Практические задания по теме.




1. Установите соответствие и дайте правильные определения понятиям.

Понятия Определения
Молодость заключительный период человеческой жизни, условное начало ко­торого связано с отходом человека от непосредственного участия в производительной жизни общества
Зрелость период онтогенеза, переход от юности к зрелости
Старость наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующий­ся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, ин­теллектуальных, творческих способностей личности
Геронтология наука о периоде расцвета всех жизненных сил человека
Танатология наука о старении, старости и долголетии человека
Акмеология направление исследований умирания и смерти

2.Творческое задание. Передайте ваше восприятие возрастов человеческой жизни с помощью поэтических или прозаических отрывков, т. е. с их по­мощью составьте «Лесенку жизни». (См.образец).

Молодость:

«Зато и пламенная младость не может ничего скрывать,

Вражду, любовь, печаль и радость Она готова разболтать».

(А. С. Пушкин).

Зрелость:

«А мы еще мотивы молодежные поем!

А мы еще с тобой — ого! — такие же, как прежде.

О том, что годы катятся, по детям узнаем,

Не по своим, а по чужим, которых видим реже.

Еще по пляжу движемся, выпячивая грудь.

И чей-то голос, чей-то взгляд пронзает, как рапира!

Но вечером все чаще накатывает грусть,

Что день закончился, а в бок опять вступило.

Нет, мы еще — в порядке! Нет, мы еще вполне!

Но говорим друг с другом (когда наедине)

О женщинах — все меньше.

Все больше — о погоде.

Еще мы за застольями сидим без маяты,

Не уставая вроде бы и даже не пьянея...

Но мельче с каждым годом газетные шрифты,

А лестницы привычные все круче и длиннее». ((Р. Рождественский).

 

Старость:

«Знайте, разделили

Мы на три части королевство наше,

Решивши твердо сбросить с дряхлых плеч

Всю тяжесть государственных забот,

Отдав их юным силам, чтоб без ноши

Плестись нам к смерти». (В. Шекспир).

3.Решите самостоятельно следующие ситуации. Определите психологический тип старика по классификации Ф.Гизе: старик-негативист, старик-экстравертированный, старик-интровертированный.

Ситуация 1

Пенсионер А.С. 20 лет назад закончил трудовую деятельность инженера -технолога. Контакты с бывшими сослуживцами не поддерживает. Редко выходит на улицу, только в поликлинику или за срочными покупками. При встречах с соседями-ровесниками жалуется на постоянные недомогания, с горечью говорит о событиях в стране, негативно оценивает свое будущее. Домашних увлечений у него нет, а обязанностей - минимум. Весь день проводит в просмотре различных телевизионных каналов, хотя любимых передач у него нет. Некоторое улучшение настроения у А.С. наступает в редкие часы общения с внуками, которые проходят как назидательные беседы: о вреде компьютеров, о бесполезности сотовых телефонов и т.д.

Ситуация 2

Пенсионер В.К., 70 лет. На протяжении всего периода после выхода 1 пенсию не прекращает трудовой деятельности по специальности, хотя теперь ему доверяют менее ответственную и интенсивную работу. Несмотря на то, что руководство предприятия предложило ему «свободный" режим труда, он продолжает приходить и уходить с работы месте со всеми. Неоднократно у В.К. случались серьезные проблемы о здоровьем, приходилось даже увозить его в больницу прямо с рабочего места, и тем не менее он ничего не меняет в своей жизни.

Личная жизнь В.К. сложилась вполне благополучно, дома его ждут жена, дети, внуки, которым он не может уделить много времени, искренне сожалея об этом. Трудовая деятельность, являясь по сути главной доминантой в жизни В.К., не обеспечивает его интеллектуального развития, он сторонится новых технологий, разработок, методов работы, при этом относится к ним неодобрительно.

Ситуация 3

Работающий пенсионер П.В. умеет внести оживление в скучающую компанию ровесников - поговорить о настоящем, вспомнить прошлое, при этом достаточно объективно оценивает негативные и положительные стороны жизни. П.В. давно смирился с тем, что состояние здоровья не дает ему возможность следовать былым увлечениям, например, зимней рыбалке, однако он регулярно делает зарядку, бывает в санаториях и работает на предприятии, расположенном недалеко от дома, вахтером. С интересом наблюдает за достижениями научно-технического прогресса, которые появляются на работе, дома, часто философски высказывается о быстротечности времени, вспоминая вехи жизненного пути, отмечая глобальные изменения, которые произошли на его глазах -погоды, техники, моды, традиций и т.д. При этом П.В. склонен обвинять подрастающее поколение в инфантильности, иждивенчестве.

4.Восстановите правильную последовательность стадий приспособления
мысли о смерти, по Э. Кюблер-Росс: депрессия, принятие, торг, отрицание, гнев

Литература:

1.Ананьев Б.Г. Структура развития психофизиологических функций взрослого человека //Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: ИПП, 1996. с.275-283.

2.Бодалев А.А. Основные акмеологические закономерности человеческой жизни //А.А.Бодалев, В.Т.Ганжин //Мир психологии. – 1999. № 2. С.11-23.

3.Выготский Л. С. Дефект и компенсация // Собр. соч.: В 6 т. — М 1983.-Т.5.

 

4.Ермолаева М.В. Структура эмоциональных переживаний в старости //Мир психологии. – 1999. – № 2. – с.123-133.

5.Козлов А.А. Старость: социальная разобщенность или целостность? //Мир психологии. – 1999. - № 2. с.80-96.

6.Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.

7.Краснова О. В. Социальная психология старения как основная составляющая социальной геронтологии // Мир психологии. — 1999 — № 2. - С. 96-106.

8.Лабиринты одиночества / Под ред. Н. Е. Покровского. — М.: Прогресс, 1989.

9.Лидере А. Г. Возрастно-психологические особенности консуль­тирования пожилых людей // Психология зрелости и старения. — 1998.-№ 4.-С. 13-22.

10.Молчанова О. Н. Специфика Я-концепции в позднем возрасте и проблема психологического витаукта // Мир психологии. — 1999. — №2.-С. 133-141.

11.Медведева Г.Н. Роль психологической компетентности социального работника в организации социального обслуживания пожилых людей //Мир психологи. – 1999.- № 2. – 164-168.

12.Петровская Л.А. К вопросу о своеобразии социализации взрослого //Мир психологии. – 1999. № 2. с.29-32.

13.Пряжников Н.С. Личностное самоопределение в преклонном возрасте // Мир психологии. – 1999. - №2. – с.11-123.

14.Рыбалко Е.Ф. Динамика основных характеристик человека в различные периоды его зрелости. //Хрестоматия по возрастной психологии. М.: 1996. с.283-295.

15.Рощак К. Психологические особенности личности в пожилом возрасте: Автореф. дис... канд. психол. наук. — М., 1990.

16.Фельдштейн Д.И. Психология взросления. – М.: МПСИ, «Флинта», 1999.

17.Фролькист В. В. Системный подход, саморегуляция и механиз­мы старения// Геронтология и гериатрия. — Киев, 1985. — С. 12—23.

18.Чудновский В. Э. К проблеме адекватности смысла жизни//Мир психологии. — 1999. - № 2. — С. 74-80.

19.Шахматов Н. Ф. Психическое старение. — М.: Медицина, 1966.

20.Яцемирская Р. С. Социальная геронтология / Р. С. Яцемирская, И. Г. Беленькая. - М.: ВЛАДОС, 1999.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: