Ориентировочная схема составления психолого-педагогической характеристики ребенка дошкольного возраста




Практикум по патопсихологии и психосоматике»

Практикум по работе с клиническими методиками»

1.Проведение психолого-педагогической диагностики личности ребенка, подростка и взрослого, с использованием клинических методик

2. Составить психологические заключения на пятерых респондентов (разновозрастных)

 

Ориентировочная схема составления психолого-педагогической характеристики ребенка дошкольного возраста

Ф. И. О. __________________возраст __________

Психологическое обследование

Контакт (речевой, жестовый, мимический):

в контакт не вступает; проявляет речевой негативизм; контакт формальный (чисто внешний); в контакт вступает не сразу, с большим трудом; не проявляет заинтересованности в контакте; контакт избирательный;

легко и быстро устанавливает контакт, проявляет в нем заинтересованность, охотно подчиняется.

Эмоционально-волевая сфера:

1. активен; пассивен; деятелен; инертен; бодрый; вялый; работает с удовольствием без подчинения;

2. неадекватное поведение; двигательная расторможенность; агрессивность; избалованность; колебания настроения; конфликтность; страхи.

Состояние слуха (норма, тугоухость, глухота).

Состояние зрения (норма, близорукость, дальнозоркость, косоглазие, атрофия зрительного нерва, слабовидение, слепота).

Моторика:

1. ведущая рука (правая, левая);

2. развитие манипулятивной функции рук: отсутствует хватание; резко ограничена (манипулировать не может, но есть хватание); ограничена; недостаточная мелкая моторика; сохранная;

3. согласованность действий рук: отсутствует;

4. тремор, гиперкинезы, нарушение координации движений.

Внимание (длительность сосредоточения, стойкость, переключение): ребенок плохо сосредоточивается, с трудом удерживает внимание на объекте (низкая концентрация и неустойчивость внимания); внимание недостаточно устойчивое, поверхностное; быстро истощается, требует переключения на другой вид деятельности; плохое переключение внимания; внимание достаточно устойчивое. Длительность сосредоточения и переключения внимания удовлетворительная.

Реакция на одобрение:

адекватная (радуется одобрению, ждет его);

неадекватная (на одобрение не реагирует, равнодушен к нему).

Реакция на замечание:

адекватная (исправляет поведение в соответствии с замечанием); адекватная (обижается); нет реакции на замечание; негативная реакция (делает назло).

Отношение к неудаче:

неудачу оценивает (замечает неправильность своих действий, исправляет ошибки); отсутствует оценка неудачи; негативная эмоциональная реакция на неудачу или собственную ошибку.

Работоспособность:

крайне низкая; снижена; достаточная.

Характер деятельности:

отсутствие мотивации к деятельности; работает формально; деятельность неустойчивая; деятельность устойчивая, работает с интересом.

Обучаемость, использование помощи (во время обследования): обучаемость отсутствует. Помощь не использует; нет переноса показанного способа действия на аналогичные задания; обучаемость низкая. Помощь использует недостаточно. Перенос знаний затруднен; ребенок обучаем. Использует помощь взрослого (переходит от более низкого способа выполнения заданий к более высокому). Осуществляет перенос полученного способа действия на аналогичное задание.

Уровень развития деятельности:

1. Проявление интереса к игрушкам, избирательность интереса.

Стойкость игрового интереса (длительно ли занимается одной игрушкой или переходит от одной к другой): интереса к игрушкам не проявляет (с игрушками никак не действует. В совместную игру со взрослыми не включается. Самостоятельной игры не организует; проявляет поверхностный, не очень стойкий интерес к игрушкам; проявляет стойкий избирательный интерес к игрушкам;

2. Адекватность употребления игрушек: совершает неадекватные действия с предметами (нелепые, не диктуемые логикой игры или качеством предмета действия); игрушки использует адекватно (использует предмет в соответствии с его назначением);

3. Характер действий с предметами-игрушками: неспецифические манипуляции (со всеми предметами действует одинаково, стереотипно - постукивает, тянет в рот, сосет, бросает); специфические манипуляции - учитывает только физические свойства предметов; предметные действия - использует предметы в соответствии с их функциональным назначением; процессуальные действия; цепочка игровых действий; игра с элементами сюжета; сюжетно-ролевая игра.

Запас общих представлений: низкий, ограничен; несколько снижен; соответствует возрасту.

Знание частей тела и лица (визуальная ориентация). Зрительное восприятие:

1. Восприятие цвета:

представление о цвете отсутствует; сличает цвета; различает цвета (выделяет по слову); узнает и называет основные цвета (норма в 3 года);

2. Восприятие величины: представление о величине отсутствует;

соотносит предметы по величине; дифференцирует предметы по величине (выделение по слову); называет величину (норма в 3 года);

3. Восприятие формы: нет представления о форме; соотносит предметы по форме; различает геометрические формы (выделяет по слову); называет (плоскостные и объемные) геометрические формы (норма в 3 года).

Складывание матрешки (трехсоставная - от 3 до 4 лет; четырех-составная - от 4 до 5 лет; шестисоставная - от 5 лет): действия неадекватные/адекватные; способы выполнения задания: действие силой; перебор вариантов; целенаправленные пробы (норма до 5 лет); примеривание; зрительное соотнесение (с 6 лет обязательно). Включение в ряд (шестисоставная матрешка - с 5 лет): действия неадекватные/адекватные; способы выполнения задания: без учета величины; целенаправленные пробы (норма до 6 лет); зрительное соотнесение (с 6 лет обязательно).

Складывание пирамидки (до 4 лет - 4 кольца; с 4 лет - 5-6 колец): действия неадекватные/адекватные; без учета величины колец; с учетом величины колец: пробы; примеривание; зрительное соотнесение (норма - с 6 лет обязательно).

Кубики-вкладыши (пробы, перебор вариантов, примеривание, зрительное соотнесение)

Почтовый ящик (с 3 лет): действие силой (допустимо в норме до 3,5 лет); перебор вариантов; пробы; примеривание; зрительное соотнесение (норма с 6 лет обязательно).

Парные картинки (с 2 лет; выбор по образцу из двух, четырех, шести картинок)

Конструирование:

1. Конструирование из строительного материала (по подражанию, по образцу, по представлению);

2. Складывание фигур из палочек (по подражанию, по образцу, по представлению).

Восприятие пространственных соотношений:

1. Ориентировка в сторонах собственного тела и зеркальное отображение;

2. Дифференцирование пространственных понятий (выше -ниже, дальше - ближе, справа - слева, впереди - сзади, в центре);

3. Целостный образ предмета (складывание разрезных картинок из 2-3-4-5-6 частей; разрез по вертикали, по горизонтали, по диагонали, ломаной линией);

4. Понимание и использование логико-грамматических конструкций (норма с 6 лет).

Временные представления: части суток (норма с 3 лет); времена года (норма с 4 лет); дни недели (норма с 5 лет); понимание и использование логико-грамматических конструкций (N с 6 лет).

Количественные представления: порядковый счет (устно и пересчет предметов); определение количества предметов; выделение нужного количества из множества; соотнесение предметов по количеству; понятия «много» - «мало», «больше» - «меньше», «поровну»; счетные операции.

Память:

1. Механическая память (в пределах возрастной нормы, снижена);

2. Опосредствованная (вербально-логическая) память (норма, снижена).

Мышление: уровень развития мышления; наглядно-действенное; наглядно-образное; элементы абстрактно-логического мышления.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: