Тема 2. Основы русского народного танца




Р усский народный танец является одним из наиболее распространенных и древних видов народного творчества. В танце народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношения к жизненным явлениям.

Русский народный танец неотделим от русской песни. Песня наложила отпечаток на характер и стиль танца, определив особенности русской манеры исполнения.

Среди участников обрядов, игрищ постепенно выделялись люди, лучше других пляшущие, поющие, играющие на различных инструментах, знатоки шуток, поговорок и присказок – появлялись мастера-исполнители. В народе их называли плясец, плясальщик, плясуха, игрец.

С оздаваясь на протяжении многих столетий, русский танец стал художественной энциклопедией жизни народа. Народный танец всегда имеет ясно выраженную тему и идею, в нём существуют драматургическая основа и сюжет, есть художественные образы, которые создаются посредством разнообразных пластических движений и рисунков – построений.

С помощью образов танец раскрывает жизнь народа, его быт, вкусы и идеалы. Многие танцы носят характер коллективного действия, часто их композиция помогает раскрытию содержания.

Веками накапливал, сохранял, развивал, шлифовал и совершенствовал русский народ свое национальное танцевальное богатство. Талантливые народные мастера-исполнители, подмечая разнообразные штрихи характера окружающих людей своеобразные жесты, движения, интересные коленца, беря из жизни сюжеты, темы, обогащали старые и сочиняли новые танцы.

В танце каждый русский человек желал быть лучше, чем в повседневной жизни. Он выражал в нем свои мысли о красоте человеческой, внутренней, внешней. Русский человек танцевал не столько для зрителя, сколько для себя, для собственного удовольствия.

Танцами народ украшал свой быт, свою жизнь. В каждом городе или деревне были особенно излюбленные места, где в дни летних и зимних праздников или просто гуляний собирался народ – водили хороводы, плясали, пели, играли в различные игры. Традиции таких гуляний складывались издавна. Места для проведения гуляний народ выбирал живописные, красивые, и они, как правило, многие годы не менялись.

Г улянья проходили и днем, и вечером, и по ночам. Ночные гулянья были связаны и с конкретными праздниками, например, коляда – зимой, Купала – летом, когда по всей России играли, пели, плясали, водили хороводы, жгли костры и т.д. и просто с желанием молодежи отдохнуть, развлечься после напряженного трудового дня. Так летом, во многих областях России начиная с Петрова дня (12 июля) ежедневно в течение месяца гулянья молодежи проходили по ночам.

В одили хороводы, плясали и играли не только на улице. Зимой в сильные морозы, в весеннюю или осеннюю распутицу, а чаще по определенным праздникам молодежь на несколько дней снимала просторную так называемую жировую избу (жировать – играть, возиться, резвиться, шалить, щекотаться). Изба обычно находилась на краю деревни, и ею пользовались несколько лет кряду. За избу редко платили деньгами, где-то в середине вечеринки, когда молодежь напелась и наплясалась, по договоренности начиналась бесплатная работа – толоки. Парни рубили дрова, выполняли другие работы по хозяйству, девушки наводили чистоту, кто мог нес ягоды, зерно, рыбу, пироги, овощи и другие продукты.

В избе, где собиралась молодежь, обязательно находился кто-нибудь из взрослых. Они присматривали за молодежью, за порядком проведения вечера. В избе проходило своеобразное гулянье – участники сборища веселились, играли в разнообразные игры, плясали, пели, водили хороводы, гадали, иногда разыгрывали различные представления, например свадьбу, где выбирали «жениха» и «невесту». Часто собирались вместе одни девушки и молодые женщины – они вязали, пряли, ткали, плели кружева, при этом пели, играли и плясали. Пожилые и старые люди собирались отдельно днем – ходили на «беседы.

В осеннее и зимнее время почти все развлечения, все праздники сопровождались ряжением – молодежь и люди среднего возраста рядились стариками, старухами, цыганами, медведем, козой и др. Ряженые и сопровождавшие их с песнями, плясками, шутками ходили гурьбой по улицам, по дворам.

С незапамятных времен в любое время года ходили по Руси вожаки с дрессированными медведями. Медведи плясали, копировали красных девиц, молодок, показывали, как они белятся, румянятся, смотрятся в зеркальце, прихорашиваются, изображали, как мужик напивается да в грязи валяется, и т.д.

Н аши предки оставили нам интересные обычаи, своеобразные традиции, огромное фольклорное танцевальное богатство.

Своеобразным языком фольклорные танцы не только передают различные стороны жизни и быта русских людей, но и отражает историю развития нашего государства.

Каждая эпоха неизбежно отражает в народных танцах культуру общества. Манера исполнения, тематика, музыкальное сопровождение, композиция, количество участников – все это определялось и подсказывалось самой жизнью.

По совокупности этих признаков, мы и определяем с точки зрения хореографии, к какому виду относится тот или иной танец.

Р усский народный танец делится на два основных жанра – хоровод и пляска, которые в свою очередь состоят из различных видов. В жанре хоровода различают два вида – орнаментальные и игровые хороводы. Жанр пляски состоит из наиболее древних, традиционных видов – одиночная пляска, парная пляска, перепляс, массовый пляс, групповая традиционная пляска, так и из видов, сложившихся в русском танце в более позднее время – кадриль, лансье, полька и др. В наше время русский танец продолжает развиваться. Появились новые темы, новые движения, новые построения фигуры, усложнилась композиция.

В профессиональных и самодеятельных коллективах возникли новые разновидности русского танца: хореографическая композиция, танцевальная сюита, хореографическая картина, вокально-хореографическая композиция.

Эти танцы создаются на основе развития традиций народных гуляний, игрищ, посиделок и т.д. На основе ряда плясок возникли наполненные новым содержанием спортивные, кадрильные и другие пляски.

В восприятии старинного русского танца большую роль играют музыка и костюм. Музыка – не только метроритмическая основа танца, но и его художественная сущность. Танец должен быть органически связан с музыкой и раскрыть ее содержание. Любому виду танца присущи свои музыкальные интонации, свой музыкальный стиль.

Одним из главных компонентов танца является костюм. Он должен соответствовать не только времени и эпохи исполняемого танца, но и его характеру и содержанию.

Таким образом, для народного танца органическое единство содержания, характера движений (лексики), музыки и костюма является непременным условием.

Русскому танцу сотни лет, но интерес к нему повсеместен. Изучение русского народного танца, правильное понимание стиля. Характера и манеры исполнения дают возможность создавать на сцене средствами танца правдивый образ русского человека.

Русский танец

Движения в русских танцах плавные и широкие. Самой простой их формой являются хороводы.

Танцам девочек свойственны спокойствие, строгость и грация движений, а иногда игривость и кокетство, движения же мальчиков более задорные, резкие, ритмические четкие.

Положение рук у девочек

Положение 1. Обе руки немного подняты вперед, локти свободны, кисти направлены ладонями вверх.

Положение 2. Руки кулачками упираются в бока.

Положение 3. Левая рука согнута, правая чуть касается щеки.

Положение 4. Руки скрещены на груди, чуть отведены от корпуса. Правая рука находится под левой.

Положение 5. Правая рука поднята вверх, левая упирается кулачком в бок.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: