Введение
Легенда, сложившаяся вокруг этой исторической личности, поражала воображение немецкого народа и сделала доктора Фауста его героем и любимцем. На образ наслаивались всевозможные суеверия и предания о чернокнижниках, свою роль сыграли средневековое богословие и демонология, в результате чего мы знаем Фауста как мага, астролога, продавшего душу дьяволу, но при этом еще и как плута и мошенника.
Актуальность данной работы заключается в том, Фауст являясь, одним из вечных образов в мировой литературе, остается загадочной персоной. Фауст «скитался по городам протестантской Германии в бурную эпоху Реформации и крестьянских войн» [10]. Кем же он был на самом деле - не установлено до сих пор.
Цель работы - проследить истоки возникновения первого литературного произведения о докторе Фаусте - народных книг. Для этого необходимо выполнить ряд задач: рассмотреть и сопоставить различные исторические упоминания об этой личности, а также проанализировать первую народную книгу о докторе Фаусте как отражение народных легенд и преданий.
Существует множество работ, посвященных истории возникновения образа Фауста, которые могут оказаться полезными в рассмотрении данного вопроса. Одно из крупнейших исследований, касающихся личности Фауста, принадлежит Жирмунскому В.М., который попытался осветить всю историю легенды о Фаусте, с первых упоминаний до произведения Гете. Также можно найти достаточно много статей, посвященных этой теме, например, «Житие и антижитие» Горбуновой А., «Краткая история доктора Фауста» Кузнецова П. Руигби Л., как и Жирмунский В.М., проводит свое исследование относительно вопроса о существовании человека с именем Иоганн Фауст. При рассмотрении данной темы могут оказаться интересными вступительные статьи к различным произведениям о докторе Фаусте, например, комментарий Вильмонта Н. к трагедии Гете И.В. «Фауст» или предисловие к роману Письменного М.А. «История о Фаусте и черте».
|
В первой части работы приведены исторические сведения и заметки о некоем докторе Фаусте, творившем немыслимые чудеса и способном кого угодно обвести вокруг пальца; во второй части рассмотрено отражение легенды в первой народной книге о докторе Фаусте.
Часть 1. Легенда о Фаусте
Возникновение легенды
Фауст - один из вечных образов в мировой литературе. Он возникает на почве народных книг о докторе Фаусте. Предполагается, что герой народных книг доктор Фауст - личность историческая. Жил Фауст в Германии XVI века, в бурную эпоху Реформации и крестьянских войн и был известен как странствующий маг, астролог и попросту шарлатан [10].
«Темны и глухи истоки немецкой народной легенды о докторе Фаусте. Вроде бы и есть дата его рождения - 1480 год, но где родился Фауст, никто точно не скажет. Звали его Иоганн, а может быть, и Георг, говорят, даже и не Фауст он был, а Цабель - по-латински Георгий Сабеликус. Если слово «фауст» перевести с немецкого языка, то будет «кулак», а если с латинского - «счастливый». Нужно пояснить, что в старое время в Германии, да и не только в Германии, латынь была языком грамоты и служения Богу, поэтому ученому мужу, священнику и горожанину - никому был не чужд звук латинского слова. Так что в произведении «Фауст» немецкому уху слышалась некая удачливость и везучесть и вместе с тем крепко сжатый простонародный кулак» [7, с.5].
|
Как пишет в предыстории к своей «Истории о Фаусте и черте» М. Письменный, настоящий Фауст был астрологом, умел составлять гороскопы и вызывать души умерших людей [7, с.5]. Тексты Платона и Аристотеля он не только умел толковать, но и твердил наизусть, чем приводил всех в ужас - не иначе, как дьявольская подсказка!
Если при жизни Фауста существовали лишь слухи о его способностях, то после смерти о нем стали сочинять все, что только в голову взбредет. И не понятно, наложили ли свой отпечаток легенды о чернокнижниках на настоящую историю жизни Фауста, или же наоборот, именно он стал причиной возникновений множества народных преданий. Однако, о том, что некий доктор Фауст действительно существовал, мы можем убедиться, изучив некоторые источники, относящиеся к XVI в., а именно - периоду жизни Фауста и несколько лет после его смерти.
Исторические свидетельства о докторе Фаусте
В.М. Жирмунский, исследуя вопрос возникновения легенды, изучает отрывки, взятые из некоторых документов, заметок и различной литературы XVI-XVII в. (перевод осуществил Акулянц С.А [9]). Во всех отрывках тем или иным образом упоминается человек с фамилией Фауст. «Человек, о котором ты мне пишешь, этот Георгий Сабелликус, имеющий дерзость называть себя главой некромантов, - бродяга, пустослов и мошенник. Его следовало бы высечь розгами, дабы впредь он не осмеливался публично учить нечестивым и враждебным святой церкви делам. (…) Так, он придумал себе подходящее на его взгляд звание: "Магистр Георгий Сабелликус, Фауст младший, кладезь некромантии, астролог, преуспевающий маг, хиромант, аэромант, пиромант и преуспевающий гидромант". В присутствии многих он хвастался таким знанием всех наук и такой памятью, что если бы все труды Платона и Аристотеля, и вся их философия были начисто забыты, то он по памяти полностью восстановил бы их и даже в более изящном виде. После этого, когда я находился в Шпейере, он явился в Вюрцбург, где не менее самонадеянно говорил в большом собрании, что ничего достойного удивления в чудесах Христовых нет и что он сам берется в любое время и сколько угодно раз совершить все то, что совершал Спаситель», − пишет о Фаусте Аббат Тритемий в 1507 г. Не он один отрицательно отзывается о Фаусте: «Восемь дней тому назад в Эрфурт прибыл некий хиромант по имени Георгий Фауст, истинный хвастун и глупец. Искусство его, как и всех прочих прорицателей, дело пустое, и такая физиогномика легковеснее, чем мыльный пузырь. Невежды восторгаются им», − заявляет Муциан Руф, 1513 г. Осуждается не только сам Фауст, но и «искусство», которым он занимался. Так, например, Филипп Камерариус в 1602 г. пишет: «Доныне еще известно нам, что среди шарлатанов и магов большую славу стяжал своими необычайными проделками и бесовскими чарами Иоганн Фауст из Кундлингена, который изучил магию в Кракове, где ее раньше публично преподавали. (…) Фауст был найден мертвым в одной деревне Вюртембергского княжества, на полу около своей постели, лицом вниз. А накануне в полночь дом этот зашатался. (...) Доводилось мне слыхать от людей, хорошо знавших этого обманщика, что был он великим мастером магического искусства (если, конечно, почитать магию за искусство, а не за суетнейшее дело, достойное посмеяния)» [9].
|
Также можно встретить краткое описание жизни Фауста, или же отдельных событий: «Был еще один знаменитый и отчаянный человек. Несколько лет тому назад он странствовал по всем землям, княжествам и королевствам, похваляясь своим великим искусством не только во врачевании, но и в хиромантии, нигромантии, физиогномике, в гадании на кристалле и в прочих таких вещах. Он не отрицал, а открыто заявлял, что имя его Фауст и, расписываясь, прибавлял - "философ философов". Однако нередко мне жаловались на его мошенничества, и таких людей было множество. Он хорошо умел получать или, точнее, выманивать деньги, а затем удирать, так что только и видели, говорят, как его пятки сверкали», - пишет в 1539 г. Филипп Бегарди. "Ниромантия" здесь используется вместо "некромантия" («некромантия - греческое слово, означающее прорицание с помощью умерших (от греч. nekros - "смерть"), было переосмыслено в средние века как нигромантия (от лат. niger - "черный"), т.е. "черная магия"» [9]). В 1563 г. Иоганн Манлиус (со слов Филиппа Меланхтона) рассказывает: «Знавал я человека по имени Фауст, из Кундлинга. В бытность свою студентом в Кракове он изучил магию, которой там прежде усердно занимались и о которой публично читали лекции. Он много странствовал по свету и всюду разглагольствовал о тайных науках. Приехав в Венецию и желая поразить людей невиданным зрелищем, он объявил, что взлетит в небо. Стараниями дьявола он поднялся в воздух, но столь стремительно низвергся на землю, что едва не испустил дух, однако остался жив. Последний день своей жизни этот Иоганнес Фауст провел в одной деревушке княжества Вюртембергского, погруженный в печальные думы. Хозяин спросил о причине такой печали. В ответ он сказал: "Не пугайся нынче ночью". Ровно в полночь дом закачался. Заметив на следующее утро, что Фауст не выходит из отведенной ему комнаты, и подождав до полудня, хозяин собрал людей и отважился войти к гостю. Он нашел его лежащим на полу ничком около постели; так умертвил его дьявол. При жизни его сопровождал пес, под личиной которого скрывался дьявол.». «Этот Фауст за свою жизнь совершил так много чудесных дел, что их хватило бы на сочинение целого трактата, но в конце концов нечистый все же удушил его во владении Штауфен, в Брейсгау», − указано в Циммерской хронике (около 1565 г.). «Иоганнес Фауст, родом из городка Кундлинг, научился магии в Кракове, где ее в то время преподавали открыто, и незадолго до 1540 года лживым и обманным образом практиковал ее в разных местностях Германии, вызывая восхищение многих, хотя на самом деле его искусство представляло собой только пустую похвальбу и вздорные посулы. (…) Его нашли мертвым в одной деревне Вюртембергского княжества, лежащим около постели со свернутой головой. Говорят, что накануне в полночь дом этот вдруг зашатался», − пишет Иоганн Вирус в 1568 г. Похожую историю рассказывает Андреас Хондорф в 1568 г.: «чернокнижником был и Иоганн Фауст, который натворил много пакостных дел своей черной магией и т. п. Он всегда держал при себе собаку. Это был дьявол. В Виттенберге его схватили бы по приказу курфюрста, если бы он не скрылся вовремя. (…) А возмездие ему было такое. Когда пришел его срок, он заехал на постоялый двор в одной деревне Вюртемберге. Когда хозяин спросил его, отчего он такой печальный, он ответил: "Этой ночью ты услышишь страшный грохот, и дом твой заходит ходуном, но ты ничего не бойся". Наутро его нашли мертвым в постели, а шея у него была свернута». Леонгарт Турнейсен в 1583 г. пишет о способностях Фауста: «Следующими по рангу являются те маги, которые понимают кое-что в философии, как например доктор Фауст, и могут (по их словам) силой своего колдовского искусства превратить все, что человек держит в руках, в нечто иное, а также доставить в назначенный час и в условленное место любое известное лицо, как бы далеко оно ни находилось, да и сами они могут мгновенно переноситься, куда им только заблагорассудится. Могут они, кроме того, так рассказать все, что говорилось о них в их отсутствие, как если бы они сами присутствовали при разговоре и слышали его, и еще они могут, подобно волхвам фараоновым превращать и изменять все, что угодно». И.-Я. Веккер (1582 г.), по-видимому, приводит Фауста в пример: «Фауст, например, сковал раскрытые рты пьяных и неистово орущих крестьян так, что они застыли в молчании». Достаточно подробно жизнь Фауста в 1579 г. описывает Августин Лерхеймер: «В действительности Фауст родился в местечке Книтлинг, что лежит в Вюртембергской земле на границе Пфальца. Одно время при Франце фон Зиккингене он был школьным учителем под Крейценахом. Оттуда ему пришлось бежать из-за того, что он предавался содомии. После этого он разъезжал со своим дьяволом по разным странам, изучал чернокнижие в Краковском университете, приехал однажды и в Виттенберг, там его некоторое время терпели, пока он не распоясался настолько, что его собрались посадить в тюрьму, но тут он удрал. Ни дома, ни двора у него никогда не бывало, жил он как бездомный бродяга, пьянствовал и чревоугодничал, выманивая деньги своими мошенническими фокусами. (…) Удушил его дьявол в Вюртембергской земле, а вовсе не в Виттенбергской деревне Кимлих, ибо деревни под этим названием нигде нет. В вышеупомянутую вюртембергскую деревню он приехал под вечер в какой-то праздник. Был он удручен и совсем болен, ибо пришел уже час, назначенный ему дьяволом в договоре. Видит он, что на постоялом дворе шумят пирующие крестьяне, просит поэтому хозяина отвести ему отдельную каморку. Крестьяне же кричат все сильней, и просит тогда Фауст, чтобы они уважили его, как больного, и были потише. А они давай шуметь еще пуще. Тогда Фауст в последний раз применил свои чары и всем им так раздвинул челюсти, что они сидят и пялят глаза друг на друга, а слова вымолвить никто из них не может. Знаками указывают на комнату постояльца, чтобы хозяин попросил его снова закрыть им рты. Фауст соглашается при условии, что они впредь шуметь не будут. После этого они поспешно уходят. В полночь хозяин услыхал грохот в комнате постояльца, а наутро он увидел, что у Фауста шея свернута, а голова свисает с кровати. Именно в этой деревне и в точности так погиб Фауст, а вовсе не под Виттенбергом.». «Иоганнес Фаустус из Кюндинга, которого следовало бы скорее называть Infaustus (лат. − несчастный). Он научился искусству своему в Кракове и был весьма большим негодником, и в свои дни совершил он немало чудес и пострадал бы не раз за свое распутство, если бы не спасался до времени с помощью своего господина, пока не наступил ему положенный срок. (…) Почти то же самое случилось и с Иоганном Фаустом, когда он, находясь в Венеции, собрался лететь без крыльев. Его хозяин поднял его в воздух и сбросил вниз так, что он сломал ногу, но так как он еще не отслужил своего срока, то он не погиб, а с позором бежал и в конце концов умер ночью на постоялом дворе в Вюрцбургской земле оттого, что дьявол свернул ему шею», − пишет в 1587 г. Самуил Мейгериус [9].
Тем не менее можно встретить записи и совсем другого типа - сведения, имеющие деловой характер: «Годовой отчет камермейстера Ганса Мюллера от Вальпургиева дня года 1520 тысяча пятьсот девятнадцатого до следующего Вальпургиева дня года тысяча пятьсот двадцатого: Назначено и пожаловано философу доктору Фаусту 10 гульденов за составление гороскопа или предсказания судьбы милостивому моему господину. Уплачено в воскресенье после Схоластики по распоряжению его преосвященства», − указано в приходо-расходной книге епископа Бамбергского (1520 г.), при этом следует указать, что гонорар в 10 гульденов представлял по тому времени весьма значительную сумму. В протоколе о высылках из Ингольштадта 1528 г. сказано: «Сегодня в среду после Вита, 1528. Предписать прорицателю, чтобы он покинул город и искал себе пропитание в другом месте. (…) Приказано некоему человеку, называвшему себя доктором Георгом Фаустом из Гейдельберга, искать себе пропитания в другом месте и взято с него обещание властям за этот приказ не мстить и никаких неприятностей им не учинять» [9].
Проанализировав эти заметки, можно выделить некоторые особенности и повторяющиеся сюжеты:
· Существуют расхождения в имени личности
. Георгий Фауст
. Георгий Сабелликус, Фауст младший
. Иоганнес Фауст
. Иоганн Фауст
· Разные варианты места рождения личности
. Гейдельберг
. Кундлинг
. Кюндинг
. Книтлинг
. Кундлингена
· Магии обучался в Кракове
· Маг-чернокнижник
· Фауст - шарлатан и обманщик, а не маг
· Часто появлялся в сопровождении пса, а точнее дьявола/демона, принявшего обличье пса
· Существовал некий договор между Фаустом и дьяволом
· По истечении срока договора Фауст был задушен дьяволом
В своих исследованиях о личности Фауста историк и социолог Л. Руигби, занимающийся также вопросами колдовства, говорит о 15 обнаруженных им ссылок, где упоминалось место рождения Фауста. «Восемь авторов называли Кундлинг (или похожее название), один упоминал «Гельмштет», другой приводил название Helmitheus Hedelbergensis, ещё один упоминал Гейдельберг» [11].
Также Руигби рассуждает об имени этой персоны: «Если Георгиус в самом деле хотел латинизировать немецкую фамилию Фауст (что означает «кулак»), он не ограничился бы простым добавлением суффикса, и в переводе его фамилия звучала бы как pugnus (что также означает «кулак», только на латыни). Высказывалось также предположение, что Фаустус - это указание на Книтлинген (один из городов, претендующих считаться местом его рождения). Название «Книтлинген» происходит от немецкого Knittel (Kn"uttel, современное Kn"uppel), то есть от слова «дубина», звучащего на латыни как fustis - и от которого, возможно, произошла фамилия Фаустус. Хотя, если так рассуждать, была бы куда уместнее фамилия Фустис» [11].
Таким образом, Фауст, каким бы ни было его настоящее имя, еще при жизни заработал довольно неоднозначную репутацию. Люди говорят о нем, как о мошеннике, обманщике и хитреце, однако большинство из них при этом приписывают ему владение черной магией. Возможно, Фауст и обладал выдающимися способностями, которыми приводил в замешательство и ужас простое население, но было ли это действительно колдовство?
Судя по многочисленным упоминаниям, Фауст имел университетское образование. Вспомним особенности развития науки и общества, современного Фаусту. «Универсальные умы эпохи Возрождения, ученые и философы, при всем своем относительном свободомыслии лишь в редких случаях приближались к последовательному материализму и атеизму, меньше всего в отсталой в экономическом и культурном отношении Германии XVI века, где гуманистическое движение было тесно связано с богословской критикой, положившей начало реформации», - пишет В.М. Жирмунский [9]. Даже самые передовые среди гуманистов обычно вынуждены были скрывать свое философское вольномыслие ради личной безопасности, в особенности с середины XVI века, когда ожесточенная религиозно-политическая борьба, связанная с успехами реформации, вызвала суровые преследования "вероотступников". Однако большинство ученых и мыслителей эпохи Возрождения были сторонниками пантеистических натурфилософских доктрин, более или менее приспособлявшихся к господствующему церковному учению. Они рассматривали вселенную как живое, органическое целое, "макрокосм", и верили в наличие в природе духовных сил, управляющих явлениями материального мира, сил, которые человек может подчинить своему разуму и своей власти [9].
Эти идеи вполне соответствовали уровню науки того времени: химия еще не отделилась от алхимии, астрономия от астрологии, медицина от эмпирического знахарства и лечения заклинаниями. Свободомыслие нередко сочеталось с суевериями. Черной магии противопоставлялась магия "естественная" ("натуральная"), задачи которой были: делать золото, лечить от всех болезней, создать "эликсир жизни" или "философский камень". Искание истины, бескорыстная жажда знаний нередко переплетались с корыстными, земными целями: иметь успех, почет, богатство и славу, которые могли дать искусному магу - астрологу, алхимику или медику - его знатные покровители и адепты [9].
«В суеверных представлениях людей XVI века, в особенности в Германии, ученые такого типа обычно получали славу чернокнижников. Их универсальные знания, их занятия натурфилософией, астрологией и алхимией, их успехи и слава приписывались, как и прежде, содействию демонических сил, "договору с дьяволом", о них слагались те же демонологические легенды, как и об их предшественниках, средневековых ученых-магах» [9]. Фауст относился именно к тем ученым, о которых говорит Жирмунский. Нет ничего удивительного в том, что он заработал славу чернокнижника и даже подлинного «исчадия ада» [5].