Характеристика социальной деятельности предприятия
Для удовлетворения социальных потребностей работников предприятие должно составить план социального развития, т. е. обоснованную, финансово и материально обеспеченную систему мероприятий, направленных на совершенствование социальной структуры кадров, улучшение условий труда и быта всех категорий работников, их социально-культурного обслуживания, повышение трудовой активности.
Одной из предпосылок эффективного управления персоналом предприятия является прогнозирование изменений в социальной структуре трудового коллектива. Характер и содержание труда, которые неуклонно и быстро изменяются под влиянием достижений научно-технического и организационного прогресса, требуют такого же динамического улучшения профессиональной и квалификационной структуры персонала. Поэтому в план социального развития предприятия должны быть включены меры по повышению уровня специального образования работников, уменьшения текучести кадров.
В плане социального развития обязательно нужно предусмотреть конкретные мероприятия, направленные на совершенствование санитарно-гигиенических условий труда (снижение уровня шума, вибрации, запыленности и загазованности воздуха и т. п.). Не менее важной является разработка мер по сохранению надлежащей трудоспособности в течение длительного времени и предупреждению быстрой усталости. Эти меры будут способствовать устранению чрезмерных физических и нервно-психологических нагрузок, установлению оптимальных режимов труда и отдыха, организации рабочего места, интенсивности работы. Особое внимание нужно уделять мероприятиям, повышающим безопасность труда и устраняющим производственный травматизм, а также предупреждающим профзаболевания.
В план социального развития трудового коллектива обязательно включают также мероприятия по улучшению жилищных и бытовых условий работников предприятия, а также по укреплению материально-технической базы соответствующих объектов социальной инфраструктуры.
План социального развития предприятия должен предусматривать и мероприятия по усилению трудовой и творческой активности, в частности, те, которые способствуют развитию рационализаторства и научно-технического творчества работников.
Главные аспекты плана социального развития предприятия должны быть согласованы с соответствующими планами развития городского района или даже города в целом, где оно расположено. Это связано с тем, что решение многих важных социальных проблем превышает возможности отдельного (даже очень крупного) предприятия.
Основные задачи и функции предприятия
Основной целью предприятия в условиях рынка является получение прибыли.
Предприятия могут добиться устойчивого получения прибыли, если в своей работе будут придерживаться определенных принципов и выполнять необходимые функции. Видный немецкий экономист Г. Шмален выделяет следующие «краеугольные камни» управления предприятием: экономичность, финансовая устойчивость, прибыль.
Принцип экономичности требует, чтобы достигался:
• определенный результат при наименьших затратах - принцип минимизации;
• при заданном объеме затрат наибольший результат — принцип максимизации.
Следовательно, в основе своей принцип экономичности предъявляет свойственное всем предприятиям само собой разумеющееся требование — не тратить даром производственные факторы (ресурсы), т. е. работать «экономично».
Принцип финансовой устойчивости означает такую деятельность предприятия, при которой оно могло в любой момент времени расплатиться по своим долгам или собственными средствами, или путем отсрочки, или за счет получения кредита.
Основные функции предприятия. Высшая цель предпринимательской деятельности — превышение результатов над затратами, т.е. достижение возможно большей прибыли или возможно высокой рентабельности. Идеальным является такое положение, когда получение максимальной прибыли обеспечивает и более высокую рентабельность.
Для достижения поставленной цели предприятия должны:
1) выпускать высококачественную продукцию, систематически ее обновлять и оказывать услуги в соответствии со спросом и имеющимися производственными возможностями;
2) рационально использовать производственные ресурсы с учетом их взаимозаменяемости;
3) разрабатывать стратегию и тактику поведения предприятия и корректировать их в соответствии с изменяющимися обстоятельствами;
4) систематически внедрять все новое и передовое в производство, в организацию труда и управление;
5) заботиться о своих работниках, росте их квалификации и большей содержательности труда, повышении их жизненного уровня, создании благоприятного социально – психологического климата в трудовом коллективе;
6) обеспечивать конкурентоспособность предприятия и продукции, поддерживать высокий имидж предприятия;
7) проводить гибкую ценовую политику и осуществлять другие функции.
Но при этом очень важно, чтобы все функции предприятия были направлены на реализацию выработанной стратегии и на достижение поставленной цели. А целью предприятия может быть не только получение максимальной прибыли, но и возрастание стоимости фирмы.
Выработка успешной стратегии начинается с определения «миссии» фирмы, общей цели функционирования коллектива. При этом цели предприятия могут меняться. Все зависит от конкретных обязательств.