Агенты представлены одним «лицом»: одинаковая прическа, одинаковые солнцезащитные очки, одинаковая манера разговора, строгий черный костюм. «Настоящие» люди все разные, не связанные внешностью, но дополняющие друг друга.
«Освобождение разума», визит Neo к Пифии
Оракул предсказал Морфеусу, что он найдет Избранного — человека, который разрушит власть Матрицы и дарует человечеству возможность знать правду. Поэтому Морфеус отключает Нео от Матрицы и после недолгой реабилитации и курса кун - фу отводит к Оракулу, чтобы получить подтверждение того, что Нео и есть Избранный. Нео не верит в свое великое предназначение и отвергает возможность того, что все в его жизни предопределено, говоря Морфеусу, что предпочитает думать, будто сам контролирует свою жизнь.
Неуверенный в себе, Нео задает Морфеусу вопрос: «Что она знает?.. Все?» Морфеус отвечает: «Она бы сказала, что знает достаточно». Нео, сохраняя скептическое отношение к происходящему, спрашивает: «И она никогда не ошибается?» Морфеус заверяет его: «Постарайся не оценивать ее предсказания как верные или неверные. Она проводник, Нео. Она поможет тебе найти свой путь».
Оракул из «Матрицы» — это пожилая женщина, живущая в трущобах виртуального города. Помимо того что, сидя на трехногом табурете, она блаженно вдыхает аромат печенья, исходящий из духовки, и дым своей сигареты, она не говорит загадками. Но не дайте себя обмануть: ее послания, кажущиеся ясными, таят в себе скрытый смысл. Как ни странно, этот Оракул сам задает вопросы. «Ты знаешь, зачем ты здесь?.. И что же ты думаешь? Думаешь, ты Избранный?» И Нео отвечает: «Я не знаю». Нео действительно не знал. Как насмешливо замечает Оракул, Нео мил, но не слишком сообразителен. Она позволяет ему самому заключить, что он не Избранный, и говорит, что избранность похожа на влюбленность. Никто не может тебе об этом сказать. «Ты просто ощущаешь это, чувствуешь сердцем». В качестве слабого утешения она сообщает ему: «У тебя есть дар, но, кажется, ты чего-то ждешь». «Чего?» — спрашивает Нео. И Оракул пророчествует: «Может быть, следующей жизни. Кто знает?»
|
Пифия не таит злого умысла и даже дает во время разговора бесплатный совет. Указывая на табличку над кухонной дверью, она спрашивает у Нео, знает ли он, что там написано. Она объясняет ему, что надпись сделана на латыни и означает «Познай себя». Эта мудрость является ключом к пониманию пророчества Оракула. Нео еще не успел познать себя, не успел поверить в свои силы и таким образом полностью исполнить пророчество Оракула о том, что Морфеус найдет Избранного, а Тринити полюбит мертвого, который окажется Избранным.
Составить полное представление о городском Оракуле помогает еще одно мудрое высказывание не забытое на кухне: «Все хорошо в меру». Пифия предлагает Нео: «Вот, возьми печеньице». Она не говорит «Возьми немного печенья» или «Возьми, сколько захочешь», а ведь мы знаем, что печенье соблазнительно своим аппетитным запахом. Оракул пьет какой-то напиток и курит сигарету. По-видимому, ей удается доставлять себе удовольствие, не излишествуя. Это сильно контрастирует с поведением остального человечества, которое агент Смит сравнивает с вирусом, поглощающим все ресурсы прежней среды обитания, прежде чем найти новую.
|
Сюжетные элементы мифа о герое | Конкретные эпизоды мифов, сказок… | Эпизоды фильма «Матрица» |
предвестие; | Приказ Полидекта принести голову Медузы. | Встреча с Тринити. |
«зов» к приключениям; | Желание подняться в глазах царя. | Желание узнать, что такое матрица. |
уход героя; | Согласие выполнить приказ царя. | Выбор встречи с Морфеусом. |
обретение волшебного помощника и/или покровителя; | Помощники: Гермес, Афина, нереиды. | Обретение Морфеуса как покровителя. |
преодоление порога; | Покидание берегов Серифа. | Выбор красной таблетки. |
инициации героя; | Признание богами Персея как героя. | Посвящение в круг избранных. |
смерть/воскресение; | Смерть от выстрелов агента Смита, воскрешение от поцелуя Тринити. | |
решающая битва с чудовищем; | Битва с Медузой, Атлантом. | Битва с агентом Смитом. |
апофеоз героя; | Победа над всеми чудовищами. | Победа в битве над с агентами. |
иерогамия (сакральный брак); | ||
возвращение героя | Возвращение в Сериф. | В конце фильма он опять в городе, но уже как избранный. |
Индивидуация героя
ИНДИВИДУАЦИЯ выделение единичного и индивидуального из всеобщего. В "аналитической психологии" К. Г. Юнга - процесс становления личности, ее созревания в результате ассимиляции сознанием содержания личного и коллективного бессознательного.
По фильму понятно индивидуализации подвергся Томас Андерс в последствии ставший избранным. Если рассматривать индивидуацию как процесс становления личности, то Нео до встречи с Морфеусом еще не самоопределился. Днем он Томас Андерс, работающий в крупной компании; ночью он Нео, хакер, который ищет Морфеуса и ответы на гложущие его вопросы. Но после встречи все меняет свои места. Он получает ответы и более того от него требуется спасение мира. Со старой жизнью покончено. На данном уровне Томас Андерс самоопределился: он стал совершенно другим человеком, появились новые вопросы, определилась цель.
|
«Матрица» по большей части посвящена показу жизни в теле выдающегося хакера Нео, который преодолевает множество преград, прежде чем принимает свое предназначение. Заключительные кадры фильма позволяют нам взглянуть на Избранного в другом воплощении. Теперь он способен исполнить пророчество Оракула и уничтожить Матрицу.
Нео погибает и воскресает. Далее в грубом и, возможно, комичном развитии фильма Нео уносится в небо, и его расстегнутый плащ реет, подобно накидке Супермена. Однако финальный монолог Нео подразумевает иную трактовку: Спаситель — это не исключительный Супермен, а вселенский Учитель. Учитель объясняет своим последователям, как уподобиться ему. Обращаясь к разумным машинам, Нео объявляет о своей цели мирового освобождения, подразумевающего открытие человечеству его безграничного потенциала: «Я покажу людям то, что вы пытаетесь скрыть. Я покажу им, каков мир без вас. Мир без правил и подчинения, без преград и границ, мир, где возможно все».