СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА «ДОШКОЛЬНОЕ, НАЧАЛЬНОЕ И СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫНАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КЕРАМИКА
Студент: Бондаренко Я.В.
Группа: ПОн/б-15-3-з
Профиль: начальное образование
Севастополь
Художественная керамика
1. Центры по производству керамических изделий (народов России):
|
2) Скопин.
3) Киров (Вятка)
4) Филимоново
5) Каргополь
2. Название изделий из глины (дать определение):
Керамика Понятие «керамика» (гр. keramike — гончарное искусство, keramos — глина) включает в себя все разновидности глиняных изделий.
Терракота (итал. terra cotta — обожженная земля) — обожженная глина светлого красно-коричневого цвета, которую не покрывают глазурями. Терракота легко впитывает влагу, поэтому из нее делают в основном декоративные изделия.
Майолика Майолика (итал. maiolica — старое название острова Мальорка, через который в Италию ввозили произведения испанско-мавританской керамики) имеет естественный цвет обожженной глины и пористый черепок.
Фаянс Фаянс (фр. faience от названия итальянского города Faenza — Фаэнца, одного из центров керамического производства) в отличие от майолики имеет более тонкий черепок преимущественно белого цвета, а его пористость в значительной степени ликвидируется прозрачными глазурями.
Фарфор Фарфор (тур. farfur от перс, fagfur) — наиболее совершенный вид керамики. Белизна, механическая прочность, стойкость к химическому и температурному воздействию обеспечили фарфору широкое применение в производстве изделий технического назначения, посуды, скульптуры и других художественных произведений.
|
3.Способы создания изделий из глины: Способы изготовления керамических изделий с течением времени претерпевали изменения. Ручная лепка сосудов сохранилась в некоторых районах нашей страны до сих пор. Но стремление усовершенствовать труд и добиться идеальной формы сосуда привело к использованию гончарного станка с кругом, на котором из куска сырой глины вытягивается симметричный предмет.
На современном керамическом производстве гончарный станок заметно вытеснен литьем в гипсовые разъемные формы. Жидкую глиняную массу — шликер — заливают в форму, влага впитывается гипсом, а на стенках формы как бы отпечатывается будущий сосуд. Полученный полуфабрикат проходит дополнительную подработку: прикрепление ручки и носика, если это чайник; зачистку швов от литья; декорирование процарапыванием; заглаживание поверхности — лощение и т.д. Все эти операции выполняют по сырому черепку. После их завершения изделие подсушивают, потом обжигают.
4. Способы украшения изделий из глины: ля декорирования керамических изделий чаще всего используют роспись. Приемы росписи разнообразны. Ангобами декорируют поверхность целиком или частично, а также наносят узор на необожженный сосуд пипеткой, рожком или грушей. Ангоб при этом впитывается в черепок не полностью, сохраняя рельефность орнамента.
В число декорирующих керамику материалов входят прозрачные (бесцветные и цветные) и непрозрачные глазури. Глазурованные керамические изделия с росписью обжигают, как правило, в два приема. Первый — утильный — обжиг придает прочность и твердость черепку. Второй обжиг — окончательный — закрепляет роспись и глазурь.
|
Особое место в искусстве керамики занимают центры, создающие глиняные игрушки. Их лепят вручную и расписывают свободно, сочиняя каждый раз новые варианты. Во многих центрах роспись производят клеевыми красками, она не требует обжига (подсушивание и обжиг полуфабриката не исключены). Лишь отдельные промыслы игрушку изготовляют по той же технологии, что и посуду, с глазурованием и обжигом. В игрушках повторяются изображения людей, животных и птиц.
3. Виды изделий из глины:
1) посуда, вазы
2) игрушки, свистульки, статуэтки
3) архитектурные детали
4) декоративные панно.
С К О П И Н С К А Я К Е Р А М И К А
1. Место нахождения промысла: город Скопин, Рязанская обл.
2. Материал первоосновы: гончарная глина
3. Способы украшения, материалы: украшались рельефным и вдавленным орнаментом, тёмно-коричневой.Детали керамики формировались на ручном станке, затем соединялись жидкой глиной и украшались рельефным и вдавленным орнаментом, тёмно-коричневой глазурью с добавлением окиси марганца, ярко-зелёной с окисью меди, густо-жёлтой с окисью железа и реже синей кобальтовой. При обжиге крупинки глазури плавились неравномерно, живописно растекаясь глазурью с добавлением окиси марганца, ярко-зелёной с окисью меди, густо-жёлтой с окисью железа и реже синей кобальтовой. При обжиге крупинки глазури плавились неравномерно, живописно растекаясь.
|
4. Содержание сюжетов керамики сказочные животные, рыбы, птицы, разнообразные орнаменты, оправы для каминных часов и декоративную скульптуру малых форм (кентавры, сказочные львы, фигуры рыб, птиц и домашних животных). Особым был образ птицы Скопы, от имени которой и произошло название города.
5. Виды продукции: посуда для сада. Для скопинской керамики характерны сложные силуэты, обусловленные соединением форм посуды с фигурами реальных или сказочных существ.
6. Цвет
|
7. Использование в начальной школе
þ Класс, учебная дисциплина: технология, изо
þ Формы работы (конкретные названия, р.)
Лепка из пластилина, соленого теста. 2, 3,4 классы
@ 8. Игровые упражнения «Отщипывание»
Рассматривание экспонатов выставки скопинской керамики
(Дети переходят в другую часть группы, где оформлена выставка скопинской керамики).
Посмотрите, какие прекрасные изделия создают Скопинские мастера.
-Какие изделия вам знакомы? Что это? Как называется эта посуда?
-Какого цвета эти изделия? (светло- и тёмно-коричневые, тёмно-зелёные)
- Почему вся скопинская керамика окрашена в такой цвет?
Перед обжигом все изделия покрываются цветной глазурью золотисто-желтого, ярко- зелёного, тёмно-коричневого и редко синего цвета. Во время обжига глазурь расплавляется. При этом крупинки глазури плавятся неравномерно, появляется множество затёков различных оттенков и переливов.
Ещё, ребята, глазурь делает керамический сосуд абсолютно непроницаемым для жидкостей и блестящим. Глазурь по другому можно назвать поливой.
- Какая ещё особенность скопинской керамики? (посуда укпашена фигурами зверей, птиц, рыб или сказочных существ.)
Аппликация «Крынка»
- Ребята, а вы хотите стать мастерами скопинской керамики?(да) Тогда проходите в мастерскую, занимайте свои места. Сядьте правильно: спина прямая, ноги под столом стоят ровно.