Логические связи предмета «Музыка» с другими предметами учебного плана




Программа разработана и направлена на реализацию полноценного общения школьников с высокохудожественной музыкой в современных условиях, широкого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации, на проявление исполнительской деятельности учащихся, различного рода импровизации, на освоение элементов музыкальной грамоты, на развитие творческого начала в размышлениях о музыке, индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности.

Логические связи предмета «Музыка» с другими предметами учебного плана

Интегративный характер содержания обучения музыки предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей с литературой, историей, изобразительным искусством.

Предполагаемые результаты

Программой предусмотрено освоение учащимися 5 классов музыкальных умений и навыков, приобретаемых в различных видах музыкально-творческой деятельности и способствующих личностному постижению преобразующей силы музыки. При этом музыкальные умения связаны главным образом с творческим, никогда не повторяющимся процессом. Музыкальные навыки являются базой для музыкально-исполнительской деятельности, требующей определенной подготовки и развития психофизиологического аппарата ребенка, что является необходимым условием для достижения эстетического, подлинно художественного воплощения музыкального образа исполняемого произведения и самовыражения ребенка.

В слушании – это умения и навыки:

• интонационно-образно воспринимать музыкальное произведение в единстве его содержания и формы и характеризовать свое внутреннее состояние, свои чувства, переживания и мысли, рожденные этой музыкой;

• передавать особенности развития музыкальных образов и их взаимодействия в музыкальном произведении, его интонационные, жанровые и стилевые особенности и воплощать свое отношение к музыке в слове, в рисунке, в пластике и др.;

• дифференцированно слышать отдельные компоненты музыкальной ткани (звуковысотные, метроритмические и ладовые особенности; гармонию; полифонию; фактуру) и ее композиционные функции;

• понимать значение исполнительской интерпретации в воплощении художественного замысла композитора;

• сравнивать различные интерпретации музыкального произведения и аргументировано оценивать их;

• выявлять жизненные истоки музыки, общее и различное между прослушанным произведением и другими музыкальными произведениями того же автора, сочинениями других композиторов, произведениями других видов искусства.

 

 

Содержание изучаемых разделов.

«Музыка и литература». «Что стало бы с музыкой, если бы не было

Литературы?»

 

Взаимодействие музыки и литературы раскрывается на образцах вокальной

музыки. Это прежде всего такие жанры, в основе которых лежит поэзия, -

песня, романс, опера. Художественный смысл и возможности программной

музыки (сюита, концерт, симфония), а также таких инструментальных

произведений, в которых получили вторую жизнь народные мелодии,

церковные напевы, интонации колокольных звонов.

«Что стало бы с литературой, если бы не было музыки».

Значимость музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению

литературных произведений, на страницах которых «звучит» музыка.

Музыка - действующее лицо сказки или народного сказания, рассказа или

повести, древнего мифа или легенды. Что роднит музыку с литературой.

Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка

народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и

зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной

выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в

музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной

музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах.

Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре,

кино, на телевидении. Использование различных форм музицирования и

творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.

Выявление общности и специфики жанров и выразительных средств музыки

и литературы.

«Музыка и изобразительное искусство». «Можем ли мы увидеть музыку?».

Выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным

искусством. Взаимодействие трех искусств – музыки, литературы,

изобразительного искусства –с жанрами музыкального искусства: опера, балет, мюзикл, произведениями религиозного искусства («синтез искусств в

храме»), народного творчества. Зрительный (живописный) образ музыки.

«Можем ли мы услышать живопись?»

Музыка в произведениях изобразительного искусства. Выявление сходства и

различия жизненного содержания образов и способов и приемов их

воплощения. Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Ис-

торические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты

людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в

изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках.

Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве.

Архитектура — застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи.

Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве.

Итоговое занятие.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в

освоении содержания музыкальных образов. Обобщение темы года.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: