26 ноября 1923 г. было утверждено новое Положение о Наркомземе РСФСР и его местных органах, в котором основной особенностью было приближение аппарата земельных органов к крестьянскому хозяйству. Структура земельных органов должна была соответствовать основным чертам крестьянского хозяйства и просуществовала почти без изменений до начала перехода к массовой коллективизации (49).
Центральный их аппарат в 1924 г. состоял из отдела землеустройства Управления землеустройства и мелиорации Наркомзема (Управмелиозема). Начальником Управмелиозема был И. А. Миртов, впоследствии назначенный на должность ректора Московского межевого института. При ВЦИК была образована Особая коллегия высшего контроля по земельным спорам для рассмотрения земельных дел в порядке обжалования решений предыдущих инстанций.
Отдел землеустройства состоял из трех подотделов: планового, земельной регистрации и земельно-технического; имел управляющего, помощника, секретаря и 6 районных уполномоченных для непосредственной связи с местными землеустроительными учреждениями, их ревизии и инструктирования. Всего в отделе работало 30 сотрудников, в том числе 26 специалистов по землеустройству.
Губернский (областной) аппарат состоял из 7 специалистов: заведующих отделом землеустройства, подотделом землеустройства, техническим исполнением, специалистов по земельной регистрации, спорным земельным делам, инструментальной камере, заведующего плано- и актохранилищем (архивариуса). При губернских отделах землеустройства состояли губернские ревизоры землеустройства и оперативный состав землеустроителей, разделяемых в зависимости от квалификации, стажа и способностей на три разряда, а также: юмлемеров-практикантов.
|
По данным на 1 июня 1924 г., всего по РСФСР без автономных республик в составе губернских аппаратов землеустройства работали 510 специалистов, числились 200 губернских ревизоров, а оперативный персонал составлял 3 244 техника с учетом как работающих по землеустройству трудового землепользования, так и по землеустройству госземимуществ и колонизационного фонда.
Уездный аппарат включал одного уездного землеустроителя при каждом уездном земельном управлении и еще по одному специалисту в некоторых уездах, всего 490 человек.
В 1914 г. состав технического персонала по землеустройству и межеванию в России был доведен до 7 200 человек. Кроме того, по государственным земельным имуществам, Переселенческому управлению и Удельному ведомству, а также занимающихся частным землемерным трудом в это время числилось еще около 4 000 человек. Таким образом, общий состав землеустроительного персонала был равен примерно 11 тыс. человек.
К 1930 г. предусматривалось выпустить 10—12 тыс. землеустроителей, в том числе из вузов — 1 723, техникумов — 4 227, окончивших курсы — 4 050.
Для подготовки землеустроителей Наркомзем и Наркомпрос наметили следующие основные пути:
— увеличение числа специальных высших и средних землеустроительных школ с постепенной заменой оканчивающими эти учебные заведения лицами специалистов землеустроительной службы низшей квалификации;
— увеличение приема и выпуска из этих учебных заведений;
— открытие временных курсов по программам средних специ-ii.iiьных землеустроительных учебных заведений (от 2 до 8 мес.) для обучения землеустроительного персонала без квалификации;
|
— обучение землеустроителей на других курсах, способствующих повышению политической сознательности и профессионального мастерства, ликвидации политической безграмотности.
К последним относились организованные в 1924-1925 гг.:
— краткосрочные курсы политграмоты и аграрной политики для землеустроителей в губернских и некоторых уездных (окружных) городах;
— нормальные повторительные курсы продолжительностью 2-3 мес. при землеустроительных вузах и техникумах;
— постоянные курсы усовершенствования работников по землеустройству для лиц, занимающих старшие административно-технические должности (заведующих губотделами землеустройства, подотделами, специалистов губернского масштаба).
В 1928 г. в состав землеустроителей входили уже примерно 7 500 человек, из них 8% были лица с высшим специальным образованием, 52% — со средним специальным (бывшие землемерные училища и современные землеустроительные техникумы), 32% — с низшим специальным образованием (курсы) и 8% — без специального образования.
При выполнении землеустроительных работ за счет средств населения были установлены следующие ставки подесятинной оплаты [7, с. 87]:
а) за отвод земель учреждениям и предприятиям, состоящим на госбюджете — 50 коп. (золотом);
б) за отвод земель учреждениям, организациям и предприятиям, состоящим на хозрасчете, а также за исполнение землеустроительных работ группового характера (выдел земли селениям и частям селений; образование поселков и выселков и разбивка на поля — 75 коп. (золотом);
|
в) за исполнение работ по переходу к широкополосице — 1 руб. (золотом),
г) за исполнение работ по разверстанию целых селений на хутора и отруба — 1 руб. (золотом);
д) за исполнение работ по выделам участков отдельным домохозяевам, числом не более пяти, а также при единоличном землеустройстве в пригородных районах с огородной и садовой культурой — 1 руб. 90 коп. (золотом);
е) за оформление существующих землепользовании, не требующих землеустройства, в порядке регистрации с производством лишь необходимых землемерных действий — 40 коп. (золотом);
ж) за исполнение всякого рода земельных экспертиз — 1 руб. 50 коп. (золотом), за каждый рабочий день.
Сверх вышеуказанной платы с заинтересованных сторон взимались прогонные деньги для исполнителя работ по действительной стоимости из расчета в оба конца.
Указанные ставки включали также плату за изготовление землеотводных документов для выдачи их землепользователям Все работы в натуре население также должно было выполнять за свои средства.
Такие расходы населению были не по силам, в связи с чем землеустройство стало постепенно снижать свои темпы.