Рассматривание предмета(иллюстрации)




- На какую геометрическую фигуру похожа нижняя часть крынки? На какую геометрическую фигуру похожа верхняя часть крынки? Дети обводят руками в воздухе силуэт крынки.

- Одинаковые ли левая и правая половинки крынки?(да). Воспитатель закрывает половину предмета листом бумаги.

- Как называются такие предметы?(симметричные)

- Каким способом мы вырезаем такие предметы?(из бумаги,сложенной пополам)

 

 

9. Конспект одной из форм работы

Сегодня мы познакомимся с новым видом изделия, как Скопинская керамика. Но перед этим мы отправимся путешествие в Страну Гончарию – так любовно называют небольшой город Скопин в Рязанской области. Этот город издавна славился гончарными изделиями. И полагают, что название промысла связано с птицей Скопой, которая водится в здешних болотах.

Традиции древнего гончарного промысла отразились в произведениях скопинских мастеров.

Ребята, посмотрите на доску и обратите внимание на каждое изделие.

Мастера делали кувшины, кумганы, квасники, украшенные диковинными зверями и птицами.

Каждая часть изделия создается отдельно и тщательно прорабатывается. Готовые фигуры покрываются цветными поливами разнообразных оттенков, что придает работам еще большую декоративность.

Ребята, откройте книгу на странице 86–87-й, и посмотрите на изображение Скопинской керамики

Что интересного вы увидили?

Ученик: Лев, кувшин “петушок”, подсвечник, квасник, декоративный сосуд.

Учитель: Какое отличие у этих изделий?

Ученик: Формой, цветом.

Учитель: Какими цветами покрыты эти изделия?

Ученик: Зеленой, коричневой

Учитель: Правильно. Скопинскую керамику отличает соединением скульптурных образов с формой сосудов. В произведениях поражает художественная фантазия, которая помогает создавать живые образы и выразительную пластику.

Народное восприятие мира, как единства природы человека, формы живой и формы предметной получило отражение и в скопинских сосудах.

Сказочный сосуд раскрывается чашечкой цветка или оборачивается, как в сказке, то зверем, то птицей, то рыбой. Разнообразные скульптурные изображения на месте ручек слиты с формой кувшина.

Ребята, кто подготовил дополнительную информацию о скопинской керамике? (Рассказы детей о скопинской керамике).

Музыкальная физминутка.

Учитель: Сегодня на уроке мы попробуем передать изображение скопинских мастеров через рисунок.

Но перед этим мы с вами вспомним правила безопасности работы с красками, кистью и карандашами.

На столах у вас лежат шаблоны изображения скопинской посуды. Какие цвета вы будете использовать в своей работе.

Ученик: Зеленую, коричневую.(ребята выполняют работы)

(В конце урока выставка работ)

 


10. СТАРЫЙ ГОНЧАР

Глины коричневый ком
Мастер кладёт на круг,
Вертит, «колдует» он,
Мочит водой, и вдруг
Словно из русской сказки
Чудный подняли кувшин,
На стенке его атласной
Вязью старинной «Скопин» –
Птица скопа жила
Здесь когда-то в лесах дремучих,
Оба ее крыла
У кувшина – как две ручки!..
На рукотворное диво
Пришел посмотреть народ,
А Мастер молчал горделиво,
С лица утирая пот…
Да-а, жизнь – интересная штука, –
Увидишь всего на веку!
Он знает «Секреты»?! А ну-ка,
Задам я вопрос старику:
– Скажи мне, какой же мудрец
Тебя волшебству научил?
– Лепили мой дед и отец,
А я глину им подносил!..

А. Крылов
Первый директор Скопинского
краеведческого музея

 

& 11.Литература для чтения детям о промысле:

М.Бурдейный «Искусство керамики», «Российская традиционная керамика»

Мусина Р.,Татьяна Г. «Гончарная сказка Скопина»

 

12. Ведущие мастера промысла:

Первое имя Скопинского гончара - Демка Киреев, сын Бердников.В 1991 году восьми ведущим мастерам было присвоено звание Лауреатов Государственной Премии России в области литературы и искусства: Пеленкину М., Насоновой Н., Рожко А., Полякову С., Линевой М., Курбатовой А., Головановой Т., Лощининой Т.

 


 
 

Г Ж Е Л Ь С К А Я К Е Р А М И К А

 

1. Место нахождения промысла: Гжелью называют обширный район под Москвой, объединяющий 27 деревень.

2. Материал первоосновы: ценные сорта глины, полуфаянс, фаянс.

3. Способы украшения, материалы: …………………………………………………………………………………………

4. Виды продукции: Посуда, сосуды, вазы, пасхальные яйца, подносы, чайники, матрёшки, игрушки, часы.

5. Цветовая гамма (закрасить)

Ф О Н   Р О С П И С Ь  

6. Композиционные элементы узоров (рисунки приложить): Дать названия:

Основными цветами являются:

белый, используемый для костяного фарфора; цветная майолика; оттенки кобальтового и ярко-синего цветов, начиная небесно-голубым и заканчивая насыщенным, темно-синим; глухой кобальт. Очень интересен процесс проявления характерного насыщенного цвета – во время работы он черно-белый, а синий и кобальтовый оттенки проявляются только при обжиге готового изделия при помощи высоких температур.

Современная тематика рисунка разделяется на 4 типа:

· сюжетный рисунок, включая времена года, пейзажи;

· орнаментальные – традиционные для гжели сетки-гребенки, усики, жемчужинки, капельки, шашечки и отводки;

· растительные рисунки – злаки, ягоды, цветы, бутоны, трава, ветви;

· животные (чаще всего это птицы).

7. Вид узора: удожниками в своих творениях сочетаются элементы иконописи, бытовые сценки, наблюдения над природой. Чаще всего встречаются природные мотивы, архитектура: растения, птицы или животные, изображения крестьянских домов, церквей или городских улиц.

8. Использование в начальной школе

þ Класс, учебная дисциплина 1.2.3.4 классы ИЗО

þ Формы работы рисование элементов росписи, бордюров, роспись акварелью композиции росписи.

 

@ 9. Конспект одной из форм работы приложить.

Практическое занятие по рисованию элементов росписи

Педагог предлагает детям найти на выставке изделия из гжели, затем спрашивает: как вы догадались, что это гжельские изделия? Какие цвета используются для росписи изделий художниками Гжели? Какие элементы гжельской росписи вы можете выделить?

Педагог рассказывает: «Роспись наносится на поверхность обожженного изделия свободной кистью. Узор всегда связывается с формой, подчёркивает её особенность и целостность. Основные мотивы росписи – травка, злаки, птицы, полевые и садовые цветы. Кистью художник работает легко, разный нажим на кисть даёт возможность оттенить синий цвет. Художник наносит рисунок сразу кистью, бед предварительной прорисовки карандашом».

Педагог показывает последовательность выполнения элементов гжельской росписи: точек, прямых линий, бордюров, капелек и роз. Показывает способ смешивания синей краски и белил для получения нужного оттенка; способ рисования прямых линий различной толщины. Педагог предлагает детям нарисовать в полосе орнамент из точек и прямых линий.

Педагог показывает способ рисования бордюра на гжельских изделиях из точек, дужек, прямых и волнистых линий. Предлагает нарисовать кистью бордюр для гжельской вазы.

Педагог показывает способ рисования капельки. Показывает, как с помощью капельки можно нарисовать листик, цветок, узор. Дети самостоятельно придумывают различные узоры с капелькой и продолжают украшать гжельскую вазу. В конце занятия педагог организовывает выставку работ.

Педагог показывает на гжельских изделиях розу и рассказывает: «Синяя роза – один из главных мотивов гжельской росписи. Мазок с тенями – это особый тональный мазок, в котором отчётливо виден переход от тёмного к светлому оттенку синего цвета. Очень важно для получения хорошего мазка правильное распределение краски по кисти – к краю её должно быть больше, а к середине меньше. Роспись самого цвета необходимо начинать с середины, затем наносятся два мазка слева и два мазка справа. При работе можно вращать лист бумаги так, чтобы удобно было наносить мазки.

Педагог показывает детям особенности рисования мазка с тенями и способ рисования кистью гжельской розы. После этого предлагает детям нарисовать сначала мазок с тенями, а затем – гжельскую розу. Гжельские цветы, изображённые детьми, помещают в нарисованную гжельскую вазу.

 

10. Игровые упражнения «Узнай элементы узора», «Собери целое», Собери пазлы «Гжель», «Лото», «Найди пару».

11. Сочините сказку, рассказ, стихотворение о керамике Косова (приложить).

Здесь рисуют девицы

Белые картинки,

Голубой узор на них,

Словно паутинка.

Эти синие цветы

Мы в узоры заплели.

Синих красок карусель

Называют всюду Гжель!

 

& 12.Литература для чтения детям о промысле:

М.Бурдейный «Искусство керамики», «Российская традиционная керамика» Мусина Р.,Татьяна Г. «Гончарная сказка Скопина», Альбомы ФГОС «Мастерская Гжели», Русские художественные промыслы / [отв. ред. М. Шинкарук] – М.: Мир энциклопедий Аванта+: Астрель, [2011], Русский быт: [для сред. шк. возраста] / [сост. Н. Астахова]. - М.: Белый город, 2010. - 287 с. - (История России).

 

13. Ведущие мастера промысла: А. Федотов, В. Розанов, В.Седачева, Н.Бидак, В.Бидак, В. Авдонин

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: