Осуществляется в ходе разработки тактического плана пожаротушения, а навык закрепляется в период отработки оперативных планов и карточек.
В период составления оперативных планов и карточек мысленно «проигрываются» возможные оптимальные решения на боевые действия в зависимости от предполагаемых очагов возникновения пожара.
Непосредственная психологическая подготовка
Непосредственная психологическая подготовка пожарных направлена на подготовку к конкретной деятельности — тренировочному занятию, соревнованию, выполнению боевой задачи на пожаре. Она предусматривает:
1) осознание особенностей и условий будущей деятельности;
2) осознание задач, которые предстоит решить в данной деятельности;
3) формирование уверенности в своих силах и готовности к волевым напряжениям в специфических условиях деятельности;
4) снятие излишнего нервно-психического напряжения перед работой и обеспечение состояния «боевая готовность»;
5) организацию своего поведения в трудной обстановке;
6) мобилизацию физических и духовных сил на выполнение поставленной задачи.
Непосредственная психологическая подготовка базируется на общей психологической подготовке и может осуществляться только на ее основе.
Непосредственную психологическую подготовку пожарных, связаную с предстоящей работой на пожаре и в период его тушения можно разделить на два этапа:
первый — с момента объявления сигнала тревоги и следования к месту пожара (вызова);
второй — в процессе боевой работы на пожаре.
На первом этапе непосредственной психологической подготовки пожарных
1- уточнение информации об объекте, где возник пожар: адреса, пути следования, пожарно-тактическая характеристика объекта (этажность, строительные конструкции, система водоснабжения, пожарная опасность технологического процесса и т. д.).
2- сосредоточить внимание на предстоящих боевых действиях, полностью отвлечься от навязчивых мыслей и переживаний, от разнообразных посторонних раздражителей
3- психологически настроиться с помощью идеомоторных актов, т. е. мысленно «проигрывать» действия, которые придется совершить на пожаре (проведение разведки, тушение и ликвида-ция пожара).
4- отвлечение пожарных от навязчивых мыслей о предстоящей опасности («боюсь огня», «вдруг взрыв», «погибну» и т. д.), так как этим предупреждается неблагоприятное психическое состояние перед боевыми действиями.
Один из приемов, которым может воспользоваться начальник караула (начальник части), — помочь пожарному вспомнить самый яркий эпизод, связанный с успешным выполнением боевого задания, удачным тактическим приемом и т. д. Вызванные таким образом приятные воспоминания только отвлекают от навязчивых мыслей о возможных трудностях, но и повышают настроение, вызывают желание выполнить боевую задачу еще лучше, вселяют уверенность в свои силы, повышают волевую активность.
На втором этапе непосредственной психологической подготовки пожарных:
- приемы саморегуляции эмоционального состояния, которыми пожарные должны заранее овладеть;
- внушение, сделанное командиром (начальником). Внушение, сделанное пожарному перед выполнением боевой задачи на пожаре спокойным, уверенным голосом в благожелательном тоне, не только снимает у него излишнее нервно-психическое напряжение, но и повышает уверенность, вселяет надежду на успех, равно как и приказ, распоряжение, данное твердым властным голосом, мобилизует пожарного.
- недопустима подача советов, приказов, распоряжений чрезмерно громким, раздражительным голосом, переходящим в пронзительные крики. Для эффективности педагогического внушения командира (начальника) большое значение имеют высокая служебная культура, авторитет, профессиональная интуиция, известная доля артистизма, умение сдерживать внешнее проявление своих переживаний и чувств.
Т.о., непосредственная психологическая подготовка личного состава пожарных подразделений имеет свои особенности и определяется:
- конкретными условиями тушения пожара (на высоте, при выделении аварийно химических опасных веществ, при сильном ветре и т. д.),
- пожарно-тактической характеристикой объекта (здания с массовым пребыванием людей, склады химикатов или взрывчатых веществ, предприятия нефтехимии и т. д.),
- индивидуально-психологическими особенностями пожарного, командира, уровнем профессионального мастерства, возрастом.