ТЕМА 6. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ ЭПОХИ БРОНЗЫ




1. Общая характеристика бронзового века.

2. Раскопки В.А. Городцова. Культурно-исторические общности раннего бронзового века на территории Днепро-Донского региона: древнеямная и катакомбная.

3. Культурно-исторические общности среднего и позднего бронзового века: бабинская и срубная.

4. Каменные Могилы (Мелитополь) как носитель информации о культуре бронзового века.

 

1. Броонзовый век – выделяемая на основе данных археологии эпоха человеческой истории, характеризующаяся ведущей ролью изделий из бронзы, что было связано с улучшением обработки таких металлов, как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы. Бронзовый век является второй, поздней фазой эпохи раннего металла, сменившей медный век и предшествовавшей железному веку. В целом, хронологические рамки бронзового века: XXXV/XXXIII—XIII/XI вв. до н. э., но у разных культур они различаются. В археологическую науку понятие «Бронзовый век» введено в 1-й половине XIX в. датским учёными К. Томсеном и Е. Ворсо.

Выделяют ранний, средний и поздний этапы бронзового века. В начале бронзового века зона культур с металлом охватывала не более 8-10 млн км², а к его концу их площадь возросла до 40-43 млн км². На протяжении бронзового века происходило формирование, развитие и смена ряда металлургических провинций.

Место и время открытия способов получения бронзы достоверно неизвестно. Можно предположить, что бронза была одновременно открыта в нескольких местах. Самые ранние бронзовые изделия с примесями олова обнаружены в Ираке и Иране и датируются концом IV тысячелетия до н. э. Содержащие примеси мышьяка изделия из бронзы производились в Анатолии и по обе стороны Кавказа в раннем lll тысячелетии до н. э. А некоторые бронзовые изделия майкопской культуры датируются ещё серединой lV тысячелетия до н. э. Хотя этот вопрос спорный и другие результаты анализов говорят о том, что те же самые Майкопские бронзовые изделия изготовлены в середине III тысячелетия до н. э.

В среднем бронзовом веке (XXVI/XXV—XX/XIX вв. до н. э.) происходит расширение (в основном на север) зоны, занятой металлоносными культурами. Циркумпонтийская металлургическая провинция в основном сохраняет свою структуру и продолжает являться центральной системой производящих металлургических очагов Евразии.

Началом позднего бронзового века является распад Циркумпонтийской металлургической провинции на рубеже III и II тысячелетий до н. э. и формирование целой цепи новых металлургических провинций, в разной степени отразивших важнейшие черты горно-металлургического производства, практиковавшиеся в центральных очагах Циркумпонтийской металлургической провинции.

Среди металлургических провинций позднего бронзового века наиболее крупной была Евразийская степная металлургическая провинция (до 8 млн км²), наследовавшая традиции Циркумпонтийской металлургической провинции. К ней с юга примыкала малая по площади, но отличающаяся особым богатством и разнообразием форм изделий, а также характером сплавов, Кавказская металлургическая провинция и Ирано-Афганская металлургическая провинция. От Саяно-Алтая до Индокитая распространились производящие центры сложной по характеру формирования Восточно-Азиатской металлургической провинции. Разнообразные формы высококачественных изделий Европейской металлургической провинции, простиравшейся от Северных Балкан до Атлантического побережья Европы, сосредоточены преимущественно в богатых и многочисленных кладах. С юга к ней примыкала Средиземноморская металлургическая провинция, существенно отличавшаяся от Европейской металлургической провинции производственными приёмами и формами изделий.

В XIII-XII вв. до н. э. происходит катастрофа бронзового века: распадаются или видоизменяются культуры практически на всём пространстве от Атлантического до Тихого океана, в течение нескольких столетий – до X-VIII вв. до н. э. происходят грандиозные переселения народов. Начинается переход к раннему железному веку. Дольше всего остатки бронзового века сохранялись на кельтской территории (Атлантическая Европа).

Курганная гипотеза относит к периоду поздней бронзы раскол прежде единой протоиндоевропейской общности, населявшей причерноморские степи. Обозначения бронзы в различных индоевропейских языках происходят от одного корня. Мария Гимбутас и её последователи связывают с протоиндоевропейцами такие культуры раннего бронзового века, как катакомбная и ямная.

На границе III-II тысячелетия до н.э. человек освоил изготовление орудий труда и оружия из сплава олова и меди – бронзы. Воспользовавшись довольно лёгким плавлением металла, человек сумел увеличить количество орудий труда. В эпоху бронзы происходит первое крупное общественное разделение – выделяются племена, занимающиеся скотоводством. Одновременно господствующее положение и в производстве, и в быту занимает мужчина: патриархат сменяет матриархат. К тому же у человека постепенно формируется представление о богатстве, появляется частная собственность.

Улучшилась обработка земли, что способствовало дальнейшему совершенствованию производства. Люди получили возможность вести хозяйство одной семьей, в распоряжении которой оставались все излишки произведенного. Так зародилась частная собственность, которая привела к имущественной дифференциации.

Одним из признаков бронзовой эпохи является формирование ряда горно-металлургических областей (например, Кавказ, Южный Урал, Центральный Казахстан и т. д.), что значительно повлияло на развитие тех или иных регионов.

С изобретением бронзы значительно расширился обмен и контакты между отдельными районами Земли, что содействовало распространению бронзовых орудий труда в районы, где не было сырья для выплавки металлов. Начались военные столкновения за овладение скотом, пашней, металлом, появились военные руководители, возник культ вождя. Особое отношение к вождю как к герою сохранялось даже после его смерти. Именно в эпоху металла входят в обычай большие погребальные сооружения — курганы. Размеры курганов, количество и качество установленных в них вещей свидетельствуют об особом положение умершего в обществе, о его имущественном преимуществе.

В бронзовом веке были сформированы несколько видов сообществ: в Передней и Средней Азии с оросительным земледелием и развитым ремеслом, оседлых земледельцев и скотоводов.

Одним из основных видов творчества становится художественная обработка металлов. Довольно быстро человек овладел различными ее видами: ковка, литье, чеканка, гравировка по металлу. В большом количестве начинают изготавливаться металлические украшения: браслеты, кольца, серьги, подвески, обручи, бляшки, которые нашивались на одежду, пояса, пряжки, застежки для одежды – фибулы. Особое значение придавалось украшению оружия. В скульптурном завершении рукоятками часто встречаются изображения животных. В захоронениях эпохи бронзы находят металлические сосуды, украшенные гравировкой, предназначенные для особых случаев. Появляются мелкие вылитые скульптурные изображения. Очень характерная деталь, что отражает изменения в общественном устройстве: женские изображения исчезают, главным становится мужской образ.

В орнаментах, мелкой пластике, украшениях предметов практического назначения одно из главных мест продолжает занимать животный мир: изображения животных или отдельных частей их тел (коготь, клюв, голова). Появляется направление в декоративно-прикладном искусстве, получившее название «звериный стиль».

Для архитектуры эпохи бронзы характерны мегалитические постройки – менгиры, дольмены, кромлехи. Их возникновение связано с развитием религиозных представлений первобытного человека, с культом предков и природы, то есть духовными потребностями общества.

Менгиры – это вертикально стоящие камни высотой более 2 м. По существу, менгиры являются предшественником монументальной скульптуры, хотя несут в себе и черты архитектуры. Данные сооружения олицетворяли собой богов и почитаемых людей. Так в г. Коллорг есть менгиры, на которых просматриваются человеческие руки. В Сардинии мы встречаем менгиры олицетворяющих кормящую мать. Но встречаются менгиры изображающие рыб (Армения), зверей (Сибирь). Особенно много менгиров в северо-западной Франции, где существуют аллеи менгиров (обнаружено около 4000 менгиров). Возможно, менгиры служили границами религиозных святилищ, сооружений. Сила воздействия на зрителя достигалась сопоставлением гордо поднимающейся ввысь вертикальной массы мощного монолита с небольшими деревянными хижинами или землянками жилых селений.

Большую роль в эпоху бронзы играет декоративно-прикладное искусство и орнаментирование керамики. На стоянках человека археологи находят достаточное количество бронзовых изделий. Орудия труда об оружие по возможности украшается узором. Так булавки, получив сложный декоративный вид, эволюционируют в фибулы – пряжки. Наиболее интересными представляются фибулы найденные в Швейцарии, Верхней Италии, Венгрии, Сев. Германии. Человек, усвоив ковкость металла, сумел создавать новые элементы украшения – диадемы (головные обручи), шейные кольца, браслеты, цепочки и мн. др.

Воины стремятся индивидуализировать свой меч – появляются не только металлические набалдашники, но и деревянные и костяные вставки на рукояти.

Орнамент в керамике сохраняет свою симметричность, но теперь он составлен из кривых линий (круги, полукруги, спирали, волнообразные линии). Доминирует человеческая и животная орнаментика. Так на сосудах бронзового века можно обнаружить головы драконов, змей. Эти же изображения можно встретить на ножах, щитах. Но можно встретить и простые декоры: выпуклости, точечные вкрапления и т.д.

Одним из известных изображений человека является гольштейнский нож. Рукоять представлена в форме полуобнажённой женщины с сосудом в руках, причём пропорции тела соблюдены.

 

2. В начале ХХ в. выдающийся русский археолог В.А. Городцов выделил три базовые археологические культуры эпохи раннего металла и бронзы степей Восточной Европы. Самой древней является ямная культура, которая относится к эпохе ранней бронзы, за ней следует катакомбная культура времени средней бронзы, а завершающей была срубная культура, соотносившаяся с эпохой поздней бронзы. Советские учёные выделили несколько новых археологических культур: сабатиновскую, белозерскую, бабинскую (второе её название «культура многоваликовой керамики», сокращённо, КМК). Бабинская культура заняла в хронологии Восточной Европы место между катакомбной и срубной культурами, а сабатиновскую выделили в качестве самостоятельной культуры из первоначальной срубной. Белозерская культура и синхронные ей археологически степные памятники ознаменовывают окончание эпохи бронзы.

Расположенные в хронологической последовательности перечисленные культуры дают представление об истории нашего края и соседних регионов времён раннего металла и эпохи бронзы с точки зрения смены археологических культур.

Помимо названных археологических культур эпохи бронзы в настоящее время выделяется целая группа археологических памятников времён энеолита. Данные памятники представляют собой мозаику различных самостоятельных культурно-археологических образований на широком пространстве степи и лесостепи от Волги до Дуная.

Видимое качественное единообразие археологических культур эпохи раннего металла и бронзы и отсутствие письменных источников, в которых упоминалось бы или рассказывалось о проживавших в степях Восточной Европы степных народах, затрудняет восстановление древней истории Донбасса. До недавнего времени археология оставалась чуть ли не единственной научной дисциплиной, позволявшей восстановить в той или иной мере далёкое прошлое нашего края.

Вся сложность в изучении далёкого прошлого состоит в том, чтобы наполнить археологические источники историческими событиями, что называется, вдохнуть жизнь в оставленный древними людьми мир вещей. До тех пор, пока мир вещей из прошлоrо • Не заговорит" он - обыкновенная груда предметов из минувшего. Как раз с трудностями восстановления исторической канвы степной и лесостепной части Восточной Европы сталкиваются специалисты, изучающие древность. При всей стройности и завершённости археологической картины Восточной Европы, которая сложилась к настоящему времени, во многом остаётся открытым вопрос - кем, какими народами оставлены археологические памятники на территории Донецкого края во времена раннего металла и в эпоху бронзы, на каком языке говорили эти люди, каким был их духовный мир, их история. И здесь мы подходим к научной проблематике достаточно интересной и захватывающей в изученности доисторического периода Европы.

Начальный период истории индоевропейцев степной Евразии проходит под знаком появлением в самом начале эпохи бронзы в бассейне Волги ямной культуры, а на Нижнем Доне и Маныче небольшого количества памятников с катакомбным погребальным обрядом. Далеко в Сибири, в предгорьях Алтая, неожиданно появляется афанасьевская культура, обладающая очевидным сходством с ямной. Исходной подосновой для ямной и афанасьевской культур признаётся репинская археологическая культура - в ней много черт будущей ямной культуры.

Ямная культура.

Ранний бронзовый век Восточной Европы отмечен распространением на всей территории восточноевропейских степей ямной (иногда называемой древнеямной) археологической культуры, получившей своё название из-за формы погребений в виде ям. С учётом достижений сравнительной лингвистики, можно констатировать, что язык, на котором говорили племена ямной культуры, относился к одному из самых древних индоевропейских языков.

Ямная культура возникла в Поволжье в IV тыс. до н. э. Отдельные носители ямной культуры проникли далеко на запад, достигнув Паннонии (Средний Дунай) и отрогов Родопских гор на Балканах. Постепенность продвижения носителей ямной культурной традиции с востока на запад заняло время, поэтому для отдельных регионов имеются свои схемы периодизации ямной культуры. Для Донбасса существование ямной культуры определяется в пределах второй половины IV - середины III тыс. до н. э.

Племена ямной культуры оставили после себя, фактически, первые курганы в наших степях. До времён ямной культуры отдельные энеолитические погребения встречаются в пределах небольших по размерам насыпей, но именно, начиная с ямной культуры, появляются курганы в их традиционном облике - больших по размеру высоких насыпей. Энеолитические погребения обнаружены, например, при раскопках кургана возле города Дружковка, в посёлке Авиловка у города Енакиево, у села Стыла Старобешевского района, села Новоандреевка Волновахского района, села Орловское Тельмановского района. Последнее погребение представляло собой прямоугольную яму, в которой не сохранились до наших дней кости умершего. На дне могилы лежала осыпанная охрой кремнёвая пластина дkиной 14,3 см, на одном конце которой были следы подработки ретушью. Могилу окружало кольцо из кусков гранита. Перечисленные энеолитические насыпи стали основой для возведения в будущем курганов.

В Донбассе ямная культура представлена курганными погребальными памятниками. Количество их достаточно велико, они найдены буквально по всей территории нашего края. Начиная с ямной культуры, появляются родовые курганные могильники - захоронение родственников в одном или нескольких близ стоящих курганах. Подобные могильники известны у села Октябрьское Славянского района, села Огородное Першотравневого района, села Шевченко Володарского района, у города Шахтёрска (группа «Рясные могилы»). Погребения представляли собой простые прямоугольные или овальные ямы, перекрытые деревянным настилом. Возле умерших ставили глиняные сосуды, иногда встречаются металлические ножи, кремнёвые наконечники копий, крупные костяные булавки, украшения.

Первые ямные погребения зафиксировал В.А. Городцов, выделивший среди археологических памятников региона непосредственно ямные археологические комплексы. В последующем археологи открывали в Донбассе всё новые погребальные памятники ямной культуры. Со второй половины 60-х гг. ХХ в. в СССР разворачиваются масштабные археологические исследования и начинают массово возникать новостроечные археологические экспедиции, основной задачей которых было проведение спасательных археологических исследований.

Огромная заслуга в организации самостоятельного археологического научного центр а в Донецке принадлежит декану историчского факультета, в последующем заведующей кафедрой археологии, этнографии, древнего мира и средних веков А.А. Моруженко.

Благодаря донецким археологам было открыто и изучено огромное количество археологических памятников на территории нашего края, в том числе и ямной культуры.

Племена ямной культуры были скотоводами - пастухами, которые перегоняли на новые пастбища стада в основном крупного рогатого скота, хотя они разводили лошадей и мелкий рогатый скот. Необходимость двигаться вслед за стадами животных привела к тому, что степные народы изобрели достаточно простое и удобное жильё – колёсные повозки. Довольно просторное по размерам, с цельными колёсами из дерева и крытым тентом, такое жилище было рациональным решением проблемы обеспечения себя кровом в условиях постоянного перемещения по степи. Насколько рациональным оказалось использование крытых повозок в условиях степных перекочёвок, свидетельствует сохранение данного типа жилища на протяжении многих тысячелетий, вплоть до позднего средневековья. Со временем изменение претерпевали только формы повозок и их размеры. Проживание в повозках, и возможно в утеплённых шатрах в зимний период, привело к тому, что нам почти не известны поселения ямной культуры. Иногда встречаются места скопления остатков артефактов ямной культуры, но они очень редки. Представления о повозках племён ямной культуры дают находки частей таких повозок в погребениях данной культуры.

Быт пастухов был непритязателен, они обходились ограниченным набором предметов. Количества металлических и каменных орудий труда было невелико. Ткани и кожаные изделия не сохранились до наших дней из-за специфики грунтов и климата Восточной Европы, и представления о таких материалах дают случайные отпечатки тканей на керамической посуде, следы подстилок в погребениях. Наиболее массовой категорией вещей, сохранившейся от представителей ямной культуры, является керамика. Сосуды изготовлялись из глины ручным способом, без использования гончарного круга, обжиг производился на костре, из-за чего качество посуды оставляло желать лучшего. Часто сосудам придавалась яйцевидная форма, без плоского дна. Для украшения посуды использовался незамысловатый орнамент в виде оттиска шнура, орнаментальные мотивы представляли собой часто ряды параллельных линий, реже зигзаги, треугольники, волны.

Внешний облик представителей ямной культуры восстанавливается по останкам людей, обнаруживаемых в погребениях. Это были по меркам древности и средневековья высокие, крепкие люди европеоидного облика.

Наибольший интерес представляет набор оружия племён ямной культуры. Оружие было необходимо для защиты стад домашних животных от диких зверей и набегов соседей, совершавшихся с целью угона скота. Скот был главной ценностью и требовал защиты, и бронзовое оружие в этом отношении было наиболее эффективным средством вооружения. Носители ямной культуры использовали характерные топоры – наиболее представительный вид оружия того времени. Наконечники копий из бронзы редки среди находок. Имеется уникальный случай нахождения в ямном погребении в Поволжье меча. Также известны наконечники стрел и дротиков из кремня.

Благодаря изучению металлических предметов было установлено, что ямная культура входила в зону Циркумпонтийской металлургической провинции, формирование которой относится к IV тыс. до н.э. С исчезновением Балкано-Карпатского металлургического очага V тыс. до н.э. новый центр металлургии и металлообработки переместился на Ближний Восток, в пределы восточных областей Малой Азии. Именно данный район явился тем ядром, вокруг которого сформировалась новая металлургическая провинция, охватившая собой обширный район вокруг Чёрного моря (отсюда и название провинции).

Новый крупнейший производящий центр металла Циркумпонтийской провинции сложился при тесных контактах с ближневосточными цивилизациями. Технологическим прорывом в IV тыс. до н. э. стало использование мышьяка в качестве добавок к меди, вследствие чего удалось получить бронзу, превосходящей по своим качествам чистую медь. Вместе с новым материалом возникли совершенно новые тип орудий труда, оружия, украшений. Новые технологии получили широкое распространение среди народов Европы, охватив собой всё Причерномоpье и соседние с ним области Балкан и Кавказа.

Расцвет Циркумпонтийской металлургической провинции пришёлся на III тыс. до н.э. (средний бронзовый век). Циркумпонтийская провинция даёт яркий пример существования обширных локальных образований в Евразии в столь древнюю эпоху. Попадание в пределы металлургической провинции той или иной культуры означало не только использование различными народами общих видов изделий и типов предметов. В пределах провинции происходило формирование транскультурных связей и информационных каналов. По таким каналам перетекала и распространялась информация на довольно широком пространстве Евразии. Древние народы благодаря транскультурным связям были менее изолированы, чем может показаться на первый взгляд, и были больше вовлечены в коммуникационные каналы обмена теми или иными сведениями. Широкие миграционные волны, которые начинают растекаться по Евразии со времён эпохи раннего бронзового века, во многом были связаны с информацией об отдалённых пригодных для проживания уголках человеческой ойкумены. Ямные племена были первыми в череде степных народов, которые осуществили широкую миграционную экспансию в степном поясе Евразии с востока на запад. На западе следы их проникновения находят в Центральной Европе (район Подунавья) и на Балканах, на востоке - в пределах Южного Урала.

Представители ямной культуры говорили на языке, на основе которого в дальнейшем возникли индоарийский, древнегреческий, армянский, фракийский и фригийский языки. Таким образом, носители ямной археологической традиции являются родоначальниками хорошо нам известных будущих греков, арийцев, иранцев, армян и группы исчезнувших исторических народов, к каким относятся фракийцы. На основе погребальных сооружений и предметного мира ямной культуры вне которой мере восстанавливаются общие представления о социальной структуре общества и духовном мире её носителей. Близость по времени к древнейшим индоевропейцам позволяет предположить, что в среде носителей ямной культуры сохранилось многое от индоевропейской мифологии. Данные представления уточняются и в будущем ещё потребуются усилия по достаточно полной реконструкции духовного мира «ямников».

Катакомбная культура.

Долгое время считалось, что на смену ямной культуре приходит катакомбная археологическая культура, и потому она была в плане хронологии более поздней в сравнении с ямной. К настоящему времени археологи пришли к выводу, что катакомбная культура представляет собой не единую целостность, а группу отдельных самостоятельных археологических культур, объединяемых в катакомбную культурно-историческую общность. В пределах общности выделяется несколько отдельных археологических культур. Становится всё более очевидным, что катакомбная культура достаточно древняя и долгое время сосуществовала одновременно с ямной культурой.

Район её формирования расположен на Нижнем Дону и немного восточнее, простираясь до Калмыкии. Как доказывает луганский археолог А. М. Смирнов, ещё в эпоху энеолита появляются погребения с подбоями - с одного края ямы делалась как бы небольшая ниша, - которые явились прототипами последующих катакомб. Самые первые обнаруженные катакомбные захоронения очень древние и относятся ко времени энеолита, как например, погребение в Калмыкии Чограй I, 4 / 3. Катакомбные погребения энеолита известны на другом конце восточноевропейских степей- в Северо - Западном Причерноморье. В грунтовом могильнике в Джурджулештах (Молдова) были обнаружены катакомбные погребения суворовского типа (погребения 3-5), сам могильник выделяется своим богатством металлических вещей.

Долгое время катакомбное население жило небольшими группами в районе Дона-Калмыкии, но начиная с эпохи средней бронзы, оно начало широко распространяться по всей степной зоне Восточной Европы. Причины смены ямной культуры катакомбной остаются до конца непонятными. Одна из них находит объяснение в климатических изменениях середины III тыс. до н. э., когда из- за иссушения климата племена ямной культуры мигрировали далеко на запад, а на полуопустевшие территории пришли катакомбные племена, поглотив немногочисленное оставшееся ямное население. Другая причина увязывается с общей культурологической проблематикой - смена археологических культур во многом объясняется трансформацией общекультурной •модели мира• у племён степной зоны Восточной Европы.

В Донбассе ранние погребальные комплексы катакомбной культуры появляются где-то в середине III тыс. до н. э., может немного ранее, приходя на смену ямной культуре. В Донецком крае наиболее ранние катакомбные памятники происходят из северных районов: Артёмовского, Славянского, Константиновского - тяготея к бассейну реки Северский Донец. Они относятся к донецкой катакомбной культуре. Со временем в Приазовье проникают с юга-запада носители ингульской катакомбной культуры, оставившие после себя яркие курганные захоронения, с северо-востока Донбасса - среднедонская катакомбная культура, с юга - манычская. Катакомбные культуры в Донбассе просуществовала до конца III тыс. до н.э., когда на их основе формируется совершенно новая археологическая культура, получившая название «бабинская».

По своему типу хозяйства племена «катакомбников» мало чем отличались от представителей ямной культуры. Носители катакомбной культурной традиции были такими же пастухами, перегонявшими стада крупного и мелкого рогатого скота по степным просторам Восточной Европы и проживавшими в крытых повозках. Только в самом конце существования катакомбной культуры наметился переход к устройству стационарных посёлков с постройкой жилищ в виде полуземлянок. Первые достоверные факты обнаружения подобных посёлков относятся к бассейну реки Северский Донец в Донбассе. Видимо, благоприятная экологическая ниша достаточно большой по меркам степи реки позволяла обеспечить прокорм скота без дальних передвижений, оставаясь в радиусе ближайшей округи.

Катакомбную археологическую культуру отличают от ямной погребальный ритуал и предметы материальной культуры. Своих умерших представители катакомбной культуры хоронили в существовавших или во вновь возводимых курганах глубоко под землёй в специальных нишах или камерах, напоминающих катакомбу. Предметы катакомбной культуры отличаются видимым качеством выделки и мастерством исполнения, особенно, богатством декора. В керамическом комплексе выделяются парадные кубки, богато орнаментированные шнуровым орнаментом и оттисками тесьмы. Кубки являются своего рода визитной карточкой катакомбной культуры. На стенки кубков тщательно наносили сложные композиции, состоявшие из вписанных друг в друга кругов или спиралей. По краю венчика шли пояски оттиском шнура или тесьмы, ряды углового орнамента, горизонтально расположенной• ёлочки•. Иногда элементы декора затирались охрой, приобретая яркий цвет. Кухонная посуда была проще в исполнении и декоре, но всё равно она довольно часто украшалась орнаментом. Популярностью пользовались украшения из бронзы и кости в виде всякого рода медальонов и подвесок. Особый колорит эстетики катакомбной культуры резко выделяет её среди остальных археологических культур эпохи бронзы степной Евразии.

Отличительная черта погребальной практики катакомбной культуры, столь сильно контрастирующей с ямной - помещение в погребения разнообразных по своему составу вещей и случаи манипуляция с телом умерших. Известны захоронения с посмертными масками, с пробками из охры, вставленными в глазницы черепа, встречаются расчленённые костяки. Отдельные представители катакомбной культуры имели удлинённые черепа, сформированные особым способом в детстве. Видимая иррациональность погребального обряда и самой культуры не раз отмечалась археологами. За подобным явлением стоят мировоззренческие установки и своеобразная мифология. В плане понимания специфики мировоззрения катакомбной культуры особое место принадлежит изучению ритуальной практики её носителей.

В катакомбных погребениях находят самый разнообразный инвентарь: посуду и фрагменты сосудов, керамические жаровни и курильницы, оружие, металлические ножи, крюки, шилья, каменные стрелы и топоры. Одновременно с перечисленными предметами в погребальные комплексы помещались орудия труда для производства стрел, литейные формы и сопла для выплавки металлических предметов, наковальни для обработки металлических изделий, пряслица, шилья, кремнёвые отщепы, модельки люлек, игральные кубики. Редко, но встречаются катакомбные погребальные комплексы, в которых наблюдается максимальная концентрация вещей, что позволяет реконструировать мифологические представления носителей катакомбной культурной традиции.

Так, в кургане возле Мариуполя, в местности под названием «Виноградники» мариупольский археолог В. К. Кульбака при раскопках кургана обнаружил несколько катакомбных погребений с каменным закладом. Внутри катакомбы № 5 с каменным закладом находилась деревянная повозка, бронзовые нож и шило, деревянная чаша, каменная галька. В соседнем погребении № 8 найдены: деревянная повозка, каменная стела, кремнёвый наконечник стрелы, остатки умершего с признаками расчленения, жаровня в виде фрагмента керамического сосуда, обнаружены следы посыпки охрой стоп ног, кистей рук и черепа, видимо, были ещё и остатки погребальной маски.

Как видим, в пределы двух погребений попадает несколько значимых категорий погребального инвентаря, и в такой замкнутой целостности, как погребальный ритуал, отмечается нагромождение целой группы элементов культуры, передающих некие смыслы. Наличие повозки(дом а) указывает, что умерший был главой рода или племени, жаровня в катакомбном погребальном обряде явно актуализирует представления об углях (жаре) в мире мёртвых, например, «огне у подземного существа»; сосуды с содержимым - об устройстве пиров, а деревянная чаша, редчайший случай помещения в погребение посуды из дерева, об особом социальном статусе человека; шило и нож - это инструменты для изготовления кожаных изделий, галька выступает символом реки. Все перечисленные предметы так или иначе характеризуют человека. Вполне явственно выделяются отдельные характеристики и качества героя: он глава рода или племени, через вещи прослеживается его связь с «мёртвым» огнём и с водным миром, шило как орудие для кожевенного производства актуализирует его качество «Творца». Последнее значение требует уточнения.

Яркая особенность катакомбной культуры заключается в существовании погребений с производственными наборами для изготовления кремнёвых орудий, а также металлургических наборов для литья и обработки металла, шильев для производства кожаных изделий. Перечисленные наборы катакомбной культуры передают разными способами одно общее свойство: способность предметов к порождению культурных форм, другими словами, с помощью производственных наборов рождались вещи. Показательно, что в катакомбных погребениях попадаются предметы прямо несущие смысловую идею «рождения», подтверждая важность данного смысла для представителей катакомбной культуры. К таким предметам следует отнести модельки колыбелек. Принимая во внимание, что колыбель является особым местом существования человека сразу после родов, местом для вновь рождённого - тем самым, она воплощала собой идею •рождения•. Модели колыбелек катакомбной культуры имеют особую форму. У них в изголовье приподнятый верх, закрывающий голову младенца так, чтобы лицо ребёнка пребывало в тени и на него не падали прямые лучи света. В данном случае повторяется ситуация с правилами по отношению к покойнику, известными во многих культурах мира: требовалось, чтобы на лицо мёртвого не попадали прямые лучи солнца. Лицо младенца, как и умершего, должно быть сокрыто от солнца, •солнечного взгляда», т.е. «Невидимое». Неслучайно поэтому в катакомбных погребениях находят посмертные маски – они скрывали лицо человека после его смерти подобно тому, как в люльке скрывалось лицо новорождённого. Смысловые мотивы «сокрытости лица», «невидимости» объединяют между собой совершенно различные явления катакомбной культуры.

Вещи в качестве мифологических образов выполняли знаковую функцию и характеризовали человека. Понятие атрибутивности как нельзя лучше соответствует истинному положению в системе смыслов и образов катакомбной культуры. Атрибутивность подразумевает неразделённость человека и вещи. Если человек обладал предметами, способствующими рождению вещей, значит, и он сам обладал способностью к творению, рождению. В системе архаической мифологии таких людей часто приравнивали к богам и называли демиургами (существо, сотворившее первый мир, первых животных, растения, вещи). Сам мир передавался в образе Творения из природной материи. Захороненный в катакомбе человек с производственным набором, если можно так выразиться, является творцом, наделённым даром демиурга, и в этом он близок богам.

В древности описание мироздания происходило в форме мифов и легенд. На основе выявленной системы образов и смыслов вполне реконструируются отдельные мифологические тексты прошлого. Известно, что тема Героя -демиурга и его «рождения» получила реализацию во многих мифах и легендах у самых различных народов мира. В контексте индоевропейских и северокавказских мифов и эпосов, преданий и сказаний сюжет о «рождении/смерти» человека обладает целой серией примечательных образов, в частности, при рождении героя присутствует кузнец. Тесная связь кузнецов и металла с рождением и смертью людей, с собаками и волками выводит на широкий круг легенд и мифов Европы, Малой Азии, Северного Кавказа. К ним принадлежат легенды о том, как герои, рождённые из камня и ведущие своё происхождение от водных жителей, играли в кости и убивали, или наоборот, не убивали волков и собак.

Столь яркий облик катакомбной культуры, её колоритный язык культуры, заставляет с особым вниманием относиться к поиску индоевропейского субстрата, который бы соотносился с данной археологической культурой.

С учётом древности возникновения катакомбной культуры, её:·носителей можно соотнести с анатолийской (хетто-лувийской) языковой группой. Данная группа языков отделилась от индоевропейского праязыка самой первой, а уже затем появилась тохарская и другие. Первые сведения о хеттах относятся к XVIII в. до н. э.; лувийцы, паллийцы известны позже, чем хетты. Появление этой группы народов в Малой Азии из степей Восточной Европы возможно было двумя путями: 1) или через Кавказ, 2) или вдоль Северного Причерноморья с последующим выходом на Балканы и далее через Босфор в пределы Малой Азии. Как бы ни казался протяжённым северный путь, он может рассматриваться в качестве наиболее предпочтительного в исторической реконструкции - показательно, что катакомбные погребения известны вплоть до Молдовы. Продвигаясь вслед за ямными племенами по уже известным путям, представители катакомбной культуры вполне могли достичь Балкан, а отдельные мужские воинские отряды проникать в пределы Малой Азии. Характерно, что хетты, со



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: