Задание № 3. Творчество эпохи Возрождения




Главная проблема философии Возрождения - человек и Бог, проблема соотношения Природы и божественного первоначала.

Термин "Возрождение" означал первоначально не столько название всей эпохи, сколько самый момент возникновения нового искусства, который приурочивался обычно к началу XVI века. Лишь позднее понятие это получило более широкий смысл и стало обозначать эпоху, когда в Италии, а затем и в других странах сформировалась и расцвела оппозиционная феодализму культура.

Философия Возрождения связывала свободу человека, смысл его жизни с его собственной внутренней активностью, творческой деятельностью, которая выступала как главный фактор самореализации личности, индивидуализации,

Возникновение культуры гуманизма, значительные достижения в области естествознания привели к тому, что философия перестала играть роль служанки богословия и перспектива ее развития приобрела антисхоластическую направленность.

С этого времени начинается развитие науки в новоевропейском смысле слова. Возможности разума находят отражение в начинающейся в эпоху Возрождения революции в познании.

Характеризуют титанов Возрождения. Главное, что они изменили, направление развития мысли от схоластики к реальности, обратив философскую мысль к человеку и природе, придав философии и науке практическую направленность. С этого времени не Бог, а человек привлекает все большее внимание философии и культуры.

Николай Кузанский был одним из первопроходцев современного мышления. Его философия природы и космологические воззрения не выходили за пределы религии. Сын крестьянина, он получил образование у «Братьев общей жизни» в Девентере, и здесь он, заинтересовался мистическими учениями, он также изучал и оккамистскую «виа модерна», усвоил математические и естественнонаучные знания. Изучая право в Падуе, он познакомился с идеями гуманизма. В своих трактатах Николай Кузанский отвергает средневековую рационалистическую систему аристотелизма.

Центральное понятие философии Николая Кузанского - понятие единого. В своем определении этого понятия Николай Кузанский существенно отходит от Платона и неоплатоников.

Н. Кузанский в своем творчестве синтезирует идеи неоплатонизма и пифагореизма, интерпретируя их в духе витающих в воздухе идей Возрождения. Как диалектик, он разрабатывает важнейший методологический принцип: совпадение противоположностей в едином предмете. Это приводит его к антитеологической трактовке Бога не как единого творца, который творит все, а к монизму иного рода, когда единое становится всем.[9, с.265] Отсюда вытекает оригинальный вывод о том, что единое не имеет противоположностей, а значит, тождественно беспредельному и бесконечному. Соответственно этому понятие бесконечного становится мерой всего сущего. Мир у Кузанского не бесконечен, так как в центре его находится Бог, который одновременно его и ограничивает. Но этот мир нельзя мыслить конечно, так как он не имеет пределов, не замкнут. Оригинально, обгоняя последующие учения Нового времени, трактует Кузанский и проблему пространства и времени. Человек рассматривается Кузанским как особый микрокосмос, как своеобразное подобие природы и Бога. Человек воспроизводит в себе окружающий его мир, подобен ему. Человеческий ум состоит из системы способностей, главными из которых являются чувство, рассудок и разум. Чувство и ощущение обеспечивают волевую установку - инициативность. Рассудок взаимодействует с ощущениями. Главная же его функция - быть посредником между ощущением и разумом. Именно разум (интеллект) - главное отличие человека от животных.

 

Задание № 4. Тестовые задания

1. Основной тенденций философии Нового времени можно назвать:

Гуманизм

Теоцентризм

Гедонизм

Утилитаризм

Универсализм

Основой тенденций философии Нового времени можно назвать гуманизм

2. Эта отрасль науки получила широкое распространение в эпоху Нового времени это были науки о природе — естествознание, астрономия и математика

3. Какая научная картина мира характеризует эпоху Нового времени:

Диатропическая

Механистическая

Социологическая

Исторически первой естественной научной картиной мира Нового времени была механистическая картина, напоминающая часы: любое событие определяется начальными условиями, задаваемыми абсолютно точно. В таком мире нет места случайностям. В нём возможен «демон Лапласа» – существо, способное охватить всю совокупность данных о состоянии Вселенной в любой момент времени и не только точно предсказать будущее, но и в точности установить прошлые события.

4. Метод истинного познания согласно учению Ф. Бэкона:

Индукция

Дедукция

Анализ

Синтез

Гипотетико-дедуктивный

Метод истинного познания согласно учению Ф. Бэкона. Главным шагом в реформе науки, предлагаемой Бэконом, должно быть совершенствование методов обобщения, создание новой концепции индукции. Опытно-индуктивный метод Бэкона состоял в постепенном образовании новых понятий путем истолкования фактов и явлений природы. Только посредством такого метода, по мнению Бэкона, возможно открыть новые истины, а не топтаться на месте.

5. Причины возникновения вида заблуждений «призрака рода», по Ф. Бэкону



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: