1. Установите соответствие и дайте правильные определения понятиям.
Понятия | Определения |
Молодость | заключительный период человеческой жизни, условное начало которого связано с отходом человека от непосредственного участия в производительной жизни общества |
Зрелость | период онтогенеза, переход от юности к зрелости |
Старость | наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных, творческих способностей личности |
Геронтология | наука о периоде расцвета всех жизненных сил человека |
Танатология | наука о старении, старости и долголетии человека |
Акмеология | направление исследований умирания и смерти |
2.Творческое задание. Передайте ваше восприятие возрастов человеческой жизни с помощью поэтических или прозаических отрывков, т. е. с их помощью составьте «Лесенку жизни». (См.образец).
Молодость:
«Зато и пламенная младость не может ничего скрывать,
Вражду, любовь, печаль и радость Она готова разболтать».
(А. С. Пушкин).
Зрелость:
«А мы еще мотивы молодежные поем!
А мы еще с тобой — ого! — такие же, как прежде.
О том, что годы катятся, по детям узнаем,
Не по своим, а по чужим, которых видим реже.
Еще по пляжу движемся, выпячивая грудь.
И чей-то голос, чей-то взгляд пронзает, как рапира!
Но вечером все чаще накатывает грусть,
Что день закончился, а в бок опять вступило.
Нет, мы еще — в порядке! Нет, мы еще вполне!
Но говорим друг с другом (когда наедине)
О женщинах — все меньше.
Все больше — о погоде.
Еще мы за застольями сидим без маяты,
Не уставая вроде бы и даже не пьянея...
Но мельче с каждым годом газетные шрифты,
|
А лестницы привычные все круче и длиннее». ((Р. Рождественский).
Старость:
«Знайте, разделили
Мы на три части королевство наше,
Решивши твердо сбросить с дряхлых плеч
Всю тяжесть государственных забот,
Отдав их юным силам, чтоб без ноши
Плестись нам к смерти». (В. Шекспир).
3.Решите самостоятельно следующие ситуации. Определите психологический тип старика по классификации Ф.Гизе: старик-негативист, старик-экстравертированный, старик-интровертированный.
Ситуация 1
Пенсионер А.С. 20 лет назад закончил трудовую деятельность инженера -технолога. Контакты с бывшими сослуживцами не поддерживает. Редко выходит на улицу, только в поликлинику или за срочными покупками. При встречах с соседями-ровесниками жалуется на постоянные недомогания, с горечью говорит о событиях в стране, негативно оценивает свое будущее. Домашних увлечений у него нет, а обязанностей - минимум. Весь день проводит в просмотре различных телевизионных каналов, хотя любимых передач у него нет. Некоторое улучшение настроения у А.С. наступает в редкие часы общения с внуками, которые проходят как назидательные беседы: о вреде компьютеров, о бесполезности сотовых телефонов и т.д.
Ситуация 2
Пенсионер В.К., 70 лет. На протяжении всего периода после выхода 1 пенсию не прекращает трудовой деятельности по специальности, хотя теперь ему доверяют менее ответственную и интенсивную работу. Несмотря на то, что руководство предприятия предложило ему «свободный" режим труда, он продолжает приходить и уходить с работы месте со всеми. Неоднократно у В.К. случались серьезные проблемы о здоровьем, приходилось даже увозить его в больницу прямо с рабочего места, и тем не менее он ничего не меняет в своей жизни.
|
Личная жизнь В.К. сложилась вполне благополучно, дома его ждут жена, дети, внуки, которым он не может уделить много времени, искренне сожалея об этом. Трудовая деятельность, являясь по сути главной доминантой в жизни В.К., не обеспечивает его интеллектуального развития, он сторонится новых технологий, разработок, методов работы, при этом относится к ним неодобрительно.
Ситуация 3
Работающий пенсионер П.В. умеет внести оживление в скучающую компанию ровесников - поговорить о настоящем, вспомнить прошлое, при этом достаточно объективно оценивает негативные и положительные стороны жизни. П.В. давно смирился с тем, что состояние здоровья не дает ему возможность следовать былым увлечениям, например, зимней рыбалке, однако он регулярно делает зарядку, бывает в санаториях и работает на предприятии, расположенном недалеко от дома, вахтером. С интересом наблюдает за достижениями научно-технического прогресса, которые появляются на работе, дома, часто философски высказывается о быстротечности времени, вспоминая вехи жизненного пути, отмечая глобальные изменения, которые произошли на его глазах -погоды, техники, моды, традиций и т.д. При этом П.В. склонен обвинять подрастающее поколение в инфантильности, иждивенчестве.
4.Восстановите правильную последовательность стадий приспособления
мысли о смерти, по Э. Кюблер-Росс: депрессия, принятие, торг, отрицание, гнев
Литература:
1.Ананьев Б.Г. Структура развития психофизиологических функций взрослого человека //Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: ИПП, 1996. с.275-283.
|
2.Бодалев А.А. Основные акмеологические закономерности человеческой жизни //А.А.Бодалев, В.Т.Ганжин //Мир психологии. – 1999. № 2. С.11-23.
3.Выготский Л. С. Дефект и компенсация // Собр. соч.: В 6 т. — М 1983.-Т.5.
4.Ермолаева М.В. Структура эмоциональных переживаний в старости //Мир психологии. – 1999. – № 2. – с.123-133.
5.Козлов А.А. Старость: социальная разобщенность или целостность? //Мир психологии. – 1999. - № 2. с.80-96.
6.Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.
7.Краснова О. В. Социальная психология старения как основная составляющая социальной геронтологии // Мир психологии. — 1999 — № 2. - С. 96-106.
8.Лабиринты одиночества / Под ред. Н. Е. Покровского. — М.: Прогресс, 1989.
9.Лидере А. Г. Возрастно-психологические особенности консультирования пожилых людей // Психология зрелости и старения. — 1998.-№ 4.-С. 13-22.
10.Молчанова О. Н. Специфика Я-концепции в позднем возрасте и проблема психологического витаукта // Мир психологии. — 1999. — №2.-С. 133-141.
11.Медведева Г.Н. Роль психологической компетентности социального работника в организации социального обслуживания пожилых людей //Мир психологи. – 1999.- № 2. – 164-168.
12.Петровская Л.А. К вопросу о своеобразии социализации взрослого //Мир психологии. – 1999. № 2. с.29-32.
13.Пряжников Н.С. Личностное самоопределение в преклонном возрасте // Мир психологии. – 1999. - №2. – с.11-123.
14.Рыбалко Е.Ф. Динамика основных характеристик человека в различные периоды его зрелости. //Хрестоматия по возрастной психологии. М.: 1996. с.283-295.
15.Рощак К. Психологические особенности личности в пожилом возрасте: Автореф. дис... канд. психол. наук. — М., 1990.
16.Фельдштейн Д.И. Психология взросления. – М.: МПСИ, «Флинта», 1999.
17.Фролькист В. В. Системный подход, саморегуляция и механизмы старения// Геронтология и гериатрия. — Киев, 1985. — С. 12—23.
18.Чудновский В. Э. К проблеме адекватности смысла жизни//Мир психологии. — 1999. - № 2. — С. 74-80.
19.Шахматов Н. Ф. Психическое старение. — М.: Медицина, 1966.
20.Яцемирская Р. С. Социальная геронтология / Р. С. Яцемирская, И. Г. Беленькая. - М.: ВЛАДОС, 1999.