Прогулка 12: НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЗЕМЛЯНЫМ ПОКРОВОМ




Цель: развивать умение устанавливать связи между време­нами года и состоянием растений.

- Обратите внимание, что земли не видно под снежным по­крывалом. Раскопайте снег и попытайтесь определить с детьми состояние земли под снегом. (Она замерзла, твердая.) Но чем глубже ее раскапывать, тем она будет теплее и мягче. Поэтому корни растений не погибают, а зимой как бы спят. Вывод: рас­тениям зимой не хватает тепла, воды, но они живые. Чем боль­ше будет снега вокруг деревьев, тем теплее будет корням, и тем больше воды будет весной.

Неживая природа (земля) - среда, в которой существуют растения и животные. Под землей существуют не только корни растений, но и многие живые организмы. Насекомые, дождевые черви, лягушки, мыши и т. д. Зимой они зарываются поглубже в землю, чтобы мороз не достал их. Одни впадают в зимнюю спячку, другие запасаются кормом на всю зиму. Чем глубже бу­дет снежный покров, тем лучше будет для подземных жителей.

Приметы: облака движутся с севера на юг - к ясной погоде; облака или тучи быстро движутся - к ясной погоде; круг около солнца зимой предвещает продолжительные метели с морозами; заходящее солнце красное - будет солнечная морозная погода.

Поговорки и пословицы: снег земле-кормилице - теплый кожух; не то снег, что метет, а то, что сверху идет; мать кормит детей, как земля людей.

Стихотворение.

С неба звезды падают,

Лягут на поля,

Пусть под ними скроется

Черная земля.

Загадки.

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима.)

Ветви белой краской разукрашу, Брошу серебро на крышу вашу. Теплые весной придут ветра И меня прогонят со двора. (Зима.)

Дидактические игры «Подскажи словечко», «Знаешь ли ты...».

Подвижные игры «Кот на крыше», «Что мы видели не скажем, а что делали - покажем».

Прогулка 13: НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СНЕГОМ

Цель: уточнить представления о свойствах снега: белый, холодный рассыпчатый, мягкий, покрывает весь участок.

- Возьмите в руки горсть снега. Что вы почувствовали? (Он холодный.) Подбросьте его. Что увидели? (Он рассыпается.) Потопчите его. (Он мягкий, легко утаптывается.) Обратите внимание, что снег укрывает всю землю, сильно меняя картину природы. Поэтому люди сравнивают его со скатертью, одея­лом, покрывалом. Толщину снега можно измерить. Рассмот­рите палку-снегомер. Измерьте глубину покрова в разных местах участка.

Приметы: зима снежная - лето дождливое; зима морозная - лето жаркое; зима холодная - лето теплое; дым от трубы идет вверх - к морозу.

Поговорки и пословицы: снег глубок - хлеб хорош; снега надует - хлеба прибудет; снег на полях - хлеб в закромах; зима без снегу - не быть хлебу.

Стихотворения.

СНЕЖИНКИ

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки-балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Встанем вместе мы в кружок - Получается снежок.

Мы деревья побелили,

Крыши пухом замели.

Землю бархатом укрыли И от стужи сберегли.

Загадки.

:, Идет, а ног нет;

Лежит, а постели нет;

Легкий, а крыши ломит. (Снег.)

Я, как песчинка, мал,

А землю покрываю,

Я из воды, а в воздухе летаю, Как пух, лежу я на полях И, как алмаз, блещу При солнечных лучах. (Снег.)

Дидактические игры «Зима или осень?», «Знаешь ли ты...». Подвижная игра «Жадный кот».

Зимняя забава «Берегись, заморожу».

Труд на участке: создание снежных построек.

Прогулка 14: СРАВНЕНИЕ СЛЕДОВ ВОРОБЬЯ И ВОРОНЫ Цель: развивать интерес и наблюдательность, умение опре­ делять птиц по их следам.

- Обратите внимание на следы на снегу. Попробуйте прочи­тать события по следам. («Цепочка» оборваласьзначит, пти­ца взлетела; «крестиков» много и они в беспорядкезначит, несколько птиц кормились на этом месте.) Следы остаются на свежевыпавшем снегу, так как он мягкий, пушистый, рых­лый, а на утоптанном снегу следов не видно.

По величине крестиков попробуйте определить птицу: боль­шие крестики идущие цепочкой - возможно, шагающая ворона, маленькие крестики расположенные рядом - это прыжки воробья.

Приметы: вороны каркают - к оттепели; если воробьи пря­чутся под крышу - будет мороз и метель; воробьи сидят на де­ревьях втихомолку - пойдет снег без ветра; ворона купается -f к ненастью.

Поговорки и пословицы: вороне соколом не быть; покорми птиц зимою - послужат тебе весною; и птица чует, что холод будет; глупа птица, которой свое гнездо не мило.

Стихотворение.

ВОРОБЫШКИ

На дворе морозище - градусов под сорок.

Плачутся воробышки, до весны не скоро,

Что в морозы лютые плохо греют шубки...

Я принес воробышкам на тарелке крупки:

- Кушайте, воробышки, кушайте, хорошие.

Я бы вам и валенки подарил с калошами.

Но сказала мама: «Воробей ведь маленький.

Сразу, как запрыгает, - потеряет валенки».

В. Звягина

ВОРОБЕЙ

Хлебных крошек не жалей,

Заслужил их воробей.

Ты приладь ему кормушку.

Кликнет от свою подружку.

И пойдет веселый стук - Тук-тук-тук да тук-тук-тук.

Загадки.

В серой шубке перовой

И в морозы он герой,

Скачет, на лету резвится,

Не орел, а все же птица. (Воробей.)

Носит серенький жилет,

Но у крыльев - черный цвет.

Видишь, кружат двадцать пар И кричат: «Карр! Карр! Карр!» (Вороны.)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: