ПО ПРЕДМЕТУ «ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА»
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ
Разработчик
| Учитель истории Пивовар Ульяна Александровна
| Предмет: история
Казахстана
| Класс: 9
| I четверть
| Урок № 3
| Тема
| Национально-освободительное движение 1916 года в Казахстане.(1 урок)
| Раздел
| Раздел 1. Казахстан в начале XX века
| Ресурсы
| Учебник:1.История Казахстана(1900-1945).Учебник для 8-9кл. Общеобразоват.школы. Часть1/К.С.Ускембаев, З.Г.Сактаганова, Л.И.Зуева.-Алматы: Мектеп,2019, пар.8-9
| Дополнительные материалы (ссылки на видеоматериалы)
https://www.youtube.com/watch?v=-HUesTxWt8A&feature=youtu.be
| Цель урока
| 8.3.1.2. Оценивать общественно-политические процессы в Казахстане в начале XX века.
| Работа с терминами
| Первая мировая война, цензура, тыловые работы, инородцы, всенародное восстание, военно-полевой суд.
| Краткий тезисный конспект урока
| С первых дней Первой мировой войны (1914-1918)во всех областях Казахстана царь объявил «чрезвычайное положение», были запрещены собрания, стачки, отказ от работы, введена военная цензура на газеты и журналы. Был усилен полицейский надзор.
Итак, вначале XX в. Казахстан – колония России, сырьевая база российской экономики. Война привела к назреванию экономического, политического и социального кризиса в России. Там разворачивается революционное движение. Частью общероссийского кризиса стал назревший кризис в казахской степи. С разоблачением империалистического характера войны в газете «Казах» выступил один из лидеров казахской либерально-демократической интеллигенции Алихан Букейханов. А. Бокейханов опубликовал статью «Снова война», где он доказывал несправедливость войны. «Государи воюют, а проливается кровь народа, разрушаются его хозяйства».
Участие России в войне сказалось на положении народов, живущих в национальных окраинах: было введено около 10 видов пошлин, в том числе введён военный налог – 1 руб. 84 коп; налоги выросли в 15 раз; увеличилась кибиточная подать; вводилась трудовая повинность. Рост цен: пуд муки стоил 94 коп., а в 1916 г. – 40 руб.
Форсированными темпами шла дальнейшая колонизация края. Царское правительство создаёт переселенческий фонд, лишив казахов к 1916 г. 40 млн. га лучших земель, вытеснив их в бесплодную степь и горы. Один из высокопоставленных чиновников докладывал о землях, на которые были оттеснены казахи, что он «не обнаружил ни воды, ни земли», т.к. вся земля там представляла собой скалистые вершины. Массовое изъятие земель у казахов резко осложнило отношения между кочевниками и русско-украинскими переселенцами. Т. Рыскулов писал: «После 1899 г. этнические конфликты (столкновения) между казахами и русскими стали характерной чертой жизни в степи».
В годы Первой мировой войны ограбление края принимает ещё более масштабный характер. Из степи в огромном количестве по принудительным ценам вывозили скот. Была произведена реквизиция кибиток и кошм для царской армии. Было изъято более 70 тыс. лошадей, около
13 тыс. верблюдов, 300 тыс. пудов мяса и т. д. Шла вербовка батраков-казахов для «добровольной» работы в кулацких хозяйствах и на предприятиях. В особенно тяжёлом положении оказались рабочие предприятий, находившихся в собственности иностранных предпринимателей. Царская администрация в 1916 г. подготавливала изъятие новых земель для славянских колонистов. Ещё в 1913 г. А. Байтурсынов писал: «Само существование казахской нации стало острой проблемой». Тяготы войны дали толчок к росту рабочего и крестьянского движения в Казахстане. В июне 1915 г. бастовали рабочие экибастузских копей, Спасского медного рудника в Караганде, нефтепромыслов Эмбы и Оренбургско-Ташкентской железной дороги. Причина: низкая заработная плата, тяжёлые условия работы. В 1916 г. в Верном и Семипалатинске прошли волнения солдатских жён и городской бедноты. Не случайно именно в это время здесь разворачивается мощное национально-освободительное движение.
1.Лидеры
2.Поводом к началу национально-освободительного движения послужил царский указ о мобилизации инородцев (нерусских народов) «для работ по устройству оборонительных сооружений и военных сообщений в районе действующей армии».Из Туркестана и Степного края предполагалось мобилизовать 500 тыс. джигитов. Мобилизации подлежало всё мужское население в возрасте от 19 до 43-х лет. Призыв всего трудоспособного мужского населения подрывал экономическую базу казахского хозяйства и без того расшатанного изъятием земель. → Убийство волостных управителей, уничтожение списков, столкновения с полицией, откочёвка. Восстановление доколониальных институтов власти. В этой ситуации царизм прибегнул к своей излюбленной тактике «разделяй и властвуй».
23 августа 1916 г. вышел секретный указ генерал-губернатора Туркестанского края Куропаткина, освободивший от набора должностных лиц, нижних полицейских чинов, духовенство и лиц, пользующихся правами дворян. → Указ отколол от восставших местную администрацию, духовенство, часть байства.
3.Расстановка сил, участвующих в борьбе:
Сторонники царского указа – местная администрация, духовенство
Либерально-демократическая интеллигенция – тактика разумного компромисса, хотя М. Дулатов назвал царский указ «кровавым». Казахская либерально-демократическая интеллигенция предлагала отсрочить мобилизацию, выдвигала на первый план идею выживания народа, сохранения его этнической целостности.
А. Байтурсынов: «Казахи – подданные российского государства, должны быть на фронте, наравне с другими нациями с оружием в руках, чтобы защитить страну, а привлечение к «чёрной» работе считаю унизительным».
А. Бокейханов: «Согласившись идти, джигиты пострадают меньше и не погибнут, сопротивление же принесёт огромные жертвы, кровопролитие».
4.Революционно-демократическая интеллигенция – противники царского указа (Т. Бокин, С. Сейфулин, Майкутов, Мендешев), примкнувшие к восставшим.
5.Основная движущая сила – казахские шаруа, рабочие, ремесленники. К ним присоединилась национальная буржуазия и степная аристократия, а также уйгуры, дунгане, узбеки, киргизы.
Объединила все слои идея национальной независимости.
6.Целью восставших было освобождение казахского народа от колониальной зависимости.
7.Характер -антиколониальный, национально-освободительный
8.Центры восстания:
Семиреченский
(с 8 июля по октябрь 1916 г.)
Лидеры:Бекболат Ашекеев, Токаш Бокин (Верненский уезд);
в Каркаринском районе – Жаменке Мамбетов, Узак Саурыков.
| Тургайский
(сентябрь 1916 г. – февраль 1917 г)
Лидеры: в Тургае – Амангельды Иманов, Абдугапар Жанбосынов, Алиби Джангильдин;
В Уральской области и Букеевской орде – Сейткали Мендешев, Абдрахман Айтиев.
На Мангыстау - Жалау Мынбаев,
в Актюбинском уезде – Адильбек Майкутов.
|
| Более подробную информацию по данной теме, вы сможете получить, прочитав в учебнике.
| Задание к уроку
| - Решите по алгоритму «Восстание 1916 года»
1.Причины национально-освободительного движения 1916 г_________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
2.Повод_________________________________________________________________
________________________________________________________________________
3.Движущие силы________________________________________________________
________________________________________________________________________
4.Восстание охватило весь Казахстан:______________________________________
_________________________________________________________________________
5.Руководители___________________________________________________________
_________________________________________________________________________
6.Ход восстания__________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
2.Решите тестовые вопросы
- В начале ХХ века особенно острыми противоречия оказались между такими быстро развивающимися странами, как _______________________________.
- В начале ХХ века Казахстан стал сырьевой базой и рынком сбыта_________ экономики.
- Политика царизма, вступившего в империалистическую войну, привела к усилению социального и колониального угнетения ______________________.
- О бессмысленности Первой мировой войны писал известный общественный деятель___________________________.
- Было решено использовать на тыловых работах ___________________________.
- Царский указ был опубликован __________________________.
- Для работ по обустройству оборонительных сооружений в районе действующей армии должно было быть использовано все нерусское мужское население в возрасте ________________.
- Согласно царскому указу «реквизированные инородцы» должны были заменить на тыловых работах _________________________.
- В 1916 году шла добровольная вербовка для работы в кулацких хозяйствах и на предприятиях ________________________.
- Алашская интеллигенция заняла позицию ___________________________.
| Обратная связь с учителем
|
Инструкция:
1.Прочитать опорный конспект внимательно, обращая внимание на даты, пар.8-9 учебника.
2.Сделать краткий конспект (дата, тема урока)Указать в конспекте: причины восстания, повод восстания, цель восставших, характер восстания, центры восстания (таблица в файле)
3.По ссылке просмотреть видеоматериал:
https://www.youtube.com/watch?v=-HUesTxWt8A&feature=youtu.be
4.Заполнить в файле «задание к уроку» и отправить по электронной почте pivovar20@inbox.ru 15.09.20г.
| | | | | |
|
Поиск по сайту:
|