Простые, составные и собирательные вещи.




Простые вещи– это цельные вещи, элементы которых не имеют самостоятельного значения (раб, бревно, камень).

Составные вещисостоят из нескольких связанных (механически соединенных) между собой самостоятельных вещей, образующих единое функциональное целое. Юридическое значение: Пока вещь является частью чужой вещи, она не может быть истребована собственником (например, нельзя истребовать бревно, использованное в чужой постройке) и подчиняется праву, установленному на целое (в т.ч. может быть передана другому лицу в составе составной вещи).

Собирательные вещи (или вещи, «обнимаемые одним именем») состоят из вещей, которые сохраняют свою индивидуальность и ценность, но при этом рассматриваются как составные части целого (например, стадо, театральная труппа, хор). Юридическое значение:Собирательная вещь продолжает существовать в гражданском обороте и до тех пор, пока она может считаться таковой, несмотря на изменение состава образующих ее вещей (например, рождение, гибель и приобретение животных, входящих в состав стада). Но если вследствие произошедших изменений собирательная вещь не может считаться прежней, она прекращает свое существование, как и право на данную вещь (например, узуфрукт на квадригу прекращается гибелью одной лошади). Собирательная вещь является единым объектом вещных исков (например, виндикация стада), узуфрукта, залогового права. Ценность собирательной вещи может значительно превышать стоимость образующих ее вещей. В случае причинения вреда вещи, входящей в состав собирательной вещи, возмещению подлежит интерес потерпевшего, связанный с собирательной вещью (например, причинение вреда рабу-солисту умаляет ценность всей театральной труппы, которая не может выступать).

 

Часть вещи(pars rei). Вещи главные и побочные (аксессуары)

Часть вещи – это элемент функционального целого, без которого оно теряет свое качество (например, трубы в доме, необходимые для его функционирования; ключи, замки, засовы дома; винодавильни в винохранилище). Юридическое значение: сделка с вещью распространяет свой эффект и на части вещи.

Функциональная связь побочных вещей с главной не является столь существенной, чтобы без побочных вещей главная вещь утратила свою качественную определенность (например, не являются частью земельного участка рабы, занятые в сельском хозяйстве, пахотные быки, инструменты для уборки урожая).Юридическое значение: побочная вещь следовала юридической судьбе главной только тогда, когда на это была выражена воля распорядителя.

 

Плоды(fructus)

Под плодами следует понимать все те блага, которые возникают при эксплуатации вещи (приплод, урожай, охота в специально отведенных для этого угодьях). Отделение плодов от плодоносящей вещи не ухудшает качество последней.

Как правило, плоды присваиваются собственником плодоносящей вещи, но в некоторых случаях право на плоды возникает у третьего лица (например, узуфруктуария, арендатора). Различали следующие виды плодов:

- fructus pendentes – плоды, еще не отделенные от плодоносящей вещи (являются частью вещи-матери);

- fructus separati - плоды отделенные;

- fructus percepti – плоды отделенные и полученные во владение (присвоенные). Отличие separatiо от perceptiо имеет значение, если вещь находится у несобственника, управомоченного на получение плодов. Если плоды были отделены и присвоены таким лицом, оно становится их собственником. Если плоды были отделены третьим лицом (например, вором), собственником плодов будет собственник вещи-матери.

-fructus eхtantes – собранные, но не потребленные плоды;

-fructus consumpti – плоды потребленные, переработанные, отчужденные;

- fructus percipiendi-плоды, которые должны были быть собраны, но не были собраны из-за неправильной хозяйственной эксплуатации вещи.

Различали естественные плоды (органические произведения плодоносящих вещей) и плоды цивильные (redditus) – доходы (проценты с капитала, плата за предоставление вещи в аренду).

Приведенное деление плодов учитывалось при решении различных правовых вопросов (например, вопрос о принадлежности плодов; определение объема требования собственника к владельцу при виндикации вещи и др.).

Не относятся к плодам: дети рабынь (по критерию непотребляемости), деревья, полезные ископаемые, сокровища (по критерию невозобновляемости).

 

Имущество –все то, что принадлежит данному лицу (совокупность телесных и бестелесных вещей, имущественный комплекс). Имущество лица гарантирует его кредиторам уплату долгов. При наследовании наследник получал от наследодателя наследство в виде единого имущественного комплекса (телесные вещи, права требования и долги).

Понятие «имущество» употреблялось в различных значениях:

- familia – весь семейный комплекс (имущественный и неимущественный), находящийся под властью домовладыки (в т.ч. кладбища и семейные святыни);

- familia pecuniaque – первоначально совокупность рабов и скота, затем все имущество домовладыки;

- pecunia - имущество из состава семьи, вовлеченное в гражданский оборот;

-peculium – имущество, предоставленное домовладыкой рабу или подвалстному сыну, для самостоятельного ведения хозяйства.

 

 

3. Понятие владения (possеssio). Элементы владения (corpus possеssionis, animus possidendi). Виды владения. Владение и собственность.

Понятие владение произошло от «potis sedeo» (сижу как господин) и употреблялось первоначально в отношении земли. Владение было названо, как говорит и Лабеон, от оседаний, [будучи] как бы поселением, так как оно естественно удерживается тем, кто на нем стоит, что по-гречески называется katochе (Д.41.2.1).

Исторически владение предшествовало праву собственности.

Для раскрытия понятия владения использовались термины – usus, usufructus. По законам XII таблиц владение движимой вещью в течение года, а недвижимой в течение двух лет вело к приобретению права собственности на вещь (usucapio).

Владение – это реальное (фактическое) господство лица над телесной вещью с намерением владеть ею для себя.

Владение как право существует настолько, насколько оно признается и защищается правом.

Римские юристы различалидва элемента (аспекта) владения:

- объективный (corpus possessionis) – реальное господства лица над вещью

- субъективный (animus possidendi) –намерение владеть вещью для себя.

Фактическое господство понималось по-разному – физическое взаимодействие лица с вещью, материальное проявление господства над ней (захват и держание вещи рукой, замыкание вещи, огораживание и охрана земельного участка). Владение предполагало такую связь лица с вещью, которая обеспечит лицу длительное и беспрепятственное господство над ней.

Объективный элемент владения должен был явствовать из обстановки и в случае возникновения спора подлежал доказыванию. Намерение лица владеть вещью для себя не требовало особых форм проявления и предполагалось при наличии объективного элемента.

Доказательство….. владения состоит не столько в праве, сколько в факте, поэтому для доказательства достаточно, если я материально держу вещь (Sеnt. Pauli. 5.11.2).

Два конструктивных элемента владения пронизывают весь институт владения, оказывая влияние на решение вопросов, связанных с возникновением, осуществлением и защитой владения.

При наличии двух указанных элементов, имело место совершенное юридическое владение, защищаемое правопорядком как сложившееся положение вещей (possessio ad interdicta).

Владение может опираться на правомерное и неправомерное основание (possessio iusta и possessio iniusta). Неправомерное или порочное владение – это владение, начатое силой, тайно (воровски) или прекарно (vi, clam, precario). Порочное владение признается юридическим владением, но ущербно: значимо против третьих лиц, но беззащитно против предшественника.

Добросовестным (possessio bonaе fidеi) является владелец, ошибочно считающий себя собственником (например, приобрел вещь у продавца, не являющегося собственником). Добросовестность владения имеет значение для приобретения вещи по давности, для решения вопроса о судьбе плодов в случае предъявления виндикационного иска.

Древнему цивильному праву известноpossessio ad usucapionem -владение, которое при наличии определенных установленных правом условий может привести к приобретению права собственности на вещь по давности владения ею.

В том случае, когда воля лица обладать вещью опосредована соглашением с ее владельцем, имеет место так называемоеpossessio naturalis (естественное владение или держание), т.е. пребывание во владении от чужого имени. Например, натуральное владение хранителя, ссудополучателя, нанимателя. Последние владельческой защиты не получали, она предоставлялась лицам, от имени которых осуществлялось владение вещью.

Гай 4. 153:«Мы считаемся владеющими не только тогда, когда владеем сами, но и когда кто-нибудь находится во владении от нашего имени, хотя бы он не был подчинен нашей власти, каковыми является арендатор, жилец; а также через тех, у кого мы сложили, или кому мы ссудили (вещи) или кому безвозмездно предоставили жилище, мы считаемся владеющими лично сами…..».

Следует выделить случаи аномального владения -владение залогового кредитора, прекарное владение и владение секвестора. Владение последних, будучи по сути держанием, охранялось посредством интердиктов. Так, основанием предоставления владельческой защиты секвестору являлась неизвестность (до решения спора о вещи), кто должен считаться владельцем вещи и, соответственно, лицом, управомоченным на ее защиту. Залоговый кредитор владеет «ad interdicta», тогда как приобретательная давность течет в пользу залогодателя, который признается владельцем «ad usucapionеm» (Тот, кто отдал в залог, владеет только для давности. Д. 41.3.16).

 

Владение необходимо отграничивать от права собственности.Владение – это фактическое господство лица над вещью, признаваемое независимо от права лица на данную вещь. Собственность – это владение, основанное на праве. Смешение двух данных понятий происходит потому, что владение представляет собой наглядное проявление права собственности. Владеющий собственник – это типичная фигура гражданского оборота. Но не всякий владелец является собственником. Владение может существовать вне связи с правом собственности и даже быть его нарушением (например, владение вора или лица, насильственно захватившего чужой земельный участок). Утрируя, римские юристы говорили, что собственность не имеет ничего общего с владением (Д.41.2.12).

Обратить внимание: в отношении одной вещи могло одновременно существовать несколько различных по своей природе прав (право собственности, владение, держание). Например, вещь, украденная у собственника, была передана вором хранителю.

Первоначально владение допускалось только в отношении материальных вещей. Позднее, главным образом в целях распространения владельческой защиты, было признано владение в отношении прав на чужие вещи (iuris quasi possessio).

4. Приобретение владения. Сохранение и утрата владения.

Владение всегда устанавливается впервые самим лицом, желающим владеть вещью. Преемства и тождества между старым и новым владением не признавалось.

Домовладыка мог приобретать владение через подвластных ему лиц. Приобретение владения допускалось и через свободное лицо (например, управляющего), если это лицо имело намерение приобрести владение не для себя, а для другого лица, и это другое лицо выразило волю приобрести владение через постороннее лицо.

Для приобретения владения необходимо осуществить оба элемента – объективный и субъективный.

… и приобретаем мы владение посредством материального и волевого элементов, а не одним материальным или одним волевым элементом (Д.41.2.3.1).

При переходе владения вещью от одного владельца к другому по воле предшественника принято говорить о производном способе приобретения владения. Если владение возникало не на основании соглашения с предшественником или независимо от воли предшественника, то принято говорить о первоначальном способе приобретения владения.

Apprеhеnsio – завладение никому не принадлежащими движимыми вещами (камни, раковины, дикие животные). Захват, поимка должны были быть окончательными, обеспечивающими прочное господство над вещью. Охотник, схвативший убитое животное, демонстрирует объективный элемент владения, тогда как субъективный предполагается.

При производном способе приобретения владения владение возникало на основе передачи вещи (traditiо), из которой явствовал объективный элемент владения и которая, в свою очередь, являлась реализацией соглашения между предшественником и новым владельцем (субъективный элемент владения).

Первоначально под передачей вещей понималось вручение. Со временем понятие передачи расширилось. Так, чтобы передать владение участком достаточно было показать земельный участок хотя бы издали (передача длинной рукой traditio longa manu).

Праву известна также передача владения «короткой рукой» (traditio brevi manu)- передача владения одним только волевым актом. Например, покупка нанимателем (т.е. держателем) вещи у владельца, продажа вещи владельцем с одновременным оставлением ее у себя на режиме держания.

Допускалась символическая передача (traditio symbolica), например, передача ключей от склада, в котором хранился товар.

К установлению владения могло привести насильственное вытеснение владельца и его подвластных с земельного участка. Вопрос о статусе самовольного захватчика в римской юриспруденции являлся спорным.

 

Сохранение и утрата владения.Владение сохраняется пока в наличии оба элемента владения.

Добровольная утрата владения предполагает утрату обоих элементов владения (например, заключение соглашения и передача вещи на основе соглашения; выбрасывание собственником ненужной ему вещи).

Недобровольная утрата владения является следствием длительной потери лицом материального господства над вещью (например, прирученные животные навсегда покинули хозяина; имение оставлено на долгое время без обработки, вещь похищена). О сохранении владельцем фактического господства над вещью свидетельствовали меры, предпринимаемые им для ее охраны и использования.

Поскольку владение всегда устанавливается впервые, владение прекращалось смертью владельца. Гибель вещи также влекла прекращение владения.

5. Защита владения. Преторские интердикты. Защита добросовестного владельца с помощью аctio Publiciana.

Владение защищалось преторским административным актом – интердиктом.Особенность данной защиты заключалась в том, что она предоставлялась всякому, кто осуществлял фактическое господство над вещью (при наличии обоих элементов владения) без проверки его права на вещь. Bеati possidentеs – блаженны владеющие.

В этом интердикте [uti possidеtis] никакого значения не имеет, является ли владение законным или незаконным в отношении прочих лиц; ведь любой владелец тем самым, что он является владельцем, имеет больше права, чем тот, кто не владею (Д.43.17.2). Таким образом, интердиктное производство исключало обсуждение вопроса о правовом основании владения.

Различают два основных вида владельческих интердиктов:

1 - interdictа retinendаe possessionis - интердикты, направленные на удержание существующего владения и воспрещающие какие-либо нарушения другой стороне, имеет две разновидности.

- interdictum uti possidetis интердикт об удержании наличного владения недвижимым имуществом.

Претор говорит: «Запрещаю применять насилие, - и впредь вы да владеете, как владеете [теперь] теми строениями, о которых идет спор, если это владение не является насильственным, тайным или прекарно полученным друг от друга» (Гай. 4. 110).

Условие предоставления данного интердикта – владение не должно быть порочным с точки зрения отношений сторон («владение не является насильственным, тайным или прекарно полученным друг от друга»).

- interdictum utrubi (у кого из двух)-интердикт, который признавал владение движимой вещью за тем лицом, которое осуществляло владение вещью большую часть года, предшествующего изданию интередикта. При этом более продолжительное владение не должно было быть порочным по отношению к более короткому («если вы начали владение не силой, не тайно, не прекарно один от другого»).

Претор говорит: «Запрещаю применять насилие против того, у кого из двух этот раб, о котором идет спор, пробыл большую часть этого года, не будучи сам насильственного, тайно или прекарно отнят другим, чтобы тот отвел его к себе» (Гай. 4. 160).

Указанные интердикты Гай характеризует как двусторонние, так как в

них претор обращался к обеим сторонам и оговоркой о незащите порочного владения предупреждал виновную сторону о возможной потере владения.

 

2 – interdictа recuperandae possessionis интердикты, направленные на возвращение утраченного владения. Данные интердикты содержали обращение только к одной стороне - правонарушителю (простые, simplicia)

- interdictum unde vi – интердикт, с помощью которого лицо, насильственно вытесненное из владения земельным участком, могло требовать восстановления владения в течение года. Насильно вытесненный не получал защиты, если владел вещью насильно, тайно или прекарно по отношению к захватчику. В постклассический период интердикт «unde vi» утрачивает возражения о порочности владения и превращается в interdictum momentariae possessionis (о восстановлении актуального владения).

Интересам сохранения социального мира служил interdictum de vi armata, с помощью которого подлежало восстановлению владение, захваченное вооруженным путем. Данный интердикт не содержал возражений о порочности владения, т.е. обеспечивал восстановление владение даже на стороне порочного владельца. Таким образом, здесь интердиктная защита служит интересам сохранения социального мира.

- interdictum de precarioинтердикт, предоставляемый для возврата движимых и недвижимых вещей, переданных во временное пользование до востребования, или возмещения умышленно причиненного вреда. Не содержал оговорки о порочном владении.

Претор говорит: «Что ты имеешь от него, в качестве прекария, или чем по злому умыслу перестал владеть и о чем идет спор, то ты ему возвратишь» (Д.43.26.2).

 

Защита добросовестного владельца с помощью аctio Publiciana.

Суть Публицианова иска выражена в отрывке Гая: Этот иск дается тому, кто не успел приобрести по давности вещь, переданную ему на правомерном основании, и, утратив владение ею, истребует ее по суду. Ибо раз он не может претендовать, что она принадлежит ему по праву квиритов, прибегают к фикции, что он приобрел вещь по давности и тогда он претендует, как если бы он уже стал собственником по праву квиритов ….. (Гай 4. 36).

Итак, доказав существование правомерного основания (iusta causa traditionis) и факт передачи вещи (traditio), истец мог выиграть процесс у любого владельца, но не у квиритского собственника: Публицианов иск опровергается возражением о правильной собственности (Д.6.2.16).

В том случае, когда добросовестный приобретатель защищал свое владение против собственника, от которого вещь поступила во владение приобретателя, эксцепция ответчика-владельца о квиритском праве собственности могла быть опровергнута возражением истца об умысле или о том, что вещь была продана и передана (exceptio rei venditae et traditae).

 

Владение как вещное право защищается против всех третьих лиц, включая собственника вещи. Поэтому, если в результате вмешательства претора защиту получала сторона, у которой отсутствовало право на вешь, вторая сторона могла доказывать свое право на вещь в рамках искового (петиторного) производства.

 





©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!