Программа разработана и направлена на реализацию полноценного общения школьников с высокохудожественной музыкой в современных условиях, широкого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации, на проявление исполнительской деятельности учащихся, различного рода импровизации, на освоение элементов музыкальной грамоты, на развитие творческого начала в размышлениях о музыке, индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности.
Логические связи предмета «Музыка» с другими предметами учебного плана
Интегративный характер содержания обучения музыки предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей с литературой, историей, изобразительным искусством.
Предполагаемые результаты
Программой предусмотрено освоение учащимися 5 классов музыкальных умений и навыков, приобретаемых в различных видах музыкально-творческой деятельности и способствующих личностному постижению преобразующей силы музыки. При этом музыкальные умения связаны главным образом с творческим, никогда не повторяющимся процессом. Музыкальные навыки являются базой для музыкально-исполнительской деятельности, требующей определенной подготовки и развития психофизиологического аппарата ребенка, что является необходимым условием для достижения эстетического, подлинно художественного воплощения музыкального образа исполняемого произведения и самовыражения ребенка.
В слушании – это умения и навыки:
• интонационно-образно воспринимать музыкальное произведение в единстве его содержания и формы и характеризовать свое внутреннее состояние, свои чувства, переживания и мысли, рожденные этой музыкой;
|
• передавать особенности развития музыкальных образов и их взаимодействия в музыкальном произведении, его интонационные, жанровые и стилевые особенности и воплощать свое отношение к музыке в слове, в рисунке, в пластике и др.;
• дифференцированно слышать отдельные компоненты музыкальной ткани (звуковысотные, метроритмические и ладовые особенности; гармонию; полифонию; фактуру) и ее композиционные функции;
• понимать значение исполнительской интерпретации в воплощении художественного замысла композитора;
• сравнивать различные интерпретации музыкального произведения и аргументировано оценивать их;
• выявлять жизненные истоки музыки, общее и различное между прослушанным произведением и другими музыкальными произведениями того же автора, сочинениями других композиторов, произведениями других видов искусства.
Содержание изучаемых разделов.
«Музыка и литература». «Что стало бы с музыкой, если бы не было
Литературы?»
Взаимодействие музыки и литературы раскрывается на образцах вокальной
музыки. Это прежде всего такие жанры, в основе которых лежит поэзия, -
песня, романс, опера. Художественный смысл и возможности программной
музыки (сюита, концерт, симфония), а также таких инструментальных
произведений, в которых получили вторую жизнь народные мелодии,
церковные напевы, интонации колокольных звонов.
«Что стало бы с литературой, если бы не было музыки».
Значимость музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению
|
литературных произведений, на страницах которых «звучит» музыка.
Музыка - действующее лицо сказки или народного сказания, рассказа или
повести, древнего мифа или легенды. Что роднит музыку с литературой.
Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка
народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и
зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной
выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в
музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной
музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах.
Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре,
кино, на телевидении. Использование различных форм музицирования и
творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.
Выявление общности и специфики жанров и выразительных средств музыки
и литературы.
«Музыка и изобразительное искусство». «Можем ли мы увидеть музыку?».
Выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным
искусством. Взаимодействие трех искусств – музыки, литературы,
изобразительного искусства –с жанрами музыкального искусства: опера, балет, мюзикл, произведениями религиозного искусства («синтез искусств в
храме»), народного творчества. Зрительный (живописный) образ музыки.
«Можем ли мы услышать живопись?»
Музыка в произведениях изобразительного искусства. Выявление сходства и
различия жизненного содержания образов и способов и приемов их
воплощения. Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Ис-
|
торические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты
людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в
изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках.
Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве.
Архитектура — застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи.
Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве.
Итоговое занятие.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в
освоении содержания музыкальных образов. Обобщение темы года.