Цели: развивать умение устанавливать связи между изменениями в неживой природе и жизнью живых организмов; формировать понятие о различных явлениях природы.
- Как прекрасна природа после грозы. Ослепительно светит солнце. Умытые деревья и травы усыпаны сверкающими бусинками - каплями. А какой чудесный воздух после грозы! Капли дождя, падая с неба, захватывают из воздуха частички пыли, грязи и копоти, поэтому воздух так удивительно свеж.
Приметы: гром гремит долго и не резко - к ненастью; если отрывисто и непродолжительно - будет ясно; если во время грозы слышатся раскаты грома - жди затяжного ненастья; лето дождливое, зима снежная, морозная.
Поговорки и пословицы: июнь грозами богат; дождливое лето хуже осени.
Стихотворение.
Весь в молниях блескучих За речкой, за бугром,
В больших лиловых тучах Ворочается гром.
Загадки.
Огненная змейка В небе появилась.
Как она средь тучек Серых очутилась? (Молния.)
Дидактические игры «Когда это бывает», «Где что можно делать?».
Подвижные игры «Лиса в курятнике», «Самолеты».
Труд на участке: знакомство с рабочим инвентарем (граблями, лопатой, тяпкой, мотыгой).
Прогулка 9: НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПОГОДОЙ
Цели: углубить и обобщить представления о лете, его типичных признаках; закрепить представление о жизнедеятельности растений и животных в летний период времени.
- Солнце ярко светит и греет, небо чистое, ветер слабый, тепло. Листва стоит ярко-зеленая, трава начинает желтеть, расцветают лилии, петуния. Насекомые кружат над цветами. Появились комары и мошкара.
Наблюдение за теми, кто живет на дереве
Цели: развивать интерес ко всему живому, окружающему нас; расширять кругозор; активизировать память и внимание.
- Подойдите к березке и рассмотрите ее. Вести себя надо очень тихо, чтобы не спугнуть ее обитателей. Представьте, что березка - это дом и нам надо, найти ее жильцов. Внимательно рассмотрите кору, ветки, листья. Вы увидите насекомых, обитающих в трещинах коры, в кроне увидите гнезда или стайку воробьев, под деревом - муравьев и жучков. В почве, там где корни, тоже очень много жильцов: всевозможных личинок, жучков и паучков. Это целое сообщество, где живут представители разных групп.
Приметы: лето сухое, жаркое - зима малоснежная, Морозная; урожайное лето предвещает холодную зиму.
Поговорки и пословицы: готовь сани летом, а телегу зимой; одним днем лето не опознаешь; лето пролежишь, зимой с сумою побежишь; летом дома сидеть - зимой хлеба не иметь.
Стихотворение.
Давайте улыбнемся! Как хорошо вокруг!
Природа наш хороший, наш добрый, верный друг.
Для нас лесной кузнечик споет среди травы,
А ветер нам сыграет на клавишах листвы.
Загадки.
На тарелке колобок -
Золотой горячий бок.
А тарелка голубая -
Не видать конца и края. (Солнце и небо.)
Дидактические игры «Доскажи слово», «Когда это бывает?».
Подвижные игры «Бездомный заяц», «Лиса в курятнике».
Прогулка 10: НАБЛЮДЕНИЕ ЗА НЕБОМ
Цели: обратить внимание на красоту летнего неба; воспитывать любовь к природе; развивать любознательность, творческое воображение.
- Посмотрите на красоту летнего неба, оно ярко-голубое. Сравните его с зимним: серым, низким. На улице светло-светло, небо кажется высоко, птички с криком носятся друг за другом, радуются хорошей погоде. По небу плывут белые облака. Определите, к какому виду они относятся (кучевые, перистые, слоистые).
Наблюдение за небом и облаками
Какие изменения произошли за день с небом. Сравните его с утренним и дневным. На улице не так светло. Солнце заходит за крыши домов. По небу плывут белые облака, но они поменяли свои очертания.
Приметы: направление ветра и движение облаков неодинаково - к дождю; облака черные, низкие, движутся быстро - ненастье сохранится.
Поговорки и пословицы: в июне день - с год; в июне всякий кустик ночевать пустит.
Стихотворение.
Ярко солнце светит,
На дворе тепло,
И куда ни взглянешь,
Все вокруг светло.
И. Суриков
Выше леса, выше гор Расстилается ковер.
Он всегда-всегда раскинут Над тобой и надо мной,
То он серый, то он синий,
То он нежно-голубой. (Небо.)
Опытно-экспериментальная деятельность «Веселые кораблики» (Плавучесть предметов).
Цель: экспериментальным путем показать различные свойства предметов.
Ход опыта: Воспитатель наливает в таз воду и вместе с детьми опускает предметы, сделанные из разных материалов. Пробки, крышки, деревянный и металлический конструктор, пластмассовые детали, стеклянные бутылочки. Наблюдают, какие тонут, а какие остаются плавать. Устроить соревнование, чей кораблик быстрее доберется до другого берега. Дети дуют на свой кораблик, подгоняя его «ветром» к берегу.
Вывод: не все предметы плавают, все зависит от материала, из которого они сделаны.