Последующие издания народной книги




 

Книга, напечатанная в 1587 г. И. Шписом, не была единственной народной книгой о докторе Фаусте. Первое издание И. Шписа 1587 года [A], перепечатывалось в разных издательских центрах Германии 4 раза. В 1588 году вышло переиздание, сделанное самим И. Шписом. Однако еще в 1587 году под именем И. Шписа появилось новое издание книги [B], содержащее 8 дополнительных глав (всего 76), с новыми приключениями, заимствованными из разных источников. Прочие главы кое-где переставлены и подправлены. Третье издание И. Шписа 1589 года, "заново пересмотренное и расширенное многими добавлениями" [C], содержит по сравнению с первым 5 новых глав (всего 73), но без добавочных глав издания [В]. Издание [С] перепечатывалось различными книгопродавцами еще 4 раза. Наконец в 1590 году И. Шпис выпустил еще одно издание [D], составленное из отрывков текстов [А] и [С], которое также было повторено еще три раза. Весьма вероятно, что существовали и другие перепечатки, которые до нас не дошли [9].

Книга о Фаусте имела широкий международный успех. Вскоре последовал ряд переводов на другие языки, в основе которых лежат различные печатные редакции, сперва самого И. Шписа, а в XVII-XVIII веках - его продолжателей [9].

В 1598 году книга И. Шписа переведена была на французский язык Виктором Кайе. В 1617 году появился чешский перевод Кархезиуса. К более позднему времени относятся переводы польский (без года), шведский (1674), датский (1689) и ряд других» [9].

В 1599 году вышла "История Фауста" Георга Рудольфа Видмана. Книга Видмана состоит из 93 глав и содержит ряд новых эпизодов, взятых из других источников; к тому же в ней чрезвычайно расширен религиозно-моральный комментарий, выделенный после каждой главы в особый раздел под заглавием "Напоминание". "Напоминания" Видмана, кроме проповеди христианского благочестия, содержат довольно много примеров и параллелей к соответствующим эпизодам, интересных для современного исследователя как материал по "демонологии" XVI века. Образ Фауста у Видмана снижается, черты "титанизма", присущие эпохе Возрождения, заслоняются благочестивым суеверием составителя [9].

В 1674 году книга о Фаусте появилась в обработке нюрнбергского врача И. Н. Пфитцера, которая переиздавалась 6 раз (в последний раз в 1726 году). Редакция Пфитцера является дальнейшим отходом от ренессансных традиций, еще наличествовавших у И. Шписа. Пфитцер снижает образ Фауста; в то же время он сокращает Видмана, в особенности в части ученых "диспутов" и "путешествий", умножая, однако, его религиозно-моральные примечания [9].

Автор последней обработки народной книги о Фаусте скрылся под псевдонимом "Верующий христианин". Она вышла в свет в Франкфурте и Лейпциге в 1725 году и представляет сильно сокращенный, сухой пересказ Пфитцера. Длинные поучительные богословско-моральные отступления предшествующих авторов составитель выбрасывает, сохраняя, однако, морализующую тенденцию и критикуя чудесные происшествия народной легенды. Тем не менее эта последняя редакция народной книги о Фаусте выдержала около 10 переизданий, из которых последнее датированное вышло в свет в 1797 году. Его издатель извиняется перед просвещенным читателем за содержание книги, которое представляется ему устарелым: "В наш просвещенный век ни один разумный человек уже не верит в чародеев и в колдовские заклинания, в особенности потому, что колдунов и колдуний теперь уже не сжигают, а те фокусы, которые ранее считались волшебством, в настоящее время объясняют естественными причинами... Для нас эти обманы и вымыслы не имеют никакой цены, разве только, что они помогут нам развлечься в часы досуга, если мы не знаем, как заполнить их чем-нибудь лучшим"» [9].

 

Заключение

 

Легенда о Фаусте сыграла большую роль в мировой литературе. Множество великих писателей обращались к загадочному образу всемирно известного чернокнижника, который не перестает удивлять и будоражить воображение читателя и в наше время. Но, несмотря на такой интерес к этой личности, точная биография Фауста до сих пор остается неизвестной.

Первый литературный источник, посвященный невероятной истории жизни Фауста - народная книга «История о докторе Иоганне Фаусте…». В ней описана биография таинственного доктора, но нельзя утверждать, достоверна эта информация или нет. В первой части данной работы нами были изучены реальные свидетельства жизни Фауста, которые нашли отражение в первой народной книге о докторе Фаусте.

Во второй части работы были рассмотрены цели, с которыми была написана первая книга, какой она носила характер и какое имела влияние на читателя. И. Шпис пытался предупредить читателя о том, к чему ведет отказ от христианской веры. Однако же ему не удалось лишить Фауста популярности среди простого народа, который «восхищался победами Фауста над строптивой природой» [10].

Стоит добавить, что рассмотренные нами исторические заметки - это далеко не все записи, встречающиеся в документах и литературе XVI в. Кроме того, как мы выяснили в ходе работы, нельзя быть уверенным в их правдивости, ведь легенда начала складываться вокруг личности Фауста еще при его жизни.

Величайшее произведение, в котором нашла отражение легенда о докторе Фаусте, − трагедия Гете И.В. «Фауст». Но, как пишет Кузнецов П., если «народный» Фауст - это «не только маг, злодей и чернокнижник, но и Дон Жуан, барон Мюнхгаузен и сверхчеловек одновременно», то Фауст Гете − разочарованный герой эпохи Просвещения и одновременно романтик, переживающий глубокий кризис», это «раздробленное и разочарованное существо, которое только и делает, что проклинает «книжную мудрость», бессмысленность знания, тщету человеческого ума» [5, с.225]. Считается, что многие взгляды на науку и мир в целом, а также черты характера нового доктора Фауста некоторой степени принадлежат Гете И.В. Именно благодаря его трагедии образ доктора Фауста стал вечным.

Трагедия занимает особое место в творчестве великого поэта, в ней - идейный итог всей его творческой деятельности. Как пишет Вильмонт Н., «Фауст» − «поэтическая и философская энциклопедия духовной культуры кануна первой буржуазной революции» [1, с. 33].

 

 

Список использованной литературы

 

1. Вильмонт Н. Гете и его Фауст. // Гете И.В. Фауст. Вступ. ст. Вильмонт Н. М.: Гослитиздат, 1960. - 620 с.

2. Горбунова А. Житие и антижитие. // Вопросы литературы. - 2006 - №3. - С. 196 - 221.

. Жирмунский В.М. Очерки по истории классической немецкой литературы. Ленинград: Художественная литература, 1972. - 495 с.

. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение: Учеб. Для филол. спец. вузов/ М.П. Алексеев, В. Жирмунский, С.С. Мокульский, А.А Смирнов; Предисл. Н.А. Жирмунской и З.И. Плавскина. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 1987. - 415 с.

. Кузнецов П. Краткая история доктора Фауста. // Звезда. - 2013 - № 8. - С. 223-235.

. Маркс К. и Энгельс Ф. Из ранних произведений. М.: Государственное издательство политической литературы, 1956. - 690 с.

. Письменный М.А. История о Фаусте и черте. По легендам средневековья и трагедии И.В. Гете «Фауст». Худ. Е. Гритчин, Л. Огрызко. - М., Дет. лит., 1996. - 400 с.

. Черненко И.А. Бес забавляющийся, или игры, в которые играет Мефистофель. // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. − 2007. - N 1/2. - С. 66 - 79.

. Легенда о докторе Фаусте / Под ред. Жирмунского В. М. / Серия «Литературные памятники». М.: «Наука», 1978 [эл. ресурс www.lib.ru].

. Пуришев Б. (сост. и ред.) Немецкие шванки и народные книги XVI века. М.: Художественная литература. Сер. Литература эпохи Возрождения, 1990 [эл. ресурс https://www.rulit.net/books].

. Руигби Л. Фауст / Пер. с англ. Д.Кунташова. - М.: Вече, 2012. - 416 с., ил. - (Великие исторические персоны) [эл. ресурс www.e-reading.ws].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: