Цель занятия: изучить развитие неврозов у детей.
Задания: познакомиться с анатомо – физиологическими особенностями нервной системы детей. Разобрать оценку нервно – психического развития детей.
Вопросы для обсуждения:
1. Объясните особенности развития нервной системы у детей раннего возраста?
2. Расскажите особенности развития нервной системы у детей подросткового периода?
3. Опишите ориентировочные показатели нервно – психического развития детей 1 – го года жизни.
4. Расскажите ориентировочные показатели нервно – психического развития детей дошкольного, школьного периода.
5. Назовите показатели нервно – психического развития детей подросткового периода.
6. Профилактические мероприятия неврозов.
Тема практического занятия №7. Гигиенические требования воспитания детей и подростков.
Цель занятия: изучить гигиенические требования воспитания детей и подростков.
Задания: разобрать гигиенические требования, предъявляемые при воспитании детей и подростков.
Вопросы для обсуждения:
1. Особенности гигиены учебно – воспитательного процесса.
2. В чем заключается организация занятий в дошкольных и школьных учреждениях?
3. Опишите организацию режима дня детей и подростков.
4. Какова потребность основных питательных веществ в зависимости от возраста?
5. Гигиенические требования к питанию детей и подростков.
Тема практического занятия № 8. Первая медицинская помощь при несчастных и неотложных состояниях.
Цель занятия: изучить правила оказания первой медицинской помощи. Задания: проанализировать и рассмотреть причины возникновения несчастных случаев.
Вопросы для обсуждения:
1. Расскажите основные принципы оказания первой медицинской помощи.
|
2. Особенности проведения реанимационных мероприятий в педиатрии.
3. Правила оказания первой медицинской помощи при переломах.
4. Правила оказания первой медицинской помощи при ожогах.
5. Каковы отличия венозного и артериального кровотечения и первая медицинская помощь при них?
Практическое занятие № 9. Методы и приемы профилактической работы по оздоровлению детей и подростков.
Цель занятия: ознакомиться с методами и приемами профилактической работы по оздоровлению детей и подростков.
Задания: представить различные приемы и методы профилактики оздоровления детей и подростком.
Вопросы для обсуждения:
1. Какие факторы влияют на здоровый образ жизни?
2. Объясните особенности личной гигиены детей и подростков.
3. В чем заключается чередование умственной и физической деятельности?
4. Опишите методы психологической коррекции психофизических состояний 5. Каким образом проводится профилактика и гигиена закаливания?
6. Каким образом проводится профилактика и коррекция нарушений осанки, органов зрения, слуха?
Список литературы:
1. Рубанович, В.Б. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебное пособие / В.Б. Рубанович, Р.И. Айзман, М.А. Суботялов. – 2-е изд., стер. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2010. – 224 с. То же [Электронный ресурс]. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=57603
2.Голубев В.В., Голубев С.В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 2011.
3.Голубев В.В., Лещенко М.В., Голубев С.В. Практикум по основам педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 2011.
|
Дополнительная литература:
1. Большая родительская энциклопедия ребенок и уход за ним. – М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001.
2. Безруких М.М. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка): /М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М.: Академия, 2003.
3. Все о здоровье вашего ребенка. Полная энциклопедия для родителей. – М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001.
4. Герасимова А.С., Кузнецова В.Г. Школа раннего развития. От рождения до трех лет. – СПб: Издательский дом «Нева». М.: Олма-Пресс, 2001.
5. Марьясик Е.Д. Азбука здоровья семьи. – М.: Медицина, 1992.
6. Мать и дитя. Детские болезни. Уход за ребенком. – М.: Академия, 2002.
7. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова / Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Академия, 1999.
8. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. – М.: Академия, 2000.
9. Педагогика раннего возраста / Г.Г. Григорьева, Г.В. Груба, Е.В. Зворыгина и др. / Под ред. Г.Г. Григорьевой, Н.П. Кочетовой, Д.В. Сергеевой. – М.: Академия, 1998.
10. Тонкова – Ямпольская Р.В., Черток Т.Я., Алферова И.Н. Основы медицинских знаний. – М.: Просвещение, 1984.
11. Чабовская А.П. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1987.
12. Тульчинская В.Д. Здоровый ребенок: Учеб.пособие для ср. мед. работников. 4-е изд., – Ростов Н∕Д, Медицина, 2009. – 347 с.
Варианты контрольных работ
Вариант 1.
1. Общая характеристика, базовые понятия, содержание, комплексный характер дисциплины «Основы педиатрии и гигиены».
|
2. Вскармливание здорового ребенка первого года жизни.
3. Первичная и вторичная профилактика заболеваний у детей.
Вариант 2.
1. Объект, предмет, цель и задачи дисциплины, ее связь с другими науками. Роль дисциплины в подготовке бакалавра физической культуры.
2. Период новорожденности: особенности раннего и позднего неонатального периода, понятие «недоношенности», причины и признаки недоношенности.
3. Роль педагога а санитарно-гигиеническом просвещении.
Вариант 3.
1. Нормативно-правовое обеспечение в области педиатрии и гигиены.
2. Хронические расстройства питания у детей, рахит, гипервитаминоз D.
3. Гигиеническое воспитание детей и подростков. Санитарное просвещение родителей.
Вариант 4.
1. Методы исследования в педиатрии.
2. Заболевания органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, выделительной системы (энурез) у детей.
3. Влияние алкоголя на организм подростков и женщин.
Вариант 5.
1. Онтогенез. Этапы и периоды онтогенеза. Критические периоды, гетерохронность и гармоничность развития.
2. Характеристика детского травматизма. Профилактика травматизма.
3. Основы рационального питания детей и подростков.
Вариант 6.
1. Внутриутробные периоды развития: эмбриональный, фетальный. Физическое и психическое развитие детей и подростков.
2. Первая помощь при следующих неотложных состояниях: диспепсия, острый отит, укусы насекомых и животных.
3. Гигиена учебного процесса в общеобразовательной школе.
Вариант 7.
1. Последствия отрицательных воздействий на плод во время внутриутробного периода. Влияние процесса родов на плод.
2. Смешанное и искусственное вскармливание.
3. Критерии групп здоровья у детей.
Вариант 8.
1. Предмет, цель и задачи гигиены, ее связь с другими науками. Значение гигиены в пропаганде гигиенических знаний.
2. Естественное вскармливание. Состав грудного молока. Диета кормящей матери. Противопоказания к грудному вскармливанию.
3. Диагностика готовности детей к обучению в школе.
Вариант 9.
1. Определение понятия «здоровье». Факторы, формирующие здоровье детей и подростков.
2. Особенности иммунной системы у детей, заболевания иммунной системы у детей.
3. Влияние наркотиков на организм подростков и женщин.
Вариант 10.
1. Гигиенические требования к детским и общеобразовательным учреждениям.
2. Детские инфекционные заболевания: скарлатина, корь, ветряная оспа, эпидемический паротит, краснуха, коклюш, дифтерия, ОРВИ.
3. Критерии групп здоровья у детей.
Темы рефератов
1.История создания педиатрии в России.
2.Адаптация детей к условиям внеутробной жизни.
3.Особенности роста и развития детей дошкольного возраста.
4.Особенности роста и развития детей школьного возраста.
5.Особенности роста и развития подросткового периода.
6.Анатомо – физиологическое развития органов и систем детей и подростков.
7.Анатомо – физиологические особенности органов пищеварения.
8.Заболевание органов дыхания и их гигиена.
9.Патология сердечно – сосудистой системы и их профилактика.
10.Заболевания опорно – двигательной системы.
11.Заболевания эндокринной системы у детей и подростков.
12.Причины и способы возникновения инфекционных заболеваний.
13.Профилактика инфекционных заболеваний.
14.Воздушно – капельные инфекции.
15.Кишечные инфекции.
16.Туберкулез у детей и подростков.
17. Адаптационные возможности организма ребенка.
18.Адаптация детей к условиям дошкольных и школьных учреждений.
19. Развитие неврозов у детей.
20.Профилактика неврозов.
21.Дошкольная и школьная гигиена.
22.Организация режима дня детей и подростков.
23. Гигиенические требования к питанию детей в дошкольных и 61 школьных учреждениях.
24.Структура и гигиенические требования к дошкольному и школьному учреждению.
25.Профилактики инфекционных заболеваний.
26. Аллергические заболевания.
27. Гигиеническая организация бодрствования детей раннего и дошкольного возраста в ДОУ.
28. Гигиенические требования к детской одежде.
29. Гигиенические требования к игрушкам, дидактическому материалу.
30. Гигиенические требования к освещению, составу воздуха в ДОУ.
31. Гигиенические требования к отоплению, водоснабжению и содержанию ДОУ.
32. Детский травматизм, оказание доврачебной помощи и предупреждение его.
33. Заболевание крови и сердца, ревматизм у детей раннего и дошкольного возраста и его профилактика.
34. Закаливание.
35. Нарушение питания в детском возрасте, их профилактика.
36. Организация питания в дошкольных учреждениях и воспитание культурно-гигиенических навыков питания у детей раннего и дошкольного возраста.
37. Организация режима дня в дошкольных учреждениях, гигиеническая организация сна в ДОУ.
38. Особенности и гигиена мочевыделительной системы у детей раннего и дошкольного возраста. Проявление и профилактика их заболеваний.
39. Особенности и гигиена опорно-двигательного аппарата у детей раннего и дошкольного возраста. Нарушение осанки и плоскостопие.
40. Особенности и гигиена органов дыхания и голосового аппарата у детей раннего и дошкольного возраста. Проявление и профилактика их заболеваний.
41. Особенности и гигиена органов пищеварения у детей раннего и дошкольного возраста. Проявление и профилактика их заболеваний.
42. Особенности обмена веществ у детей раннего и дошкольного возраста, потребности в основных питательных веществах в зависимости от возраста.
43. Паразитические заболевания у детей раннего и дошкольного возраста, гельминтозы.
44. Пищевые отравления.
45. Туберкулез у детей раннего и дошкольного возраста и его профилактика.