Чтобы начать разбирать принципы гражданского образования, нужно выяснить что собой представляет понятие гражданское образование.
Гражданское образование - это знания, умения и ценности, которые поддерживают ответственность, и активное участие в общественной жизни, тем самым способствуя появлению необходимых для этого возможностей, компетенции и воли.
Гражданское образование состоит из гражданских ценностей:
Отечество - это страна где ты рождён, со своими обычаями, традициями;
понимать сходства и различия с другими национальностями;
учавствовать в развитии своей народной культуре, и предствавлять её в других странах;
реализовать свой творческий потенциал в гражданской и художественно-продуктивной деятельности;
быть доброжелательным, толерантным, терпимым;
окружающая природа как условие жизни граждан страны;
трудиться на благо своей страны;
ценить и уважать национальных героев и помнить важнейшие события истории России;
причастность к жизни страны, общества, этнической группе (личностно и общественно ценная деятельность).
Гражданское воспитание включает в себя три метода воспитания: 1) Словесный метод: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой. 2) Практические методы (воспроизводящие, тренировочные, творческие гражданско - ориентированные). 3) Наглядные методы: методы иллюстрации, методы демонстрации.
. Основы патриотического воспитания дошкольников.
Патриотизм - формируется у детей ещё в дошкольном возрасте, патриотизм состоит из двух параметров: 1) содержательный компонент - дети в соответствии со своим возрастом должны иметь своё понятие об окружающем мире: должны иметь представление как устроено наше общество, жизни советского народа, знать историю своей страны, разбираться в культуре и традициях своего народа, природе родного края, вырабатывать правильных взглядов на факты общественной жизни. 2) Эмоционально - побудительный - переживания личностью положительного эмоционального отношения к усваиваемым знаниям, окружающему миру, любви к родному языку, потребности расширять свой кругозор.
|
Дети в дошкольном возрасте отличаются эмоциональностью. Чувства у ребёнка господствуют над всеми сторонами его жизни, эмоции определяют поступки, а так же выступают в качестве мотивов поведения, и выражают отношение ребёнка к окружающему миру.
У детей старшего возраста отличительной особенностью является расширение области явлений, которые вызывают эти чувства.
Важное значение в процессе формирования у детей дошкольного возраста любви к Родине имеет тот факт. Что эмоциональные переживания детей старшего дошкольного возраста приобретают более глубокий и устойчивый характер. Ребята в этом возрасте способны проявлять заботу о близких и сверстниках.
Важным представляется вывод психолога А.Г. Ковалёва о том, что эмоциональное отношение людей друг к другу являются исходным процессом формирования многих нравственных чувств. Такие чувства, как дружба, патриотизм, гуманизм в начале проявляются в форме привязанности ребёнка к родителям, коллективу детей и формируются на основе часто повторяющихся эмоций.
Психологи подчёркивают важность возникновения ростков патриотизма, которое составляют «прошлый опыт» человека, опыт чувств, отношений к окружающей действительности. Если ребёнок в детсве испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, он тем самым приобрёл эмоциональный опыт, который будет иметь большое значение для его дальнейшего развития.
|
Основной формой знаний дошкольников являются представления, которые на протяжении дошкольного возраста обогащаются, наполняются новым содержанием, становятся более осмысленными и понятными.
У детей старшего дошкольного возраста могут быть сформированы не только полноценные представления, но и простейшие нравственные понятия, а также способность к анализу, сравнению, классификации, группировке знаний по определённым признакам.
Важно отметить также тот факт, что в процессе формирования у детей старшего дошкольного возраста действенного отношения к окружающему расширяется сфера их общественно полезной деятельности. Впервые деятельность дошкольников не ограничивается рамками дома, группы, а выходят за их пределы, приобретает элементы общественной направленности.
Показатели уровня сформированности гражданской образованности младших школьников на констатирующем и контрольном этапах эксперимента (в%)
Таблица 3
1. Констатирующий этап эксперимента | ||||||
Критерии | Уровни развития в ЭГ | Уровни развития в КГ | ||||
высокий | Средний | Низкий | Высокий | средний | низкий | |
когнитивный | 19% | 37% | 15% | 39% | 39% | 62% |
Мотивационный | 18% | 21% | 27% | 8% | 67% | 64% |
Поведенческий | 34% | 17% | 19% | 23,5% | 55% | 12,5% |
2. Контрольный этап эксперимента | ||||||
Критерии | Уровни развития в ЭГ | Уровни развития в КГ | ||||
высокий | Средний | низкий | Высокий | средний | Низкий | |
когнитивный | 40% | 37% | 23% | 18% | 35% | 37% |
Мотивационный | 34% | 39% | 27% | 27% | 46% | 20% |
Поведенческий | 37% | 41% | 12% | 37% | 45% | 28% |