В 1921-1927 гг. крен в сельскохозяйственном производстве России был вновь взят на поддержку мелких крестьянских хозяйств. На основании решений XIII съезда Коммунистической партии по индивидуальному сектору произведены: устранение недостатков землепользования на площади 83,4 млн. га, разделение землепользовании крупных селений на площади 30,5 млн. га, ликвидация узко-, много- и мелкополосицы с разверстанием земель на поля севооборотов на площади 29,6 млн. га.
В условиях экономических преобразований 20-х гг. XX в. сохранилась значительная роль землеустройства для сельского хозяйства. Все признавали важность земельного вопроса, а также то, что для проведения земельных преобразований нужен основной закон — Земельный кодекс.
В 1921-1922 гг. вопросы регулирования земельных отношений и землеустройства в России трижды обсуждались на всероссийском уровне: в декабре 1921 г. — на I Всероссийском съезде земельных органов по вопросам земельной политики и землеустройства, в феврале 1922 г. — на Всероссийском съезде землеустроителей и мелиораторов, в марте 1922 г. — на Всероссийском съезде агрономов.
Наркомзему было поручено разработать новый земельный закон, учитывающий все необходимые изменения, вытекающие из условий новой экономической политики и требований ускоренного развития сельскохозяйственного производства. В соответствии с этим в мае 1922 г. III сессией ВЦИК был утвержден Закон о трудовом землепользовании, а 30 октября 1922 г. IV сессией ВЦИК принят и с 1 декабря 1922 г. введен в действие Земельный кодекс РСФСР.
В этом Земельном кодексе имелась специальная часть III о землеустройстве и переселении и самостоятельный раздел о землеустройстве.
|
В соответствии с этим Законом Российской Федерации землеустройство имело задачей упорядочение существующих землепользований и образование новых, соответственно правам на землю и требованиям хозяйственно-технической целесообразности.
Кодексом установлены следующие землеустроительные действия:
а) отвод земель, предоставляемых в пользование государственным организациям, учреждениям и предприятиям, городам и поселениям городского типа, объединениям трудовых земледельцев, а также на особых условиях аренды, концессии и пр.) иным учреждениям, обществам и лицам;
б) образование земельных фондов специального назначения (переселенческого, концессионного, лугового и др.) и перечисление угодий из одного фонда в другой;
в) изъятие земель для государственных и общественных надобностей;
г) установление городской черты;
д) раздел земель, состоящих в пользовании земельных обществ; выдел земель отдельным хозяйствам (дворам) и их группам; развер-стание всех или некоторых угодий земельного общества на хуторские либо отрубные участки; раздел земель обособленных трудовых земледельческих хозяйств (дворов);
е) устранение или уменьшение чересполосности отдельных землепользовании, вклинивания и вкрапливания их, дальноземелья, неправильности очертаний границ и других недостатков землепользования;
ж) проложение, перемещение или упразднение дорог, предоставление водопоев и перемещение землепользовании, в связи с производством коренных улучшений земельных угодий (мелиорации);
з) распланирование сельских мест поселения; и) установление и изменение границ волостей.
|
Принято, что землеустроительные действия выполняются под общим наблюдением, руководством и контролем Народного Комиссариата Земледелия местными землеустроительными учреждениями через уполномоченных землемеров-землеустроителей.
Землеустроительные действия производились по инициативе землеустроительных учреждений в следующих случаях:
а) образования и изменения состава земельных фондов специального назначения;
б) признания землеустроительными учреждениями необходимости немедленно устранить в том или ином районе недостатки землепользования, особо вредные по их влиянию на хозяйство или обостряющие земельные отношения; во всех же прочих случаях названные действия производились лишь по ходатайствам о том заинтересованных сторон.
Земельным кодексом РСФСР (1922 г.), предусматривалось все землеустроительные действия осуществлять только на основании проектов землеустройства. При этом статьей 179 предписывалось производить землеустроительные дела к следующим стадиям:
1) возбуждение землеустроительного дела;
2) подготовка землеустроительного дела, составление землеустроительного проекта и предъявление его участникам землеустройства;
3) утверждение проекта землеустройства и приведение его в исполнение с установлением на месте пограничных межевых знаков;
4) составление и выдача сторонам землеустроительных документов.
С 1923 г. землеустройство касалось в основном вопросов создания условий для развития крестьянского хозяйства. В 1921-1927 гг. в индивидуальном секторе были устранены недостатки землепользования На площади 83,4 млн. га, разделены землепользования крупных селений на площади 30,5 млн. га, ликвидированы узко-, много- и мелкополосица с разверстанием земель на поля севооборотов на площади 29,6 млн. га.
|
Несмотря на сокращение числа коллективных хозяйств, в этот период в общественном секторе произведено земельно-хозяйственное устройство объединений с товарищеской формой землепользования на площади 4,4 млн. га, землеустройство совхозов и государственных земельных имуществ на площади соответственно 4,7 и 7,1 млн. га.
Кроме этого, в период с 1921 по 1925 гг. выполнялись работы по межселенному, внутриселенному землеустройству и устройству государственных земельных имуществ.
Для подъема культуры земледелия большое значение имело внутриселенное землеустройство по переходу целых селений на многопольные севообороты и широкие полосы. По РСФСР оно началось в 1922 г., до 1926 г. оно было проведено на площади 5 170 тыс. гектаров, преимущественно в Центрально-промышленном, Северо-Западном и Западном районах. Структура землеустроительных органов в это время несколько изменилась.