V. Работа над темой урока.




Ход урока

I. Организационный момент.

II. Словарная работа.

Мировоззрение, гражданственность, скопидом, невежда, невежа, ретроград, гипербола, гротеск, «эзопов язык», парадокс, обыватель, солидарность, типический, фантастика.

III. Характеристика общественно-исторической жизни России 70-х годов XIX века.

В конце 60-х, в 70-е годы в России поднимается очередная волна крестьянских бунтов. Миллионы нищих, бесправных крестьян не желали терпеть остатков крепостничества и покорно сносить новые формы буржуазного гнета. А тут еще неурожаи, эпидемии, «хроническое голодание».

Бунтующее крестьянство не было способно на организованную борьбу. Его протест выразила революционная молодежь 70-х годов – НАРОДНИКИ. Веру в успешный исход борьбы вселяла Парижская Коммуна, легендарная борьба французского пролетариата.

Тысячи юношей и девушек из интеллигентных, обеспеченных семей «пошли в народ», рассчитывая поднять крестьянство на социалистическую революцию. Они заблуждались. Далекое от идей социализма, сплошь неграмотное, нищее, озлобленное крестьянство не поняло и не приняло народников. Это был их идейный разгром. А царское правительство довершило разгром: сотни народников были заключены в тюрьмы, сосланы на каторгу, отправлены в ссылку.

Тогда оставшиеся на свободе перешли к террору. Было совершено покушение на Александра II. В результате – царь был смертельно ранен. Александр III начал с казни организаторов покушений – Желябова и его товарищей. Маховик реакции раскручивался все сильнее и сильнее, пока в конце концов не ударил по «Отечественным запискам» Салтыкова-Щедрина (апрель 1884).

Н.А.Некрасов и М.Е. Салтыков-Щедрин в 70-е годы продолжили дело Чернышевского и Добролюбова, а в «Отечественных записках» воспитали целую группу писателей-разночинцев.

Именно в эти годы появилась поэма «Кому на Руси жить хорошо», основные произведения Салтыкова-Щедрина. В те же 70-е годы Л.Н.Толстой публикует роман «Анна Каренина», во второй половине 60-х гг. Ф.М.Достоевский создает один из лучших своих романов – «Преступление и наказание», а в 70-е гг. – романы «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы».

IV. Мотивация учебной деятельности.

О значении и характере творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Значение его сатиры огромно, как по правдивости ее, так и по тому чувству почти пророческого предвидения тех путей, по коим должно было идти и шло русское общество. (М. Горький)

Творчество великого русского сатирика Михаил Евграфовича Салтыкова-Щедрина – явление знаменательное, порожденное особыми историческими условиями в России 50-60 годов XIX века. Писатель, революционный демократ, Щедрин – яркий представитель социологического течения в русском реализме и вместе с тем глубокий психолог, по характеру своего творческого метода отличный от современных ему великих писателей-психологов.

Продолжив и углубив традиции гоголевской сатиры, Щедрин создал высокохудожественные сатирические хроники и романы, в которых подверг уничтожающей критике не только государственное устройство России II века XIX, но и основы эксплуатарского общества в целом. Ни один писатель России и Западной Европы второй половины XIX века не нарисовал таких страшных картин крепостнического и буржуазного хищничества, как Салтыков-Щедрин.

V. Работа над темой урока.

Личная биография Щедрина, в сущности, кончается его юностью. Далее идут годы самоотверженного служения обществу. Об этом хорошо сказал В.Короленко: «Был он писатель в большей мере, чем все другие писатели. У всех, кроме писательства, есть еще личная жизнь, и, более или менее, мы о ней знаем. О жизни Щедрина за последние годы мы знаем лишь то, что он писал. Да едва ли было что узнавать: он жил в «Отечественных записках»… Болело у него то, что болело у русской печати и общества…»

Родился М.Е. Салтыков 27 января 1826г. В селе Спас-угол Тверской губернии в семье богатых помещиков.

В доме полновластно господствовала мать – Ольга Михайловна, вышедшая из богатой купеческой семьи, «кулак-баба», по выражению Щедрина. Она не только поставила на ноги оскудевшее, разорившееся поместье мужа, но и в короткий срок удесятерила состояние семьи. Жестокость помещицы-крепостницы сочеталась в ее характере с умелой хваткой буржуа-накопителя. Щедрин так характеризовал своих родителей: «Отец был по тогдашнему времени порядочно образован, мать – круглая невежда; отец вовсе не имел практического смысла и любил разводить на бобах, мать, напротив того, необыкновенно цепко хваталась за деловую сторону жизни, никогда вслух не загадывала и действовала молча и наверняка… В семействе нашем царствовала не то чтобы скупость, а какое-то упорное скопидомство».

Мать, как и отец – Евграф Васильевич, воспитанием детей не утруждала себя, все ее силы были направлены на приобретательство.

Внешне Салтыков был похож на мать: неуклюжий высокий мальчик со строгим лицом, на котором выделялись большие, выпуклые, не по-детски суровые глаза под густыми бровями. Он то замыкался в себе, то поражал всех необычайной живостью и бесшабашным озорством. В такие минуты даже угрозы матери не могли остановить его. Братья и сестры не очень любили Мишу за прямоту и резкость суждений о них, за смелость и независимость характера.

Крепостное «гнездо» Салтыковых было как бы прообразом крепостнической России в миниатюре. Здесь были угнетатели и угнетаемые, здесь шла жестокая борьба за собственность и за привилегии. Рабская психология складывалась не только у крепостных, но и у членов семьи.

Позднее родные – мать, братья, сестры, - а знакомые помещики послужили Салтыкову-писателю прототипами многочисленных сатирических персонажей. Так, братья Дмитрий и Илья явились прототипами Иудушки Головлёва, брат Николай – прототипом Степана. Многие образы жестоких помещиц-накопительниц навеяны его матерью и знакомыми. В произведениях Салтыкова изображены также крепостные, в окружении которых проходило его детство.

Домашнее воспитание Салтыкова было весьма скудным. Шестилетнего Мишу обучал грамоте крепостной художник Павел, трагическую судьбу которого Салтыков изобразил в «Пошехонской старине». Мальчик очень любил своего учителя, но когда он научился читать и писать, для продолжения «образования» пригласили священника. А вскоре мать и вовсе отказалась от мысли нанимать учителей: воспитание Миши и младших детей она возложила на дочь Надежду, вернувшуюся из пансиона.

В 1826г. Салтыков-Щедрин сдал экзамены в Московский дворянский институт, созданный недавно из Университетского благородного пансиона, где учились поэты-декабристы, Лермонтов, Грибоедов, Вяземский, Жуковский, Баратынский и др. Экзамены сдал сразу в 3 класс.

В1838г. Волею начальства и по настоянию матери Щедрин как один из лучших учеников был отправлен в Царкосельский лицей казеннокоштонным пансионером. Лицейские науки не смогли увлечь Салтыкова, и он не только «пристрастился к чтению» но и, по его собственным словам, почувствовал решительно влечение к литературе, что и выразилось усиленною стихотворною деятельностью.

Первое стихотворение Салтыкова – «Лирика»- наполнено глубокой любовью к Пушкину. Стихотворение «Наш век» проникнуто чувством острой неудовлетворенности, жаждой деятельности. В нем сильно влияние Лермонтова, которое сказывалось и на других стихах Салтыкова. В эти же годы Салтыков переводит из Байрона, Гюго, Гейне. Выбор поэтов свидетельствует не только о большой начитанности лицеиста, но и о серьезности его интересов. Однако строгий к себе Салтыков вскоре критически пересматривает свое поэтическое творчество и по выходе из лицея стихов больше не пишет.

После окончания лицея в 1844г. Салтыков был зачислен в канцелярию военного министерства, но интересы его совсем иные. Он еще теснее сближается с кружком Петрашевского.

М.В. Петрашевский (1821-1866гг.) и его единомышленники были сторонниками учения французских социалистов-утопистов, ратовали за уничтожение крепостнических порядков и за установление в России республиканского способа правления. В 1849г. Кружок петрашевцев был разгромлен.

В 1847-1848гг. под влиянием В.Г.Белинского Салтыков-Щедрин начинает писать рецензии на книги для детей и книги, посвященные вопросам воспитания. 1847г. – начало литературной деятельности. В журнале «Отечественные записки» печатается повесть «Противоречия» под псевдонимом М.Непанов. И по проблемам и по образам повесть очень близка к «Герою нашего времени» Лермонтова, хотя в ней явственно видно и влияние гоголевской натуральной школы.

В марте 1848 г. Была напечатана повесть «Запутанное дело» - еще более резкая и определенная оценка непримиримых классовых противоречий самодержавной России конца 40-х годов XIX века.

Это были дни революционных событий во Франции, напугавшие Николая I. Повесть немедленно заметила царская охранка, рассмотрела её вместе с повестью «Противоречия», и 27 апреля царь лично подписал указ о ссылке Салтыкова в Вятку. Двадцатидвухлетнего юношу отправляют в мае 1848г. В Вятку в сопровождении жандарма на обязательную службу.

За восемь лет ссылки Салтыков повидал многое, столкнулся со множеством безобразий. «Провинциальная жизнь – великая школа, но школа очень грязная», - писал Салтыков 22 декабря 1852г. Брату Дмитрию.

Разрешение о возвращении из ссылки было получено Салтыковым только после смерти Николая I. В начале января 1856 года он вернулся в Петербург, и уже через несколько месяцев прогрессивная Россия узнала имя «нового» писателя – бесстрашного обличителя самодержавно-крепостнического государства. В журнале «Русский вестник» были напечатаны «Губернские очерки» под псевдонимом Н. Щедрин.

В 1856г. Салтыков-Щедрин женится на дочери вятского вице-губернатора Елизавете Аполлоновне Болтиной, с которой познакомился в ссылке. Красивая, но не разделяющая его интересов светская женщина не стала единомышленником и другом великого сатирика.

Почти десять лет (с 1854 по 1868гг. с небольшим перерывом) салтыков-Щедрин провел на государственной службе. Был вице-губернатором в Твери и Рязани, председателем казенной палаты в Пензе, Туле и Рязани.

Решительный и требовательный, не терпящий никакого подхалимства, Салтыков был прям и резок с вышестоящим начальство. Вскоре в губернии вице-губернатора Салтыкова стали называть «вице-Робеспьером».

Люди, близко знавшие Салтыкова, с уважением говорили, что в службу, как и в литературу, он вкладывал всю свою страстную душу. Этот внешне суровый человек горел, волновался, бушевал по поводу всякой, даже самой малой несправедливости.

В начале 1862 г. Салтыков вошел в состав редакции журнала «Современник», как раз в то время, когда Н.Г. Чернышевский был заключен в Петропавловскую крепость. Вместе с редактором журнала Н.А. Некрасовым он преодолевает гонения цензуры, борется против либеральной группировки внутри редакции, продолжая отстаивать революционно-демократические взгляды Чернышевского и Добролюбова.

В 1868 г. Салтыков-Щедрин окончательно оставляет службу, убедившись в безнадежности своих усилий облегчить жизнь народа. Он снова вместе с Некрасовым, который после закрытия «Современника» стал редактором журнала «Отечественные записки». Щедрин связывает свою судьбу с этим журналом почти до конца жизни.

28 апреля 1889г. Перестало биться сердце великого писателя-демократа.

Творчество щедрина отразило все важнейшие общественно-политические процессы второй половины XIX века. Его сатира провидела далеко вперед. Проблемы и образы щедринской сатиры по-прежнему актуальны. На долгом пути социального и духовного обновления человечества Щедрин неизменно будет нашим соратником.

 

VI. Закрепление.

Письменно ответить на вопросы:

1. Как жизнью своей Салтыков-Щедрин решает проблему «человек и среда», «человек и обстоятельства»? Подтвердите свой ответ фактами из биографии писателя.

2. Что могла дать и дала Щедрину-писателю его служебная карьера?

3. Расскажите о Щедрине - соратнике Н.А. Некрасова и Н.А.Добролюбова.

4. Перечислите основные этапы жизненного и творческого пути Салтыкова-Щедрина.

5. Расскажите о ссылке в Вятку писателя.

6. Салтыков-Щедрин и «Отечественные записки».

7. Каким человеком представляется вам Щедрин?

 

VII. Домашнее задание

1. Знать биографию М.Е. Салтыкова-Щедрина.

2. Прочитать роман «История одного города».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: