Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций. М.: Аспект Пресс, 1999. - 416 с.
Эйзенштадт Революция и преобразование обществ 1999
Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций / Пер. с англ. А.В.Гордона под ред. Б.С.Ерасова. М.: Аспект Пресс, 1999. — 416 с.
УДК 373.167.1 ББК 60.55 ЭЗО
Учебная литература по гуманитарным и социальным дисциплинам для высшей школы и средних специальных учебных заведений готовится и издается при содействии Института «Открытое общество» (Фонд Сороса) в рамках программы «Высшее образование».
Редакционный совет: В.И. Бахмин, Я.М. Бергер,
ЕЛО. Гениева, Г.Г. Дилигенский, В.Д. Шадриков
Рецензент
зав. лаб. социальной и культурной антропологии
Института культурной антропологии РГГУ, канд. истор. наук,
доктор философии А. В. Коротаев
Эйзенштадт Ш.
Э 30 Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций/Пер, с англ. А.В. Гордона под ред. Б.С. Ерасова. — М.: Аспект Пресс, 1999. — 416 с.
ISBN 5-7567-0231-8
Основной задачей книги является анализ того при каких условиях и в каких исторических обстоятельствах происходят революции и революционные преобразования. Более внимательный взгляд на перечень этих причин показывает, что в некоторых случаях они приводят к упадку и распаду режимов и империй; в других дают толчок к далеко идущим социальным изменениям и преобразованиям, осуществляющимся, однако, не в революционных формах.
УДК 373.167.1 ББК 60.55
© 1978 by The Free Press
A Division of Macmillan Publishing Co., Inc. © Издание на русском языке ISBN 5—7567—0231—8 «Аспект Пресс», 1999
Основной задачей книги является анализ того при каких условиях и в каких исторических обстоятельствах происходят революции и революционные преобразования. Более внимательный взгляд на перечень этих причин показывает, что в некоторых случаях они приводят к упадку и распаду режимов и империй; в других дают толчок к далеко идущим социальным изменениям и преобразованиям, осуществляющимся, однако, не в революционных формах
|
Б.С. Ерасов
Ш. ЭЙЗЕНШТАДТ И ЕГО КОНЦЕПЦИЯ ОБЩЕСТВА И ИСТОРИИ
Выход данной книги должен осуществить давно назревшую необходимость расширенного знакомства с научными трудами Ш. Эйзенштадта, видного представителя мировой социологии, ученого, внесшего крупный вклад в разработку теорий модернизации, цивилизации и революции1.
Шмуэль Hoax Эйзенштадт — израильский социолог и специалист в области теории цивилизаций. Родился в Варшаве в 1923 г. В 1935—1940 гг. он заканчивает свое школьное образование в Тель-Авиве, затем учится в Еврейском университете (Иерусалим), а в 1947—1948 гг. проходит докторантуру в Лондонской школе экономики.
С 1946 г. он состоит в штате Еврейского университета в Иерусалиме, где с 1951 г. возглавил Социологическое отделение. В I960— 1990 гг. как приглашенный профессор Гарвардского, Чикагского, Стэнфордского, Мичиганского технологического, Венского, Цюрихского и других университетов вел систематическую исследовательскую работу, многократно отмечался почетными научными званиями и наградами, в том числе избран почетным доктором Хельсинкского и Гарвардского университетов, а также Еврейского института религий.
Источники формирования научных интересов Ш. Эйзенштадта и определение предмета собственных исследований. Уже в ранние годы формирования Ш. Эйзенштадта как исследователя большое влияние на него оказала школа социокультурной компаративистики, получившая интенсивное развитие в английской науке (М. Гинсберг, Т. Маршал, Р. Фирт, Э. Эванс-Причард, М. Фортес, Э. Лич, О. Ричарде, М. Глакмэн).
|
Существенными источниками общей социологической концепции Ш. Эйзенштадта стали поздняя структурно-функциональная социология, представленная именами Т. Парсонса, Р. Мертона, П. Лазарсфельда, Э. Шилза и других ученых, а позднее развивавшиеся в 60-х гг. социальная психология (М. Шериф, Е. Шибутани,
Г. Хаймэн), теория конфликтов (Р. Дарендорф, Дж. Рекс, Р. Бен-дикс и др.), теория символического интеракционизма. В основание общесоциологической концепции ученого лег также институциональный подход, выявляющий значение «носителей» тех или иных ценностных ориентацией, властных полномочий, престижа и хозяйственных функций. Ш. Эйзенштадт опирался и на концепцию «центр—периферия», получившую столь основательное развитие в работах Э. Шилза. В становлении макросоциологической концепции цивилизаций существенную роль сыграла философия истории К. Ясперса, прежде всего проблема «осевого времени».
Не меньшее влияние на формирование концепции Ш. Эйзен-штадта оказали и неомарксистские подходы, получившие развитие в работах ряда французских ученых, в том числе в русле теорий «азиатского способа производства» (М. Годелье, А. Лефевр, Л. Себаг, Ф. Тёкеи). Именно эти последние способствовали тому, что в его исследованиях большое место занял анализ производственных отношений, факторов, определяющих перераспределение «свободных ресурсов».
|
Ш. Эйзенштадт писал о себе: «В центре моих интересов, сформировавшихся под влиянием этих школ, была проблема человеческой деятельности и ее предпосылок, особенно по отношению к социальной сфере, а также проблема формирования различных социальных образований — от так называемых микрогрупп до более формализованных институтов и макроинститутов»2.
По признанию самого ученого, его подход складывался в существенном плане вопреки основным положениям структурно-функциональной школы, связанной с именем Т. Парсонса. Ш. Эйзенштадт придавал особое значение именно внутренним противоречиям, присущим каждой из систем, степени выделенное™ институциональных и символических компонентов3, роли элит, соотношению внутренних и внешних факторов и т. п. Он в корне пересмотрел те типовые переменные деятельности (партикуляризм—универсализм, предписанное—достижительное, диффуз-ность—специфичность и т.д.), которые долгое время были приняты в постпарсоновской социологии, и вели к дихотомному пониманию общественного устроения. Приняв эти оппозиции как идеальные крайности, Ш. Эйзенштадт ввел широкий набор переменных факторов и состояний, что снимало классификацию «стадий» универсального процесса перехода общественных изменений, а выявляло иные типы и варианты социального устроения и динамики.
Ключом к выяснению рамок творческой активности, соотношения между деятельным началом и условиями человеческого су-
шествования стало, по его признанию, положение, сформулированное К. Марксом в известном изречении: «Люди сами делают свою историю, но они ее делают не так, как им вздумается, при обстоятельствах, которые не сами они выбрали, а которые непосредственно имеют место, даны им и перешли от прошлого»4. Перекличку с этим положением он находит в веберовской концепции харизмы и ее рутинизации.
Сравнительные исследования впоследствии выводят Ш. Эйзен-штадта на работу в двух основных направлениях: во-первых, проведение широких историко-социологических сопоставлений, а во-вторых, изучение развития и модернизации. Но в рамках обоих направлений ученый стремился прежде всего выявить применимость общих принципов социологической теории к проблемам компаративистики.
С самого начала проявились ведущие устремления интереса Ш. Эйзенштадта — социокультурная и политологическая компаративистика, изучение проблем модернизации, соотношение социальных перемен и принципов солидарности и доверия в рамках различного типа общностей. В последние два десятилетия эти интересы вывели его на сравнительное изучение цивилизаций и их динамики.
Как и в трудах других крупных социологов, в общей концепции Ш. Эйзенштадта раскрывается сложность и многообразие компонентов, составляющих социальный объект. Его устроение и динамика развития определяются не постоянными «законами истории», а взаимодействием (или конфликтами) субъектов социального действия при определенном устроении общества. Работы Ш. Эйзенштадта во многом способствовали выработке многоплановой парадигмы анализа сложной структуры социокультурной реальности и развитию теории взаимодействия различных компонентов социальной регуляции.
Исследование механизмов социальной солидарности. Ранняя тема, занимавшая Ш. Эйзенштадта в работах 50—60-х гг. — изучение микромеханизмов социальной солидарности, их перенос с ограниченных семейных и родственных рамок и расширение до ритуально родственных групп и дружественных отношений, более универсальных общностей, а также их соединение с достижительными ориентациями. В самом общем виде это была проблематика ас-криптивных связей5.
Эта тема продолжает занимать ученого и позднее. В 1984 г. он (совместно с Л. Ронигером) выпускает работу «Патроны, клиенты и друзья», в которой общетеоретическому рассмотрению подвергается механизм соотношения микро- и макроуровней солидарно-
сти в устроении общества, расширения рамок доверия и функционирования обмена в этих рамках. Уже тогда он стремится раскрыть значение изучения индивидуальных и групповых целей — и не только утилитарных, но и направленных на утверждение «правильного» социального порядка.
Становление его макросоциологической концепции проходит через несколько этапов.
В 70-х гг. Ш. Эйзенштадт находится в гуще тех радикальных дискуссий, зачастую обозначаемых как «кризис социологии», связанный с выявлением ограниченности прежних частичных методов и стремлением расширить рамки взаимодействия различных подходов, чтобы показать соотношение и взаимодействие компонентов социальной регуляции. Существенное значение имел выход ученого на проблему, поставленную еще К. Марксом и Э. Дюркгеймом: разделение труда само по себе не обеспечивает в определяющей степени социальную регуляцию, так как порождает разделенность различных социальных групп и классов, чувство отчуждения (К. Маркс) и аномии (Э. Дюркгейм), не гарантирует удовлетворения организационных потребностей сообщества и его потребность в коллективной безопасности, не обеспечивает в должной мере взаимного доверия среди членов сообщества и выполнения ими своих взаимных обязанностей. Все это вызывает состояние напряженности в обществе и приводит к движениям протеста и социальным конфликтам и внутренней борьбе.
В регуляции этих процессов важное значение имеет как политика, так и культура. Это потребовало признания «реального», т.е. самостоятельного статуса и государства, и культуры. При этом культура не может рассматриваться ни как «отражение» иных, более «глубоких» социальных сил, ни как набор специфических средств, которые могут быть использованы в зависимости от «интересов» тех или иных групп и слоев. Соответственно, существенное значение приобрело изучение и таких важных составляющих ее компонентов, как религия, символическая структура, социальные институты.
Основополагающим принципом всей концепции Ш. Эйзен-штадта стало положение о том, что культура занимает важное место в социальной регуляции через воплощение присущих ей норм и смыслов в определенных институциональных формах и процессах. Хотя эти процессы не определяют непосредственно конкретного поведения и характера деятельности индивидов, в них задаются общие нормативно-ценностные и смысловые рамки такой деятельности. Отнюдь не собственно символическая сфера является источником базовых рамок деятельности и регуляции общества.
Во всяком обществе существуют весьма различные варианты и комбинации ценностно-смысловых и социальных кодов, т.е. упорядоченных и постоянных наборов культурных элементов или элементов социальных структур. Однако их воздействие на общество определяется характером и степенью их институционализации, которая обусловливает их селекцию и внедрение в систему общественной регуляции.
Кроме того, значительное место ученый отводит принципам освоения и распределения ресурсов, т.е. создающихся в обществе богатств. Соотношение между различными социальными группами и государством во многом зависит от их возможности распоряжаться «свободными ресурсами»6.
Анализ имперских образований. Рассматриваемые в разных ракурсах совокупности указанных выше компонентов составляют империи и цивилизации как особого рода образования, отнюдь не совпадающие друг с другом и имеющие самостоятельное бытие и особые институты, но большей частью взаимодополняющие друг друга по функциям в системе социальной регуляции. Многообразие самих компонентов и комплексов их взаимодействия порождает различия в имперском и цивилизационном устроении.
В самом общем плане основные работы Ш. Эйзенштадта на протяжении большей части его творческой деятельности были посвящены рассмотрению империй и цивилизаций. В 1963 г. появилась первая крупная общая работа Ш. Эйзенштадта «Политические системы империй». Как отмечал сам автор, его задача состояла в том, чтобы дать социологический анализ не только собственно политических систем, определявших характер бюрократических империй, возникавших в разные периоды истории, но также их социальных и ценностных структур.
Уже в этой работе в полной мере проявилась способность; Ш. Эйзенштадта не сводить исследование к собственно концептуальным построениям, а насыщать их огромным сопоставительным материалом, охватывающим большинство макросоциологических.''., образований Старого Света.
На протяжении всех своих работ Ш. Эйзенштадт последовательно проводил и доказывал то важное положение, что классические цивилизации развивались именно в связи с империями как;.,; политико-социальными образованиями, выполнявшими определенные функции и нуждавшимися в религиозно-идеологическом дополнении. Это дополнение вырабатывалось в рамках религиозно-идеологической системы как вполне автономного образования, строившегося по своим законам.
В рамках имперских и имперско-феодальных структур Ш. Эй-
зенштадт, как и Э. Шилз7, проводит функциональное и структурное различие между ценностно-смысловыми (символическими) и институциональными сферами взаимодействия центра и периферии. Он противопоставляет такого рода империи собственно феодальным образованиям, подчеркивая, что логика империй была направлена во многом на ограничение феодализма, его возможностей использования свободных ресурсов и на поддержание свободного крестьянства или колоний, торгово-ремесленных слоев, что и способствовало росту ресурсов общества и центра. Однако скованность и социального основания, и самого центра традиционными аскриптивными принципами ограничивала и рост ресурсов.
Тем самым его концепция очевидным образом отличается от той, которую разрабатывал А. Тойнби. «Универсальное государство», рассматривавшееся А. Тойнби как «завершающий этап» эволюции цивилизации и свидетельство ее приближающегося конца, в теоретическом подходе Ш. Эйзенштадта фигурирует как вполне функциональный, устойчивый и эволюционирующий компонент ци-вилизационной регуляции вплоть до возникновения «цивилизации Нового времени»8 с ее национально-государственными образованиями.
Характерной чертой этих образований является их внутренняя динамика, обусловленная сложным взаимодействием различных факторов, в том числе степенью дифференциации политических и социальных структур, характером духовных ориентации (посюсторонние или потусторонние), структурой духовного института и т.д.
Проблематика общества в истории. Другое измерение социальной регуляции в концепции III. Эйзенштадта составляет цивилизация. Ключ к пониманию ее роли он находит в той философии истории, которая получила глубокое выражение в работах К. Яс-перса9.
Обращение к этой проблематике дало Ш. Эйзенштадту возможность выявить отношения между культурными, социальными и институциональными факторами, не совпадающие с собственно разделением труда, и разработать теорию цивилизаций «осевого времени».
Ш. Эйзенштадт дает следующее определение «осевых» револкь ций: «Природа «осевых» революций заключается в утверждении изначально существующей напряженности между трансцендентным и мирским порядками. Если в до-«осевых» языческих обществах иной мир осмыслялся по принципам, сходным с теми, что были.приняты в мирских, более низших порядках, то в цивилиза-.
циях «осевого времени» возникало представление о четком отделении внемирского порядка от мирского, что сопровождалось и оформлением возвышенного трансцендентного нравственного или метафизического порядка, находящегося за пределами любой наличной посюсторонней или потусторонней реальности»10.
Это разделение мирского и внемирского порядков приводит, по мнению Ш. Эйзенштадта, к формированию поля интеллектуальной и нравственной напряженности, к значительному изменению принципов регуляции общества и человеческого поведения. Новая эпоха неизбежно ставит перед человеком вопрос о путях преодоления разрыва между трансцендентным и мирским порядками. Отныне важнейшей целью поведения становится спасение, достигаемое путем целенаправленных длительных усилий. Это и породило проблематику спасения, основательно рассмотренную в работах М. Вебера".
Важным следствием внедрения нового мировоззрения, как показывает Ш. Эйзенштадт, стало развитие идейных течений и социальных движений, направленных на перестройку земных порядков в соответствии с представлениями о выбранном пути преодоления исходной напряженности между трансцендентным и мирским порядками. Реализация такой перестройки всегда влечет за собой множество внутренних противоречий. Именно эти противоречия — и их отражение в столкновении институтов — повлекли за собой новый тип социальной и культурной динамики в истории человечества.
Идеологизация общественной жизни и динамика цивилизаций. Внедрение представлений о напряженных отношениях между указанными порядками вело к формированию особых типов знания — философии, религии, метафизики, естествознания и т.д. Тем самым прежние сугубо ситуационные формы моральной рефлексии и накопленные знания отодвигались во вторичные сферы знания. Это превращение стало началом того, что именуется интеллектуальной историей человечества.
Ш. Эйзенштадт проводит различие между культурно-идеологическими ориентациями, сформированными в рамках религиозной системы, и теми, которые приняты в рамках собственно политических режимов, входящих в ту или иную цивилизацию. Между этими типами ориентации налаживаются различные варианты взаимодействия в зависимости от типа самого режима (патримониальный12, имперский и имперско-феодальный).
В ходе этой дифференциации происходит разделение сферы и органов политической борьбы и административного управления, оформляется система бюрократического управления обществом,
И
которая выполняет важные функции социальной регуляции. Важным критерием возникновения новых органов регуляции, как показывает Ш. Эйзенштадт, становится ослабление прежних аскрип-тивных связей, привязывавших население к локально-территориальным группам, и формирование новых социальных групп на основе критериев умения, богатства, достижений или политической лояльности правителям.
Существенным вкладом Ш. Эйзенштадта в анализ механизма функционирования цивилизации стало: 1) выяснение соотношения между властными и религиозными сферами регуляции и их взаимодействия; 2) выяснение степени внутреннего разделения властных и религиозных систем и институтов; 3) установление типологии политических систем в зависимости от степени охвата: разнородных элементов, степени выделения центра и централизации власти.
Эти процессы происходят как в политической, так и в религиозной сфере. При рассмотрении религиозной сферы Ш. Эйзенштадт подчеркивает как наличие в ней гораздо более широких, зачастую универсальных, оснований для утверждения аскриптив-. ных связей, так и возможность соединения религиозных связей с локальными вариантами (в рамках «малой традиции»13). Именно утверждение такого рода ценностно санкционированной духовной связи создавало предпосылки для условного поддержания власти или даже противостояния ей. В обществе возникали сложные, а подчас напряженные отношения между разными сферами и структурами.
Обращение к цивилизационному подходу дало возможность ученому выявить и особые параметры динамики изменений внутри сложных обществ, прежде всего значение тех социальных движений, сектантского и оппозиционного характера, которые отстаивали иные концепции разрешения противоречий между потусторонним и мирским порядками, а также иные способы формирования социальных институтов. Стремление к реализации альтернативных мировоззренческих установок протекало в условиях соперничества с устоявшейся ортодоксией. Носителями такой реализации выступали особые автономные социальные группы и институты. Концепция гетеродоксии14, раскола как выражения широкого движения протеста, стала важным компонентом объяснения истории развития сложных обществ.: Динамика цивилизации в трактовке Ш. Эйзенштадта предстала не как развертывание изначально присущих ей духовных или социальных особенностей, а как переменная, зависимая от характера идеологических и структурных связей и взаимодействия между
различными очагами политической власти и конфликта, движениями протеста, принятия решений личностями, поставленными в определенные исторические условия. Расхождение в этих условиях приводило к существенным различиям в судьбах обществ, относящихся, казалось бы, к сходным цивилизационным регионам.
Критика и преобразование теории модернизации. В 70-х гг. Ш. Эйзенштадт выпустил ряд книг по теории модернизации15, которые во многом способствовали переосмыслению ранних подходов к процессам модернизации, отказу от поверхностной однолинейной модели модернизации как уподобления западному образцу, введению в анализ различных сторон макросоциальной регуляции.
Критика со стороны Щ. Эйзенштадта в адрес ранних теорий модернизации была направлена прежде всего на несостоятельность дихотомного восприятия современной социальности, как противостояния традиций и современности. В рамках этой концепции появилось огромное количество работ социологического, экономического, политологического, антропологического и исторического плана, в которых традиции воспринимались как косная сила, которая подлежит слому, чтобы обеспечить возникновение и рост современных развивающихся укладов. В рамках такого подхода оказывалось невозможным объяснить разнообразие переходных обществ, присущую им внутреннюю динамику, а также возможности самостоятельного развития современных дифференцированных политических и экономических комплексов. Работы Ш. Эйзенштадта во многом способствовали выявлению значительного разнообразия традиционных обществ по степени того, насколько присущие им политические, социальные и культурные структуры задерживали или же, напротив, облегчали переход к современности. Важной темой его работ стал показ того, как модернизация, подрывая сложившиеся в обществе принципы социальности и структурного устроения, порождает протест и дезинтеграцию. Реакцией на такой разлад становится возрождение прежних, традиционных -принципов и моделей.
Именно выделение основных противоречий модернизации дало Ш. Эйзенштадту основу для создания многомерной модели, учитывающей различные стороны процесса изменения характера общества. Он настойчиво подчеркивает, что модернизация — процесс противоречивый и отнюдь не сводится к усвоению достижений современного Запада. Ведущие противоречия исследователь обозначает как а) перемены против стабильности и преемственности, б) новые принципы рациональности против культурного достоя-; в) свобода против авторитаризма. Трудности в разрешении этих
противоречий приводили к дезорганизации, социальному протесту, многократным срывам в реформировании общества.
Существенное значение в анализе путей и принципов модернизации Ш. Эйзенштадт придает рассмотрению роли традиций, однако не в их общетипологическом плане как дихотомного начала, противостоящего «современности», а именно как специфики, связанной с той или иной цивилизационной системой. Обширная компаративистика, проведенная Ш. Эйзенштадтом, была основана прежде всего на общей концепции цивилизационного устроения, в разработку которой он же сам сделал огромный вклад. Именно компаративистика в русле цивилизационного подхода дает возможность системного анализа, учитывающего характер сложившегося в данном обществе достояния, его реакцию на воздействие Запада и специфику движения к современности. Вопреки ранней модели модернизации как конвергенции всех более поздних обществ с «современным индустриальным» постепенно утвердилась иная, более гибкая и многофакторная модель, предполагающая сохранение специфики, прежде всего цивилизационной, что проявляется в функционировании особых институциональных и духовных структур, присущих данному обществу.
Модернизация — это «вызов», на который каждое общество дает «ответ» в соответствии с принципами, структурами и символами, заложенными в его достоянии в результате длительного развития. Одним из проявлений модернизации, подчеркивает Ш. Эйзенштадт, стали движения протеста, принимавшие в ряде случаев характер революций.
Многолетние исследования Ш. Эйзенштадта охватили несколько крупных блоков базовой социологической теории: соотношение между культурными системами, институциональным и политическим устройством; агенты социального действия; историческая преемственность. Своего рода завершением такой многоплановой работы стала книга «Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций»16.
Раскрыв ограниченность многих принятых подходов, способных объяснить социальные изменения или крушение тех или иных режимов, но не природу или результаты такого рода крушений, Ш. Эйзенштадт создал многомерную картину тех факторов и компонентов, взаимодействие которых формирует макросоциальный порядок и вызывает в нем изменения. Это прежде всего символические и организационные принципы устроения общества. Сопоставление изменений дает ученому основание для типологии перемен в традиционных обществах17.
1. Для обособленного типа характерна малая степень соедине-
14.. • •, •
ния перемен в отношении доступа к власти и остальных сферах регуляции общества: в его символической системе, в его этнических, национальных или религиозных измерениях и границах. Политическая система остается относительно незатронутой переменами.
2. Совокупному типу присущ относительно высокий уровень соединения изменения в различных основополагающих нормах социального взаимодействия и тенденций перестройки состава общностей и институтов макросоциетального порядка. В процессах такого типа происходит заметная конвергенция и интеграция различных движений протеста и политической борьбы. Изменения протекают также при гораздо более высокой степени осознания задач движения и самостоятельности в организации политической борьбы.
Это направление могло перерасти в борьбу за переустройство социоэкономических основ всего общества, а также принципов формирования власти и политической жизни общества в целом.
3. «Особый» тип изменений получил развитие в некоторых, особых город ах-государствах, наиболее значительные из которых были в Древней Греции и Рим, в особых племенных федерациях, таких, как древний Израиль, и некоторых ранних исламских государствах. Этот тип отличается очень высокой степенью совместимости различных движений протеста и политической борьбы и особенно высокой степенью самосознания и символизации идеологии политической борьбы. В исключительных городах-государствах сформировался новый тип политической символики, полное выражение которого стала идея гражданства18.
Анализ современных революций. К «современным» революциям Ш. Эйзенштадт относит нидерландскую, английскую, Французскую 1789 г. и американскую революции, а к «поздним современным» — европейские революции 1848 г., Парижскую Коммуну 1870—1871 гг., но особенно русскую революцию 1917-1918 гг., китайскую 1911-1948 гг., а также революции в Турции, Вьетнаме и Югославии.
Ш. Эйзенштадт указывает на принципиальное отличие этих революций от процессов, связанных с мятежами, конфликтами и переворотами в традиционных обществах. Различие заключалось не только в размахе или интенсивности повстанческих движений, сектантских течений, идеологизированных политических движений и связанной с ними борьбы между элитами. «Важнейшими отличительными чертами этих революций были: а) связь между различными движениями протеста, б) их воздействие на политическую борьбу в центре, в) выраженная идейная основа, г) наличие самостоятельной структурной организации»19.
В структурном плане для этих великих революций была характерна тесная связь между сектантскими (идеологическими) течениями, повстанческим движением, борьбой за власть в центре и формированием институтов. И эта связь была намного более тесной и прочной, чем в других движениях протеста, имевших место в истории. Эти революции сопровождались перестройкой идеологической сферы, границ политических и культурных общностей, а также институциональными изменениями в экономической, образовательной и научной сферах. Они осуществлялись различными коалициями (или же контр коалициями), состоящими нередко из самых разнородных политических и предпринимательских элит, политических или культурных идеологов.
Идеи протеста, имевшие нередко утопический и милленарист-ский характер, могли соединяться и с относительно реалистичными установками на создание центров, общностей и институтов. И эта связь с конкретным строительством институтов и формированием новых центров также отличала эти революции от всех прочих движений протеста.
В идейном плане существенные перемены происходили как в принципах легитимизации20 социального и политического порядка, так и в более интеллектуальных учениях о природе этих порядков. Новые представления не ограничивались выдвижением альтернативного социального и политического порядка, как это было в более ранних движениях. Радикальные перемены в принципах легитимности, отмеченные казнью монархов, были связаны с устранением иерархических аспектов социального устроения и развитием принципов равенства, солидарности, политической и социальной свободы.
Важной стороной нового процесса стало ослабление и подрыв прежних аскриптивных отношений и структур, как социальных, так и политических.
Эти изменения были связаны также с глубокими переменами в господствующих интеллектуальных традициях. Современные интеллектуальные ориентации ведут свое существование от периода Ренессанса; они сформировались в период Просвещения на основе идей прогресса и разума. Однако особое значение имели смена религиозных ориентацией, свершившаяся в ходе Реформации, и вызревание секулярной оппозиции этим ориентациям. Все эти течения и изменения прямо повлияли на центральные идейные и символические сферы в европейских обществах, что и привело к созданию нового социального и культурного порядка.
Как подчеркивает Ш. Эйзенштадт, в поздних революционных 'процессах проявилась как социальная, так и цйвилизационная
реакция на противоречия модернизации, потребность не только устранить традиционные препятствия к развитию, но и протест против разрушения социальной общности и подрыва тех цивили-зационных основ, которые обеспечивали смысл бытия для значительной части общества.
«Социализм и коммунизм, — считает ученый, — были первоначально движениями протеста или интеллектуальной ереси, в которой политические программы и идеологии соединялись с научным и философским мировоззрением. Как движения протеста, социализм и коммунизм сомкнулись с ориентациями на мятеж, протест, течениями интеллектуальной критики и тенденциями формирования центров и институтов. В этом плане они многим обязаны европейской традиции»21.
Социологический подход к революционным процессам и теория модернизации позволяют Ш. Эйзенштадту показать существенные компоненты «цивилизации Нового времени», сложившейся в Европе и распространяющейся в той или иной степени по остальному миру. Как он подчеркивает, эта цивилизация имеет не только экономические основания и каналы влияния, но и международные политические и идеологические структуры. Существенным результатом революционных перемен стало создание, во-первых, более широких международных связей и взаимодействие различных общественных образований. Во-вторых, это постоянная потребность в модернизации не только как в экономическом, но и в социальном и административном развитии. В-третьих, изменение отношений между центром и периферией, более широкое перераспределение власти и влияния. В-четвертых, расширение участия различных социальных групп и элит в системе социальной регуляции.
Ш. Эйзенштадт выделяет следующие основные культурные ориентации социализма и коммунизма как продуктов новейших революций, способствовавших формированию современности: 1) соотнесение настоящего с будущим и концентрированные усилия на внедрение такой ориентации; 2) всемерное подчеркивание ведущей роли коллективного начала и социальной справедливости; 3) усиление связи между социальным, политическим и культурным порядками и построение нового общества, а соответственно и обоснование такой цели на основе высших идеалов, включаемых в базовую культурную модель; 4) глубоко посюсторонняя ориентация, выявляющая непринятие существующего порядка, его оценку в аспекте трансцендентных ценностей; 5) подчеркивание возможности активного участия социальных групп в формировании нового социального и культурного порядка; 6) сильная универса-
2 123
листская ориентация, отрицающая в теории значение политических или национальных границ, но вместе с тем стремящаяся переопределить социополитический порядок в относительно определенных границах.
Такого рода тенденции или сложившиеся течения проявились в той или иной степени во многих странах. Однако в большинстве этих стран они не стали доминирующими и не привели к созданию устойчивых институтов. Напротив, преобладающей осталась установка на преемственность, на принятие сложившихся принципов и символов коллективного бытия. Социализм и его революционные принципы большей частью остались привязанными к самобытным характеристикам общества. Однако в Старом Свете только в России и Китае, полагает Ш. Эйзенштадт, революционный социализм стал символической и организационной основой переустройства общества, превратившись в центральный компонент политической и культурной идентичности.