Расхождение целей экономической политики




Первое. В течение ХГХ-ХХ вв. цели экономической деятельности прошли путь долгой и сложной переориентации с прибыли на экономический баланс воспроизводства активов.

До середины ХIХ в. классическая теория предприятия признавала единственную его цель: максимизацию прибыли. В 1838 г. французский экономист А. Курно изложил задачу максимизации прибыли для условий монополии. Затем англосаксонские экономисты расширили применение этой теории на условия совершенной и несовершенной конкуренции.

Активы — основной и финансовый капиталы, интеллектуальные, трудовые и иные ресурсы, то есть это своеобразный "склад", из которого берутся ресурсы для экономической деятельности.

Эксплуатация активов — результат производственной деятельности без учета остаточного состояния ресурсной базы для дальнейшей хозяйственной деятельности (отлитые тонны, пробуренные километры, построенные квадратные метры).

Впоследствии многие экономисты пришли к мнению, что цель предприятия заключается, скорее, в обеспечении прибыли "нормального уровня". Появились также новые формулировки, ориентированные на максимизацию какой-либо переменной величины, — такие, например, как достижение достаточной нормы прибыли, позволяющей руководящему составу сохранять финансовый контроль над предприятием (Э. Г. Пенроуз), или максимизация обращения при условии обеспечения минимальной прибыли (В. Ж. Бомоль). Во второй половине XX в. обозначилась и ориентация на максимизацию стоимости предприятия.

Надо подчеркнуть, что все названные формулировки ориентировались, прежде всего, на интересы бизнеса, но не отвечали общественным целям экономики.

Приблизительно с начала 60—70-х годов XX в. (периода распада колониальной системы и демонтажа Бреттон-Вудской кредитно-финансовой системы) в США, а затем и в других развитых странах мира можно отметить появление новых экономических ориентиров - на рост чистых национальных активов (нетто-активов) экономики.

Второе. Жесткие изменения тех лет в рыночной среде и в условиях торговли потребовали создания международных правил учета и отчетности. Появление первой стандартизированной СНС ООН в 1968 г. не случайно. Это было время, когда интересы трансграничного капитала, ориентированные на продвижение принципов свободной торговли и кредитования, сталкивались с реалиями защиты со стороны ведущих стран мира своих национальных интересов. Естественно, что эти правила нацеливались на сохранение ориентиров на либерализацию международной торговли через индикаторы ВВП, и в первую очередь — на контроль над ликвидностью обязательств стран-должников перед кредиторами в мировой системе коллективного долга (МСКД).

Контроль над динамикой ВВП стран - участниц МСКД, установленный благодаря стандартизированной СНС, позволил создать ориентиры для размещения трансграничных кредитов. Дело в том, что вследствие кризисов 70-х годов появились гигантские объемы трансграничного капитала, не связанного с национальной территорией, которые способны вызывать валютные, фондовые и ценовые деформации на мировом рынке и накапливать прибыли в одной стране, а убытки - в другой. Поэтому создание международной СНС было исключительно важным для стран-кредиторов. Но такая система не давала развивающимся странам возможности объективно оценивать свои нетто-активы и собственные позиции в мировой финансовой системе.

При этом страны-кредиторы сохранили у себя и собственные СНС, ориентированные на показатели финансовых балансов своих национальных экономик. С этого времени идеология экономической, налоговой, бюджетной и денежно-кредитной политики ведущих стран мира однозначно переориентировалась с роста прибавочной стоимости на повышение стоимости и качества национальных активов.

Третье. К сожалению, этот исторический поворот советская экономическая наука обошла вниманием. В указанный период экономика СССР "работала" в "закрытом" режиме. Она прочно ориентировалась на марксистскую теорию прибавочной стоимости и нацеливалась на валовые ориентиры роста производительности труда и прибыли. Права собственности на активы экономики были изъяты из общего оборота, поскольку собственник был один — в лице государства. Цены товаропроизводителей тоже регулировались государством. Все это должно было служить экономической безопасности страны, защищая балансы экономики от отрицательных курсовых, инфляционных и других влияний извне. Но искусственная природа экономической среды, в свою очередь, создавала искусственный характер ее экономической безопасности и устойчивости. Состояние активов экономики - их количество, качество, соответствие техническому прогрессу — не отвечали задачам, стоящим перед ней.

На микроуровне задача экономики заключается в удовлетворении жизненных потребностей человека и воспроизводстве ресурсов, необходимых для жизнеобеспечения, — взамен активов, утилизированных в процессе потребления. Это объективный базовый уровень, от которого происходит само содержание термина "экономика", обозначающего науку о ведении домашнего хозяйства.

На макроуровне экономика призвана обеспечивать устойчивость мировой кредитно-финансовой системы, формируемой трансграничным взаимодействием национальных балансовых систем. В таком взаимодействии, наряду с финансовыми потоками в качестве денежного обеспечения и средства обмена, участвуют активы (ресурсы) экономики, сформированные овеществленным трудом человека. Основой для непрерывного цикла использования и воспроизводства ресурсов служит экономический баланс их утилизации и амортизации в процессе жизнедеятельности людей.

В силу "исторического наследия" советская и украинская экономические традиции никогда не ориентировались на экономический баланс утилизации и воспроизводства нетто-активов. Амортизация активов рассматривалась как достаточная, но не необходимая экономическая категория, регулирование которой было подчинено достижению максимального объема облагаемой налогом прибыли. Государство под свои бюджетные интересы создавало искусственный объем прибыли, всячески занижая нормы затрат на амортизацию основного капитала. В итоге прибыль формировалась за счет сдерживания амортизации основного капитала с целью формирования доходов бюджета. Дефицит амортизации основного капитала и, как следствие, инвестиционных ресурсов при интенсивном технологическом соревновании с развитыми странами (в сфере освоения космоса и гонки вооружений) все время увеличивался, что держало национальную экономику в состоянии постоянного инвестиционного голода. Централизованные капитальные вложения частично компенсировали дефицит воспроизводства ресурсной базы экономики, но их было недостаточно. Так, в 70—80-е годы в Украине коэффициент ввода новых основных фондов снизился с 9,8% до 4,3%, а коэффициент ликвидации устаревших — с 2,5% до 1,5%; средний срок эксплуатации основных средств производства увеличился с 37 до 43 лет, а их физический и моральный износ достиг критической отметки. Но общие макроэкономические показатели были неплохими: инфляция низкая, дефицит бюджета небольшой, уровень сбережений и инвестиций высокий, внутреннего долга практически нет, а внешний имеет достаточную ликвидность. До конца 80-х годов советские долга продавались на вторичном рынке по цене 100% номинала, что говорило об очень устойчивой репутации национальной экономики на то время. Но традиционная ориентация экономики Украины на валовые показатели текущего экономического цикла не позволила заметить те трансформации, которые наблюдались и наблюдаются в структуре и в стоимости национальных активов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: