологического, социального и психологического возраста. Приведите примеры этих возрастов, а также случаи, когда они не могут не совпадать.
4.Из курса общей психологии вспомните, какие компоненты психического (темперамент, характер, познавательные процессы, эмоции, чувства, личностные свойства и пр.) определяются в большей степени биологическими, а какие социальными факторами. Практические задания по теме.
1. Подготовить обзор статей психологических журналов по данной теме, анализ литературных источников.
2. Определите метод исследования.
Приводится описание некоторых методов психологии. (Иващенко, Ф. И. Задачи по общей, возрастной и педагогической психологии / Ф. И. Иващенко. Mн., 1999. С. 83.). Предлагается определить, о каком методе идет речь.
-Главное достоинство данного метода заключается в возможности «активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого... Исследователь создает условия, в которых психологический факт может отчетливо выявиться, может быть изменен в направлении, желательном для экспериментатора, может быть неоднократно повторен для всестороннего рассмотрения. Благодаря этому он служит основным инструментом получения новых психологических фактов и объективного научного познания».
|
-Наиболее доступный и часто встречающийся прием в практике психологов и педагогов - познание учеников на основе непосредственного восприятия; познание, проводимое в естественных условиях. Однако это дело непростое, оно требует точной фиксации фактов, объективного отражения воспринимаемых событий, отношений. Педагог при этом должен точно уяснить себе цели и программу исследования, систематически вести дневник и на основе собранного материала дать объяснение причин психологических фактов.
-В психологической науке применяется также метод, когда испытуемым предлагают ответить на ряд вопросов: об интересах, мнениях, мотивах, склонностях и т. п. Письменные ответы затем подвергаются анализу, статистической обработке и служат материалом для определенных выводов. Этот метод позволяет охватить большие группы лиц, не требует обязательного личного контакта (ответы можно послать по почте). Нельзя, однако, забывать, что можно собрать десятки тысяч ответов, но не получить достоверных и объективных данных. Поэтому их, как правило, дополняют и сопоставляют с данными, полученными с помощью других методов.
Литература:
1.Волков Б. С, Возрастная психология: (в 2 ч.): учеб пособие. – Ч. 2: От младшего школьного возраста до юношества -Москва: ВЛАДОС, 2005. – 343с.
2.Дарвиш О. Б. Возрастная психология. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 264с
3.Ермолаева М.В. Психология развития: Методическое пособие для студ-в заочной и дистанционной форм обучения. – 2-е изд. М.: Изд-во НПО «МОДЭК»,2003.-376 с.
|
3.Крайг Г. Психология развития. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2004. –558 с.
4.Нартова-Бочавер С.К.Введение в психологию развития: учеб. пособие/ С.К. Нартова-Бочавер, А.В. Потапова. — М.: Флинта: МПСИ, 2005. — 216 с.
5.Сапогова Е. Е. Психология развития человека. – М.: Аспект-Пресс, 2001. с.
6.Трофимова Н. М., Пушкина Т. Ф., Козина Н. В. Возрастная психология. — СПб.: Питер, 2005. — 240 с..
Тема 2. Психологическое понятие возраста и проблема периодизации психического развития
Вопросы для самоконтроля:
1.Чем определяется прогресс животного мира и прогресс человечества?
2.Охарактеризуйте сущность биологического, социального и психологического возраста. Приведите примеры этих возрастов, а также случаи, когда они не могут не совпадать.
3..Каково значение взрослого в развитии ребенка?
3.Охарактеризуйте значение социальной среды для развития высших психических функций. Почему «дети-маугли» не могут стать полноценными личностями?
4.Охарактеризуйте суть сензитивного развития? Каково значение изучения сензитивных периодов для образовательной практики?
5.Охарактеризуйте вклад Л.С. Выготского в психологию развития.
Практические задания по теме.
1. Выберите из приведенных утверждений те признаки, которые характерны для понятия «ведущий тип деятельности». Обоснуйте свой ответ:
-наличие цели в деятельности;
-деятельность, которой больше всего любит заниматься ребенок;
-личность большее время занята этой деятельностью;
-деятельность, которая обуславливает главное, важнейшее изменение в психике ребенка;
|
-деятельность, овладение которой легче всего и доступнее ребенку;
-деятельность, которая представляет большой интерес для ребенка.
2. Проанализируйте позиции ученых о соотношении обучения, воспитания и развития. Какой точки зрения Вы придерживаетесь? Обоснуйте свой выбор.
-Ж. Пиаже считал, что учитель должен приспосабливать методику к уровню спонтанного развития ребенка, которого он достиг.
-Торндайк, Уотсон отождествляют обучение и развитие, т.е. каждый шаг в обучении соответствует шагу в развитии.
-Ж. Брунер утверждает, что обучение не зависит от развития. Любому ребенку на любой стадии развития можно преподать любой предмет — все зависит от методики обучения.
-Л.С. Выготский подчеркивал ведущую роль обучения и воспитания в развитии. Обучение должно идти немного впереди развития. Он выделил два уровня развития детей: «уровень актуального развития», «зону ближайшего развития».
-С.Л. Рубинштейн считал, что ребенок развивается воспитываясь и обучаясь.
3.На основании анализа литературного источника: «Нартова-Бочавер С.К.Введение в психологию развития: учеб. пособие/ С.К. Нартова-Бочавер, А.В. Потапова. — М.: Флинта: МПСИ, 2005. — 216 с.» написать эссе по проблеме возраста, в котором необходимо раскрыть понятия (паспортный возраст, социальный возраст, биологический возраст, психический возраст, интеллектуальный возраст, субъективный возраст).
4. Восстановите правильную последовательность стадий психологического развития, по 3. Фрейду: анальная, оральная, генитальная, латентная, фаллическая.
5.В первой колонке таблицы приводится название теорий и подходов возрастной психологии, во второй - фамилии авторов. Необходимо установить соответствие и правильно назвать авторов.
Теория рекапитуляции | 3. Фрейд | |||
Теория трех ступеней развития | Л.С. Выготский | |||
Теория конвергенции двух факторов | С. Холл | |||
Нормативный подход | Дж. Уотсон, Э. Торндайк | |||
Теория научения | А. Гезелл, Л. Термен | |||
Психоанализ | В. Штерн | |||
Культурно-историческая теория происхождения высших психических функций | А.Н. Леонтьев | |||
Деятельностный подход | К. Бюлер |
Литература:
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. –М: Академический проект. 2001. -704 с.
2. Баландип Р.К. 100 великих гениев. М.Вече.,2004.-480 с.
3. Великие люди./К.В.Рыжов, Г.Д. Покоморева, Т. Ю, Кравченко.М.:ООО»Изд-во Астрель».2004.-830 с
4. Венгер.А.Л. Данил Борисович Эльконин.// Психологическая служба, №2,2004.с.103.
5. Выготский Л.С.Вопросы детской психологии.СПб: СОЮЗ,1997,224 с.
6. Ермолаева М.В. Психология развития: Методическое пособие для студ-в заочной и дистанционной форм обучения. – 2-е изд. М.: Изд-во НПО «МОДЭК»,2003.-376 с.
7. Марцинковская Т.Д., Ярошевский М.Р. 100 выдающихся психологов мира. М.:Ин-т практ.психологии,1996.-380 с.
8. Психология личности. Хрестоматия в 2 т. / Ред. Райгородский Д.Я. Самара, 2002. Т.1, Т.2.
9. Теории личности в западно-европейской и американской психологии: Хрестоматия по психологии личности. /Ред. сост. Райгородский Д.Я. Самара, 1996.-480 с.
10. Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии.1991.№2. с.37-49.
11.Трофимова Н. М., Пушкина Т. Ф., Козина Н. В. Возрастная психология. — СПб.: Питер, 2005. — 240 с..