1. Назовите и оцените известные вам классификации форм воспитания.
Существуют различные подходы к классификации форм воспитательной работы:
· По числу участвующих в ней лиц:
-индивидуальные - беседы, занятия воспитателя с одним воспитанником;
-микрогрупповые – минимальное число участников (монтаж, инсценирование);
-групповые - несколько участников (кружок, временная группа, класс) находятся в непосредственном контакте;
-коллективные – целый коллектив класса, школы;
-массовые - несколько классов, школа, район, вся страна проводят праздники, конференции, слеты, шествия и тому подобные мероприятия;.
· Основному виду деятельности (познавательной, трудовой, общественно полезной, эстетической, физкультурно-оздоровительной, ценностно-ориентационной).
· В зависимости от метода воспитательного воздействия:
- словесные (собрания, сборы, линейки, лекции, конференции, встречи, устные газеты, радиожурналы);
- практические (походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады, конкурсы, субботники, тимуровская работа и др.);
- наглядные (музеи, выставки, витрины, стенды, стенные газеты).
А.М. Столяренко выделяет формы воспитания исходя из нижеследующих признаков:
• по частным задачам: культурные, спортивные, правовые, военно-патриотические и др.;
• по особенностям проведения — лекции, беседы, обсуждения, дискуссии, диспуты, общие собрания, встречи с опытными, знающими и авторитетными людьми, посещение культурных мероприятий (театров, кинофильмов и пр.), индивидуальные поручения, коллективная работа, участие в субботниках и в работе общественных формирований, товарищеская помощь, опека, шефство, кураторство, управление, благотворительность и др.;
|
• по месту проведения — служебно-воспитательные, учебно-воспитательные, воспитательно-трудовые, воспитательно-кадровые, внешкольные, спортивно-воспитательные и др.;
• по времени проведения — плановые, профилактические, итоговые, отчетные, исправительные и др.
Можно выделить квалификации следующие, которые также важны:
· По частоте использования (традиционные, эпизодические, нестандартные);
· По количеству организаторов (организуемые одним человеком, организуемые группой, организуемые всем коллективом);
· По наличию подготовки (экспромт, запланированный эпизод ВР, итог большого отрезка ВР);
· По результату (информационный обмен, выработка решения коллективного мнения, общественно значимый продукт)
· По взаимодействию с другими людьми и коллективами(открытые, закрытые)
· По характеру включения воспитанников(предусматривающие обязательное участие всех воспитанников, предусматривающие обязательное участие отдельных членов ученического коллектива, основанные на добровольном участии)
2. Охарактеризуйте основные формы воспитания.
Мероприятия — это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-нибудь другим для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воз действия на них.
Отличительная особенность мероприятия - это, прежде всего, созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников. Иными словами, если что-то организуется кем-то для воспитанников, а они, в свою очередь, воспринимают, участвуют, исполняют, регулируют и т.п., то это и есть мероп риятие
|
Дела — это общая работа, важ ные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.
Игры — это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.
Как определенный тип формы работы мероприятие можно выбирать:
когда нужно решить просветительские задачи;
когда необходимо обратиться к содержанию воспитательной работы, требующей высокой компетентности;
когда организаторские функции слишком сложны для детей;
когда стоит задача непосредственного обучения детей чему-либо;
когда необходимы меры по укреплению здоровья детей, их физического развития, по выполнению режима дня, поддержанию дисциплины и порядка.
Дела - это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе. Характерные признаки: деятельно-созидательная позиция детей; их участие в организаторской деятельности; общественно значимая направленность содержания; самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство. Виды форм: трудовые десанты и операции, рейды, ярмарки, фестивали, самодеятельные концерты и спектакли, агитбригады, вечера, а также другие формы коллективных творческих дел.
По характеру реализации форм-дел различают три их подтипа:
-дела, в которых организаторскую функцию выполняет какой-либо орган или даже кто-то персонально;
-творческие дела, отличающиеся, прежде всего организаторским творчеством какой-либо части коллектива, которая задумывает, планирует и организует их подготовку и проведение;
-коллективные творческие дела (КТД), в организации которых и творческом поиске лучших решений и способов деятельности принимают участие все члены коллектива.
|
Игры - это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения. Характерные признаки: не несут в себе выраженной общественно полезной направленности, но полезны для развития и воспитания их участников; имеет место опосредованное педагогическое воздействие, скрытое игровыми целями. Виды форм: деловые игры, сюжетно-ролевые, игры на местности, спортивные игры, познавательные и др.
Для перечисленных типов форм можно привести следующие отличия: мероприятия проводятся кем-то для кого-то с целью воздействия. Дела делаются для кого-то или для чего-то, в них имеет место продуктивная деятельность. Игры же самоценны, как способ интересно и увлекательно провести время в совместном отдыхе или обучении.
3. Как связаны и различаются между собой формы воспитания?
Процесс воспитания как совместная деятельность учеников и воспитателя протекает в определенных организационных формах. Форма воспитательной работы — это организационная структура, педагогическое действие, мероприятие, в котором реализуются задачи, содержание и методы конкретного воспитательного процесса. Формы определяют организационную сторону: кто, где, как, когда и в каких условиях ведет конкретную воспитательную работу с воспитанниками. Форма как часть процесса воспитания зависит от целей, содержания, методов и одновременно обусловливает их осуществление, воплощение в конкретном деле. Поэтому формы воспитания зависят от конкретных педагогических ситуаций, и поэтому они так разнообразны, носят творческий характер и порой индивидуально неповторимы. На каком-то определенном этапе педагогического процесса тот или иной метод и форма может применяться в более или менее изолированном виде. Но без соответствующего подкрепления другими методами и формами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение образовательного процесса к намеченной цели.
4. Назовите наиболее значимые формы внеурочной воспитательной работы в школе и опишите некоторые из них.
Распространенными формами воспитательной работы в современной школе являются праздники, вечера, ярмарки, «огоньки», дискотеки; дежурство по классу и школе, уборка школы; конкурсы, дни и недели предмета; экскурсии в музеи, на предприятия, по достопримечательностям родного города, экскурсионные поездки в другой город, страну; выход в театр, кино; прогулки, походы в лес, к памятникам культуры и истории, многодневные походы и поездки; спортивные соревнования, дни здоровья; практикум по правилам поведения и безопасности на улице.
"Огонек " -. Чаще всего они посвящаются знакомству воспитанников друг с другом. специально организованный диалог, в ходе которого ведущий руководит обменом мнениями по какому-либо вопросу (проблеме).
Ярмарка (народное гуляние) — развернутое на определенной площадке совместное развлечение, предполагающее вовлечение участников в различные аттракционы.
Танцевальная программа (дискотека) — специально организованное на одной площадке развлечение, предполагающее танцы.
Субботник (трудовая акция)- ограниченная по месту и времени специально организованная предметно-практическая трудовая деятельность детей.
Экскурсия - экскурсией «форму организации учебно-воспитательного процесса, позволяющего проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, на выставках и проч.