Практикум по патопсихологии и психосоматике»
Практикум по работе с клиническими методиками»
1.Проведение психолого-педагогической диагностики личности ребенка, подростка и взрослого, с использованием клинических методик
2. Составить психологические заключения на пятерых респондентов (разновозрастных)
Ориентировочная схема составления психолого-педагогической характеристики ребенка дошкольного возраста
Ф. И. О. __________________возраст __________
Психологическое обследование
Контакт (речевой, жестовый, мимический):
в контакт не вступает; проявляет речевой негативизм; контакт формальный (чисто внешний); в контакт вступает не сразу, с большим трудом; не проявляет заинтересованности в контакте; контакт избирательный;
легко и быстро устанавливает контакт, проявляет в нем заинтересованность, охотно подчиняется.
Эмоционально-волевая сфера:
1. активен; пассивен; деятелен; инертен; бодрый; вялый; работает с удовольствием без подчинения;
2. неадекватное поведение; двигательная расторможенность; агрессивность; избалованность; колебания настроения; конфликтность; страхи.
Состояние слуха (норма, тугоухость, глухота).
Состояние зрения (норма, близорукость, дальнозоркость, косоглазие, атрофия зрительного нерва, слабовидение, слепота).
Моторика:
1. ведущая рука (правая, левая);
2. развитие манипулятивной функции рук: отсутствует хватание; резко ограничена (манипулировать не может, но есть хватание); ограничена; недостаточная мелкая моторика; сохранная;
3. согласованность действий рук: отсутствует;
4. тремор, гиперкинезы, нарушение координации движений.
Внимание (длительность сосредоточения, стойкость, переключение): ребенок плохо сосредоточивается, с трудом удерживает внимание на объекте (низкая концентрация и неустойчивость внимания); внимание недостаточно устойчивое, поверхностное; быстро истощается, требует переключения на другой вид деятельности; плохое переключение внимания; внимание достаточно устойчивое. Длительность сосредоточения и переключения внимания удовлетворительная.
|
Реакция на одобрение:
адекватная (радуется одобрению, ждет его);
неадекватная (на одобрение не реагирует, равнодушен к нему).
Реакция на замечание:
адекватная (исправляет поведение в соответствии с замечанием); адекватная (обижается); нет реакции на замечание; негативная реакция (делает назло).
Отношение к неудаче:
неудачу оценивает (замечает неправильность своих действий, исправляет ошибки); отсутствует оценка неудачи; негативная эмоциональная реакция на неудачу или собственную ошибку.
Работоспособность:
крайне низкая; снижена; достаточная.
Характер деятельности:
отсутствие мотивации к деятельности; работает формально; деятельность неустойчивая; деятельность устойчивая, работает с интересом.
Обучаемость, использование помощи (во время обследования): обучаемость отсутствует. Помощь не использует; нет переноса показанного способа действия на аналогичные задания; обучаемость низкая. Помощь использует недостаточно. Перенос знаний затруднен; ребенок обучаем. Использует помощь взрослого (переходит от более низкого способа выполнения заданий к более высокому). Осуществляет перенос полученного способа действия на аналогичное задание.
|
Уровень развития деятельности:
1. Проявление интереса к игрушкам, избирательность интереса.
Стойкость игрового интереса (длительно ли занимается одной игрушкой или переходит от одной к другой): интереса к игрушкам не проявляет (с игрушками никак не действует. В совместную игру со взрослыми не включается. Самостоятельной игры не организует; проявляет поверхностный, не очень стойкий интерес к игрушкам; проявляет стойкий избирательный интерес к игрушкам;
2. Адекватность употребления игрушек: совершает неадекватные действия с предметами (нелепые, не диктуемые логикой игры или качеством предмета действия); игрушки использует адекватно (использует предмет в соответствии с его назначением);
3. Характер действий с предметами-игрушками: неспецифические манипуляции (со всеми предметами действует одинаково, стереотипно - постукивает, тянет в рот, сосет, бросает); специфические манипуляции - учитывает только физические свойства предметов; предметные действия - использует предметы в соответствии с их функциональным назначением; процессуальные действия; цепочка игровых действий; игра с элементами сюжета; сюжетно-ролевая игра.
Запас общих представлений: низкий, ограничен; несколько снижен; соответствует возрасту.
Знание частей тела и лица (визуальная ориентация). Зрительное восприятие:
1. Восприятие цвета:
представление о цвете отсутствует; сличает цвета; различает цвета (выделяет по слову); узнает и называет основные цвета (норма в 3 года);
2. Восприятие величины: представление о величине отсутствует;
соотносит предметы по величине; дифференцирует предметы по величине (выделение по слову); называет величину (норма в 3 года);
|
3. Восприятие формы: нет представления о форме; соотносит предметы по форме; различает геометрические формы (выделяет по слову); называет (плоскостные и объемные) геометрические формы (норма в 3 года).
Складывание матрешки (трехсоставная - от 3 до 4 лет; четырех-составная - от 4 до 5 лет; шестисоставная - от 5 лет): действия неадекватные/адекватные; способы выполнения задания: действие силой; перебор вариантов; целенаправленные пробы (норма до 5 лет); примеривание; зрительное соотнесение (с 6 лет обязательно). Включение в ряд (шестисоставная матрешка - с 5 лет): действия неадекватные/адекватные; способы выполнения задания: без учета величины; целенаправленные пробы (норма до 6 лет); зрительное соотнесение (с 6 лет обязательно).
Складывание пирамидки (до 4 лет - 4 кольца; с 4 лет - 5-6 колец): действия неадекватные/адекватные; без учета величины колец; с учетом величины колец: пробы; примеривание; зрительное соотнесение (норма - с 6 лет обязательно).
Кубики-вкладыши (пробы, перебор вариантов, примеривание, зрительное соотнесение)
Почтовый ящик (с 3 лет): действие силой (допустимо в норме до 3,5 лет); перебор вариантов; пробы; примеривание; зрительное соотнесение (норма с 6 лет обязательно).
Парные картинки (с 2 лет; выбор по образцу из двух, четырех, шести картинок)
Конструирование:
1. Конструирование из строительного материала (по подражанию, по образцу, по представлению);
2. Складывание фигур из палочек (по подражанию, по образцу, по представлению).
Восприятие пространственных соотношений:
1. Ориентировка в сторонах собственного тела и зеркальное отображение;
2. Дифференцирование пространственных понятий (выше -ниже, дальше - ближе, справа - слева, впереди - сзади, в центре);
3. Целостный образ предмета (складывание разрезных картинок из 2-3-4-5-6 частей; разрез по вертикали, по горизонтали, по диагонали, ломаной линией);
4. Понимание и использование логико-грамматических конструкций (норма с 6 лет).
Временные представления: части суток (норма с 3 лет); времена года (норма с 4 лет); дни недели (норма с 5 лет); понимание и использование логико-грамматических конструкций (N с 6 лет).
Количественные представления: порядковый счет (устно и пересчет предметов); определение количества предметов; выделение нужного количества из множества; соотнесение предметов по количеству; понятия «много» - «мало», «больше» - «меньше», «поровну»; счетные операции.
Память:
1. Механическая память (в пределах возрастной нормы, снижена);
2. Опосредствованная (вербально-логическая) память (норма, снижена).
Мышление: уровень развития мышления; наглядно-действенное; наглядно-образное; элементы абстрактно-логического мышления.