Земельные преобразования в 1917-1920 гг.




Лекция 26.11.2014 Земельные отношения в первые годы советской власти

(1917-1927 гг.)

 

 

На рубеже двадцатого века земли не хватало. Народонаселение увеличивалось: ежегодный прирост составлял от пятнадцати до восемнадцати человек на тысячу жителей. Премьер-министр Петр Столыпин произвел расчеты необходимой площади пахотных земель, которая могла бы прокормить ежегодный прирост населения, и пришел к выводу, что такого количества земли в стране просто нет, даже если встать на путь тотальной конфискации помещичьей. Единственным способом разрешить проблему перенаселения в сельской местности было повышение урожайности и индустриализация страны.  

Одним из способов решения «земельного вопроса» могло стать массовое переселение избыточной рабочей силы на восток от Урала, где земли было в избытке, в отличие от Европейской части России. В ходе реформы 1906—1917 годов правительство пыталось решить этот вопрос, однако масштабы переселения оказывались недостаточными. По оценкам, для окончательного решения «земельного вопроса» требовалось переселить «за Урал» до 25 млн чел., что оказалось слишком сложной задачей. К 1917 году переселилось всего около 3,1 млн чел., причём 344 тыс. из них вернулись обратно. Симпатии крестьян всё больше поворачиваются в сторону эсеров с их программой «социализации земли». Выборы в Учредительное собрание уже наглядно показывали, что крестьянство голосует в основном за эсеров. Дополнительным поводом для недовольства царским правительством для крестьян стала неравномерность мобилизаций на фронт в 1914—1917 годах. Она легла основной своей тяжестью на крестьянство; городское население (например, квалифицированные рабочие) могло пользоваться системой льгот и изъятий, на деревни не распространявшейся. Результатом стала массовая нехватка рабочих рук на селе. Кроме того, негативно были встречены и первые попытки ввести в конце 1916 года «твёрдые цены» на продовольствие, которые деревня сочла заниженными. К апрелю 1917 года известие о произошедшей Февральской революции доходит до самых отдалённых уголков страны. Крестьянство реагирует на него возобновлением массовых самозахватов земли. В апреле министерство земледелия зафиксировало 205 «аграрных беспорядков», в июне 1122. В июле-августе количество беспорядков снижается из-за необходимости вести активные полевые работы, однако осенью 1917 происходит взрыв, на 25 октября 1917 года «аграрным движением» было охвачено, 91 % уездов. Самозахваты далеко не ограничивались только помещичьими землями, имели место и случаи столкновений между различными деревнями. Крестьянство всё сильнее начинает склоняться к поддержке партии эсеров с её доктриной «социализации земли». С июля 1917 года эсеры сами призывают деревни «брать землю». В мае—июне проходит I Съезд крестьянских депутатов (независимо от I Съезда рабочих и солдатских депутатов). На Съезде крестьяне согласились с Временным правительством, что «окончательное решение земельного вопроса должно дать Учредительное собрание», однако в специальной резолюции потребовали будущей передачи всей земли крестьянам без выкупа. В ноябре 1917 года большевики фактически «перехватывают» эсеровский лозунг «социализации земли», своим Декретом о земле раздав землю крестьянам. После этого российское крестьянство вплоть до весны — лета 1918 года погружается в «чёрный передел», устранившись из активной политической жизни. В ходе «чёрного передела» было уничтожены наиболее эффективные имения, в которых помещики или богатые купцы вели хозяйство по передовым европейским методикам, причём урожайность в таких имениях могла превосходить урожайность на крестьянских землях до 50 %.

. 25 марта 1917 года принимается закон о государственной монополии на хлеб. В соответствии этим законом, свободный рынок хлеба упразднялся, излишки хлеба сверх установленных норм подлежали изъятию по твёрдым ценам (а в случае обнаружения укрываемых запасов — по половине от твёрдой цены). Для потребителей хлеба устанавливалось нормированное распределение. Начиная с июня 1917 года, хлебные пайки в городах несколько раз сокращаются, в августе нормы в Москве и Петрограде доходят до полфунта (200 г) в день на человека. Развал продовольственного снабжения подталкивает рабочих к массовым забастовкам. Происходит революция.

 

Земельные преобразования в 1917-1920 гг.

Земельные отношения после Октябрьской (1917 г.) революции приобре­ли новое содержание. Руководитель Советского государства В. И. Ле­нин понимал, что разрушить помещичье и церковное землевладение и создать опору в деревне, благодаря передаче земель малоимущим кре­стьянам, можно только с помощью землеустройства. В своей работе Землеустройство и деревенская беднота", говоря о классовом характе­ре Столыпинского землеустройства, он писал: "Землеустройство помо­гает только сильным, а голытьбу губит. Землеустройство, это — колес­ница, в которой сидит сильный и давит пораженных"

Поэтому, начиная с 1917 г., землеустройство становится сред­ством глубоких политических, экономических и аграрных преобра­зований в России. Его главной задачей являлось проведение в жизнь Декрета о земле, принятого Вторым Всероссийским съездом Советов ''11 октября (8 ноября) 1917 г.

Перед землеустройством была поставлена задача практического осуществления передачи экспроприированных земель в пользование трудового крестьянства.

Одним из важнейших положений Декрета о земле, составленного на основе крестьянского наказа, была отмена в стране права частной собственности на землю, ее недра, леса и воды. По Декрету о земле Крестьянство получило более 150 млн. га угодий, а также помещичий инвентарь, скот, постройки. Крестьяне были освобождены от ежегод­ных арендных платежей, достигавших 700 млн. руб.

Важное значение имел Декрет ВЦИК «О социализации земли», опубликованный 19 февраля 1918 г., а также положение о социалистическом землеустройстве и мерах перехода к социалистическому земледелию, утвержденное ВЦИК 14 февраля 1919г.

После уравнительного распределения земель, произошедшего в ходе революции 1917 г., значительно усилились неустроенность крестьянского хозяйства, были разрушены хозяйственные связи, усугубились недостатки землевладения (чересполосица, дально­земелье, и т. п.).

Согласно Инструкции от 11 марта 1919 г. по применению Поло­жения о социалистическом землеустройстве отводы и выделы зе­мель должны были обязательно представлять собой один сплошной массив. При этом должны были обязательно уничтожаться путем обмена соответствующих земель чересполосность, вклинивание или вкрапливание посторонних участков, дальноземелье, неправильность очертаний и прочие недостатки расположения земель. Основные землеустроительные силы были сосредоточены на волостных отво­дах, разверстаниях их и на уничтожении дальноземелья и череспо­лосицы.

В Положении о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию была поставлена задача способствовать обобществлению единоличного землепользования. В связи с решением этой задачи в России за период с 1918 по 1921 гг. число коммун возросло с 975 до 3 313, сельскохозяйственных арте­лей — с 604 до 10 185, товариществ по совместной обработке земли — с 622 (в 1919 году) до 2 514. В 1921 г. всего было коллективизиро­вано 227,9 тыс. крестьянских дворов, (около 1%), а земельная пло­щадь обобществленных хозяйств составляла 1 млн. 223,4 тыс. деся­тин. За период с 1918 по 1921 гг. возросло и число совхозов: с 3 101 до 4 391, их общая площадь превысила 2 млн. десятин. В этот пери­од основным содержанием землеустройства был отвод земель кол­лективным и советским хозяйствам.

После Февральской революции Постановлением Временного правительства от 21 апреля 1917 г. были учреждены земельные коми­теты "для подготовки земельной реформы и для разработки неотлож­ных временных мер".

Во главе земельных комитетов стоял Главный земельный ко­митет, затем шли губернские, уездные и волостные. Структура комитетов и их состав отличались большой пестротой, в них включали представителей различных партий, крестьянских организа­ций, местной администрации. Существовали земельные комитеты недолго. Летом 1917 г. "землеустройство" превратилось в массо­вый стихийный захват крестьянством помещичьих земель, скота и инвентаря.

В связи с предпринятой советской властью реорганизацией правительственных органов Управление межевой частью Поста­новлением Народного комиссариата юстиции от 11 декабря 1917 г. было передано в ведение Народного комиссариата земледелия, со­зданного на базе бывшего Министерства земледелия. Находившиеся в ведении Управления межевой частью учебные заведения: Константиновский межевой институт и 14 землемерных училищ, — были переданы в Народный комиссариат просвещения.

Уп­равление Межевой частью, Приказом Наркомзема от 5 января 1918 г. было упразднено и вместо него образован Централь­ный землемерно-технический отдел (ЦЗТО).

Функции отдела были определе­ны в Положении, утвержденном Наркомом земледелия Л. JI. Коллегаевым 20 января 1918 г. Возглавлял отдел Совет в со­ставе: заведующего, двух представителей от общества межевых ин­женеров и четырех человек от Всероссийского Союза землемеров. Заведующим отделом в 1918-1927 гг. был Н. П. Рудин, который в начале марта 1918 г. вместе с несколькими сотрудниками переехал ИЗ Петрограда в Москву.

Подбор основного рабочего персонала отдела, преимуще­ственно из межевых инженеров, был завершен в начале 1918 г. С этого времени предварительная разра­ботка и последующее осуществление мер по организации землеустройства фактически сосредоточились в ЦЗТО под ру­ководством коллегии Наркомзема.

На Наркомзем Правительство возложило задачи по осуществле­нию земельной реформы в связи с национализацией земли, поэтому в структуре комиссариата помимо ЦЗТО существовал также отдел текущей земельной политики, занимавшийся преимущественно про­ведением временного уравнительного распределения нетрудового земельного фонда, и переселенческое управление, выяснявшее воз­можности колонизации (переселения).

В декабре 1918 г. состоялся Первый всероссийский съезд земель­ных отделов, комитетов бедноты и сельскохозяйственных коммун, которым был взят курс на коллективизацию земледелия и вырабо­тан Проект положения о социалистическом землеустройстве и ме­рах перехода к социалистическому земледелию, утвержденный 14 февраля 1919 г.

Уже 3 мая 1919 г. для осуществления намеченного и организа­ции социалистического землеустройства при Наркомземе образован Центральный отдел землеустройства (ЦОЗ), объединивший ЦЗТО, переселенческое управление и отдел землеустройства (циркуляр ЦОЗ, № 10 от 3 мая 1919 г.). 10 мая 1919 г. Наркомземом утверждено Положение о земельных отделах губернских, уездных и волостных исполкомов, которое определило структуру землеустроительных органов на местах.

Губземотделы организовывали земельные преобразования в пределах губерний и состояли из управления общими делами и подотделов: землеустройства, сельского и лесного хозяйства.

Подотделы землеустройства разделялись на отделение земле­устройства, землемерно-техническую часть, земельно-учетное и пе­реселенческое отделение, открываемое по мере необходимости.

В уездах землеустройство осуществлялось уездными земельны­ми отделами исполкомов со структурой, аналогичной губземотделам. Исполнительным органом уездного земельного отдела являлся по­дотдел землеустройства.

На волостные земельные отделы возлагалось исполнение рас­поряжений высших земельных органов и содействие им в проведе­нии в пределах волости необходимых мероприятий. Работающие в волости специалисты, командированные уездным или губернским земотделами или центральными отделами Наркомзема, участвовали в заседаниях волостного земельного отдела по касающимся их вопро­сам с правом решающего голоса. И наконец, возлагаемые на сельские советы обязанности по проведению в жизнь земельной реформы и организации сельского хозяйства на социалистических началах ис­полнялись ими под непосредственным контролем и руководством волостных и уездных земотделов.

Губернские мелиоративные (гидротехнические) или другие подотделы временно передавались подотделам землеустройства.

Поддержание постоянной живой связи между центральными и местными землеустроительными органами возлагалось Особым на­казом от 19 мая 1919 г. на инструкторов по землеустройству, пред­ставляющих о своей деятельности на местах отчеты Центральному отделу землеустройства.

Предполагалось, что заведующими отделами и отделениями гу­бернских и уездных землеустроительных и земельно-технических подразделений и их заместителями (помощниками) должны быть межевые инженеры или техники с высшей подготовкой по межевой или геодезической специальностям. В исключительных случаях, при невозможности подыскать кандидата с означенной подготовкой, до­пускалось должность заведующего и его помощника замещать тех­ником со средней землемерной подготовкой.

Заведующие геодезическими и картографическими работами в губерниях, их помощники и геодезисты должны были назначаться Наркомземом из лиц, имевших высшую геодезическую подготовку. Все прочие должности по губернской землемерно-технической части могли замещаться лицами, прошедшими специальную землеустрои­тельную подготовку по решению Наркомзема.

Как видно, создание системы землеустроительных органов с целью претворения в жизнь Декрета о земле и централизованного выполне­ния политических установок государства в области землепользования и землеустройства потребовало большого числа землеустроительных кадров. В это время стала четко прослеживаться тенденция разделения межевиков на два направления: землеустроительное (для осуществле­ния земельной реформы, перераспределения земель, рационального устройства территории, образования новых и упорядочения существу­ющих землевладений и землепользовании и т. д.) и геодезическое (для гонографо-геодезического и картографического обеспечения землеуст­роительных работ).

В этой связи наряду с Центральным отделом землеустройства при Наркомземе с 1919 г. начало функционировать также Высшее геодезическое управление как самостоятельный государственный орган по изучению территории России в топографическом отноше­нии. Постановлением коллегии Наркомзема РСФСР от 3 марта 1921 г.

Для осуществления положений Декрета о земле правитель­ство сделало ставку на ускоренную подготовку землеустроителей. По данным Наркомзема, для проведения земельных преобразова­ний в России в 1919-1921 гг. требовалось не менее 4,5-5 тыс. зем­леустроителей со специальным образованием, фактическое же их число в 1919 г. было чуть более 3 тыс. человек.

Средний годовой выпуск межевых инженеров в Московском ме­жевом институте в 1917-1919 гг. составил только 17 человек, поэто­му был взят курс на развитие землеустроительного образования, центром которого стал Московский межевой институт (преемник Константиновского межевого института).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: