История появления гражданского воспитания
Гражданское воспитание - формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку осуществлять себя политически, нравственно и юридически дееспособным.
Основным элементом гражданственности является правовая и нравственная культура, которая выражается в дисциплинированности, доверии и уважении к другим гражданам, способности выполнять возложенные на себя обязанности, не забывая о национальных, патриотических и интернациональных чувствах.
Вопросы гражданственности всегда были в центре внимания общественной и педагогической мысли России, они отражали объективное состояние развития общества на определённом историческом этапе и действующую идеологию. Первое руководство по граждановедению в России появилось во время правления Екатерины 2, это многократно изданная книга «О должностях человека и гражданина». Эта книга являлась примером педагогическо - этнического анофеоза правительственной власти.
В те времена педагогика ещё не занималась вопросами воспитания и понимания человека и гражданина, появились слова человек и гражданин, но их значения никто не знал, так как разъяснений не было. Эти слова заменяло понятие «подданный», это человек который бесприкословно подчинялся власти. Однако педагогическая мысль и философия ориентировались на воспитании гражданских качеств. В 18в. Идеальный гражданин - это человек, главным качеством, которого является патриотизм.
Н.И. Новиков был одним из первых мыслителей, того времени, который отразил в своих работах новые для русского общественного сознания ориентации.
Такое понимание задач школы актуально и в настоящее время.
|
История гражданского образования и воспитания в России состоит из трёх важных этапов формирования: первый этап был при царе (1901-1917 гг.), затем следовал советский (начало 20-х - конец 80-х годов XX века) и последний этап в формировании гражданского воспитания был постсоветский (1991-2005 гг.).
На этапе 1901-1917 гг. у школы была главная задача сделать всё возможное чтобы ученик поступил в ВУЗ. Второй этап разделяется на четыре под этапа, цели и задачи обучения и воспитания в которых постоянно менялись. В 20-е - начало 30-х годов была поднята проблема начального образования детей и молодежи, страна была безграмотна и это нужно было ликвидировать. Основной задачей школы в этот период также является подготовка учащихся к труду. В середине 30-х - конец 50-х годов главная задача этого периода было внедрить неполное среднее образование детей и молодежи - для начала было введено семилетнее, а затем и восьмилетнее. В этот период обучение мальчиков и девочек совместилось, вводились новые учебные планы и программы, стремительно развивалось трудовое обучение, а также воспитание. В 60-е - 70-е годы ввели восьмилетнее обязательное образование и одиннадцатилетнее полное.
И на последнем этапе второго периода, а именно в 70-е - конец 80-х годов провелась реформа общеобразовательной и профессиональной школы, главной целью которой было - формирование гармонически развитой личности. В этот период произошла утрата трудового содержания жизнедеятельности школьников, с 1990-х гг. до настоящего времени - был возобновлён производственный труд учеников во многих регионах страны, использование в гражданском воспитании проектной деятельности.
|
В третьем постсоветском периоде (1991-2005 годы) главной целью уже становится образования личности, а именно её собственного развития. Частные и платные школы активно развиваются. Вновь организуются колледжи, лицеи и гимназии.
Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности
Для рассмотрения данного вопроса изначально нужно знать, что такое воспитание гражданина.
Воспитание гражданина это воспитание у ребёнка любви и привязанности к семье, к родному дому, к родной улице, формирование у него чувства привязанности к родной земле и ко всему живому, человека, который гордится достижениями своей страны, любит труд и уважает людей труда, с уважением относится к традициям своего народа.
С самого рождения воспитание гражданина начинается в семье. Родители - это первые люди в жизни человека, они же и являются его наставниками в становлении его как гражданина. В семье ребёнок начинает осознавать свою значимость и причастность к большой и малой Родине, он знакомится с культурой и традициями народа, представителем, которого он тоже является. В семье ребёнок слушает речь родителей и запоминает слова из своего родного языка. Ребёнок берёт пример с образа жизни в семье и именно она прививает любовь к Родине с рождения.
В государственной политике, а именно в области образования воспитание гражданственности является одним из основных принципов. В воспитании гражданственности существуют разные подходы, которые рассматриваются как комплексная дисциплина, выходящая за рамки социальных наук, а также как и комплексная часть социальных наук.
|
В гражданском воспитании выделяется одно из главных воспитаний - это политическое воспитание, что означает уважать права человека, быть ответственным перед обществом.
В других странах проблема гражданского воспитания тоже является одной из важных. В США например разработаны национальные стандарты по граждановедению, благодаря им американские школьники и американское общество в целом усваивают ценности своего народа.
В настоящее время предмет граждановедение вводится для изучения в начальной школе. Специально для этого профессором А.И. Лазаревым разработан курс «Народоведение» для учащихся начальной школы. В более старших классах 2-3 начато преподавание прав человека, а старшие классы завершают изучение обществоведческими курсами: «Мир человека», «Политика и право», «Экономика».
Через изучение гражданских дисциплин через организацию воспитательной деятельности школьники успешно решают задачи гражданского образования и воспитания. В настоящее время остро стоит вопрос о подготовке педагогических кадров.
Одним из главных критериев в воспитании Гражданина имеет личностный подход- индивидуальный подход к обучаемому как к личности. Многонациональный характер является особенностью воспитания Гражданина РФ. Деятельность по воспитанию гражданина может быть самой разнообразной. Например поход в театр или фольклорные вечера. Стоит заострить внимание на изучение учащимися конституционного механизма нашего общества.
Задача формирования правовой культуры заключается в том, чтобы донести до учеников требования правовых норм и добиться того чтобы эти требования стали для них значимыми.
Сопоставление показателей развитости гражданственного воспитания у учащихся (2013, 2014 гг.)
№ п/п | Показатели развитости гражданственности | Экспериментальные группа | Контрольные группа | ||||
2013 г. | 2014 г. | изменение показателей, % | 2013 г. | 2014 г. | Изменение показателей, % | ||
178 чел. | 184 чел. | 184 чел. | 189 чел. | ||||
Любовь к своему Родине | 57 (23,1%) | 108 (62%) | 38,9% | 58 (34,1%) | 72 (41,8%) | 77% | |
Положительное отношение к обществу | 36 (52,9%) | 82 (27,1%) | 23,8% | 35 (10,3%) | 52 (20,2%) | 19,9% | |
Любовь к своему окружающим | 57 (33,1%) | 118 (67,8%) | 34,7% | 55 (32,3%) | 98 (56,9%) | 24,6% | |
Положительное отношение к гуманизму как к принципу отношений между людьми | 30 (17,4%) | 102 (58,6%) | 41,2% | 32 (18,8%) | 72 (41,8%) | 23% | |
Поддерживать национальные интересы страны | 42 (24,4%) | 94 (54%) | 29,6% | 49 (22,9%) | 60 (29%) | 7,1% | |
Ответственность | 28 (16,2%) | 112 (64,3%) | 48,1% | 40 (17,6%) | 42 (24,4%) | 6,8% | |
Готовность защищать свой народ | 24 (13,9%) | 104 (59,7%) | 45,8% | 22 (12,9%) | 56 (38,3%) | 25,4% | |
Социальная активность | 36 (30,9%) | 86 (65,1%) | 24,2% | 36 (21,1%) | 50 (44,8%) | 13,7% | |
Подчинение личных интересов интересам государства | 30 (17,4%) | 87 (50%) | 32,6% | 28 (16,4%) | 38 (27,9%) | 11,5% | |
Быть трудолюбивым | 53 (30,8%) | 129 (74,1%) | 43,3% | 50 (29,4%) | 88 (51,1%) | 31,7% | |
Просвящать свой труд на благо Отечеству | 28 (16,2%) | 89 (51,1%) | 34,9% | 27 (15,8%) | 66 (32,5%) | 16,7% | |
Исполнять гражданский долг | 29 (16,8%) | 100 (57,4%) | 40,6% | 37 (15,8%) | 60 (34,8%) | 19% | |
Уважительное отношение к историческому прошлому своей Родины, к родному языку | 47 (27,9%) | 106 (60,9%) | 33% | 46 (27%) | 81 (41,2%) | 14,2% |
Патриотическое воспитание
Для рассмотрения вопроса о патриотическом воспитании, прежде всего нужно знать что такое патриотизм.
Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Это важнейшая черта характера человека.
Понятия патриот и гражданин тесно связаны между собой. Патриотическое воспитание является одной из важных частей воспитания в общем. Патриотическое воспитание включает в себя социальные, целевые, функциональные и организационные аспекты. В нынешней ситуации, когда проблема терроризма стоит на повестке дня, самое время задуматься именно о патриотическом воспитании с ранних лет. Патриотическое воспитание граждан должно выражать интерес РФ и обеспечивать активное участие граждан в безопасности страны от внешних и внутренних угроз.
· Для решения этой задачи в настоящее время привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов государства - Герба, Флага, Гимна Российской Федерации, другой российской символики и исторических святынь Отечества;
· Привлекать религиозные конфесии для формирования у граждан желания служить Родине, её защишать;
· Создать условия для усиления патриотической направленности, а именно телевидения, радио и других средств массовой информации в которых будут освещаться событий и явлений общественной жизни;
· Формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами.
Таблица 1. Система патриотического воспитания