СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕКАБРЬ ЯНВАРЬ ФЕВРАЛЬ 1.Оформление




Наблюдения за явлениями неживой природы
1. Солнце. Наблюдение за солнцем в зимний день – закрепить обследовательские действия детей (определить цвет, форму, теплоту, яркость солнца, обратить внимание на игру снега в переливах цвета на солнце. Снег в тени и на солнце. Обратить внимание детей на то, что зимой солнце не греет. Отметить, какое солнце (тусклое, яркое, закрытое тучами). В солнечный день обратить внимание на красоту зимнего пейзажа (от солнечных лучей все блестит и сверкает). День заметно увеличивается, но становится все холоднее. Обратить внимание детей в феврале, что солнце редко появляется на небе. В декабре, на 21-22 декабря, приходится самый короткий световой день и самая длинная ночь – это время зимнего солнцестояния. В Татьянин день проглянет солнышко — к раннему прилету птиц; в этот день снег — лето будет дождливое.
2. Ветер. В ветреную погоду понаблюдать за низко и быстро плывущими облаками, раскачивающимися ветвями деревьев. Обратить внимание на то, как ветер поднимает с земли и переносит снег в другое место, с силой бьет в окно. Предложить прислушаться, как завывает ветер. Познакомить детей с новыми понятиями: метель, вьюга. Февраль- месяц частых метелей и сильных ветров. Охарактеризовать погоду: снежная, вьюжная, холодная, ветер злой, ледяной, колючий из-за такой погоды февраль «лютый».  
3.   Облака. Почти всегда зимой небо покрывают облака, которые приносят на Крымский полуостров то дождь, то снег. Зимой слоистые облака часто удерживаются весь день, осадки на землю из них обычно не выпадают, иногда бывает морось. Летом они быстро рассеиваются, после чего наступает хорошая погода.
  4. Осадки. Через элементарную поисковую деятельность знакомить детей со свойствами снега. Устанавливать зависимость свойства снега от температуры. Опыт: в морозный день предложить детям вылепить снежки, принести снег в помещение, вновь предложить вылепить снежки. Показать детям превращение воды в лед и обратный процесс, закрепить свойства льда. Рассмотреть, как красиво снег украсил дома, деревья, как блестит на солнце. Познакомить со свойствами снега: легкий, холодный, белый. В теплую погоду или оттепель снег липкий, из него можно лепить, в холодную погоду - сыпучий, лепить нельзя. Обратить внимание на то, как снег падает сплошной пеленой – это снегопад. В морозный день послушать, как скрипит снег, определить, в какую погоду снег скрипит. Подвести к выводу, что снег скрипит в мороз. Продолжать знакомить с зимними явлениями неживой природы (гололёд, снегопад, сугробы). Познакомить с новыми понятиями: «Метель», «вьюга», «оттепель». Познакомить детей со свойством воды превращаться в лёд и обратный процесс. Рассмотреть через тонкий лёд замерзших луж листья, лежащие на земле. Закрепить знания о свойствах льда (твердый, хрупкий, гладкий, скользкий; по нему можно кататься на коньках). Рассмотреть сосульку – твердая, холодная, хрупкая, прозрачная. Обратить внимание на сосульку во время оттепели, предложить детям подумать, откуда появилась сосулька. В конце зимы в неживой природе происходят новые изменения. Солнце выше поднимается над землей, светит ярче и чаще показывается из-за туч. Хотя морозы еще не ослабевают, но в солнечные дни снег уже начинает подтаивать. За ночь подтаявший снег снова замерзает, и к утру появляется наст — плотная ледяная корка.
5. Почва. Определить с детьми состояние земли под снегом (замерзла, твердая), вода превратилась в лед.  
6. Солнечная система В декабре воспитатели знакомят детей с Солнечной системой. Воспитатель наблюдает фазы луны: новолуние, узкий серп (месяц), половина Луны, полнолуние и её исчезновение. Для этого используется модель лунного месяца. При длительном наблюдении обращается внимание детей на изменение формы луны, размера, а так же освещение местности, тень от деревьев, строений, на красоту лунного пейзажа.
Наблюдения за растительным миром
1. Прогулки в парк. Показать что у елочки (сосны) – зеленые иголочки (хвоя). Сравнить её с голой березкой. Отметить, что она сбросила листву на зиму. Объяснить что в морозные дни ветки деревьев и кустов очень хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо оберегать, не ломать, не стучать по стволу. Обратить внимание детей на деревья, когда после оттепели ударяет мороз, на ветках образуется тонкий слой льда. Веточки качаются от ветра, задевают друг друга, и слышится тихий мелодичный звон. Снег покрывает землю толстым ковром, под которым, несмотря на холод, продолжается жизнь. Оказывается, именно снежное одеяло сохраняет жизнь растениям. Если измерить температуру воздуха над снегом и под снегом, на почве, то она будет сильно отличаться. Над снегом термометр показывает 40° мороза, а на почве — всего 10° мороза. Даже если толщина снега небольшая, всего 10 сантиметров, температура на почве будет на 15—20° выше, чем над снегом. Вот почему такие травянистые растения, как земляника, засыпанные снегом, не погибают и даже продолжают расти. Под снегом зимуют пшеница, земляника, клюква, рожь. В феврале, когда нередки еще сильные морозы, можно, раскопав снег обнаружить пробившиеся сквозь опавшую листву бледно-желтые ростки со свернутыми листьями, а иногда и бутонами. Осенью этих ростков здесь не было... в феврале начинают расти под снегом побеги мать-и-мачехи, заложенные еще осенью. Если в это время откопать растение, то можно увидеть, что вокруг него в снежном покрове протаяла крошечная пещерка. Еще трещат суровые морозы, а под снегом уже начинается весна...
3. Труд взрослых. Наблюдение за работой дворника: сгребает снег к стволам деревьев, укрывает клумбы с многолетниками. На покрытых снегом полях работа не прекращается — идет подготовка к весеннему севу. В городе, чтобы снег не мешал движению транспорта, специальные машины очищают дороги, железнодорожные пути. После оттепели дороги покрываются слоем льда, поэтому их посыпают песком.
Наблюдения за животным миром
1. Птицы. Обратить внимание детей на поведение птиц. Назвать птиц, прилетавших на участок. Объяснить как им холодно зимой, рассказать, что птицы прилетают поближе к людям, надеясь найти побольше корма. Предложить детям покормить птиц, понаблюдать, как птицы клюют корм. Гуляя по парку, дети наблюдают за воробьями, которые молча сидят на ветках деревьев. Птицам нужны еще и витамины. Предложите детям изготовить совместный столовые для птиц. Во второй половине месяца января раздается первая песня синицы большой. Начинают петь овсянки, дрозды черные, барабанит большой пестрый дятел. Степные жаворонки кочуют стаями. В конце февраля прилетают скворцы, чибисы. Ворон и гриф черный ремонтируют гнезда.
2. Земноводные, рептилии. В отдельных крымских районах лягушки озерные и жабы зеленые в спячку не впадают. В теплые зимы гадюки степные просыпаются в январе. В феврале заканчивается спячка у тритонов, лягушек, жаб, прытких ящериц, желтопузов.
3. Млекопетающие. Заяц – русак приближается к селениям. Белка к паркам. У барсука и зайца в феврале появляютя выводки. В конце февраля просыпается суслик.
Зима в городе
1.   Зима в городе отличается от зимы в лесу или в поле. Теплые здания, постройки, обилие транспорта, большое количество людей и ночное освещение повышают температуру воздуха в городе. Поэтому, кроме привычных для города воробьев, ворон и сорок, сейчас можно встретить оставшихся зимовать скворцов, галок, дроздов, дятлов, щеглов. Ягоды на деревьях и кустарниках служат им прекрасным кормом, а чердаки становятся хорошими убежищами на всю зиму. Кроме того, птицы находят себе корм на городских свалках. Зимой мелкие грызуны начинают перебираться поближе к жилью людей. В подвалах и тоннелях им тепло и всегда находится корм. А за мышами переселяются и их враги — хорьки, ласки, горностаи. Промышленные предприятия сбрасывают в реки и пруды отработанные теплые воды, поэтому вода в таких реках не замерзает.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.  
  Замерзание воды. Цель: подвести детей к пониманию связей между температурой воздуха и состоянием воды. Ход. Налить воду в одинаковые чашки. Измерить температуру воздуха на улице и в комнате. Одну чашку вынести на улицу, а другую оставить в помещении. Попросить детей объяснить, почему вода в одной чашке замерзла, а в другой нет. Вывод: вода превращается в лед при низких температурах. Таяние льда в воде. Цель: показать взаимосвязь количества и качества от размера. Ход. Поместить в воду большую и маленькую льдину, спросить, какая быстрее растает. Выслушать гипотезы детей. Вывод: чем больше льдина, тем медленнее она тает, и наоборот. Таяние снега. Цель: подвести к пониманию того, что снег тает от любого источника тепла. Ход. Понаблюдать за таянием снега на руке, варежке, на отопительной системе, на грелке. Вывод: снег тает то теплого воздуха, идущего от любой системы. Можно ли пить талую воду? Цель: показать, что даже самый чистый снег грязнее водопроводной воды. Ход. Взять две белые тарелки, в одну положить снег, в другую - налить водопроводную воду. Через два часа рассмотреть воду в тарелках, сравнить ее и выяснить, в которой из них был снег (определить по мусору на дне). Убедиться в том, что снег - это грязная талая вода, не пригодная для питья человеку. Талую воду используют для поливки растений, ее можно давать животным. Зависимость свойств снега от температуры воздуха. Цель: подвести к пониманию зависимости свойств снега от температуры воздуха. Ход. Предложить в морозный день вылепить снежки; выяснить, почему не получаются (снег хрустящий, рассыпчатый). Внести снег в помещение и вновь предложить слепить. Выяснить, почему снег стал пластичным и липким. Вывод: пластичность снега зависит от влажности, а влажность - от температуры воздуха. Образование инея. Цель: закрепить представление о возможности перехода воды в разные состояния в зависимости от температурных условий. Ход. Предложить детям подышать на металлические предметы, находясь на улице или вынести чайник с кипятком на мороз и поместить его под ветки деревьев. Попросить детей объяснить, что же происходит (пар из чайника поднимается вверх, охлаждается, кристаллизуется и оседает на ветках в виде инея) Вывод: пары влаги при низких температурах замерзают и кристаллизуются.  
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ.  
  Беседа «Я - человек» - на основе исследовательской деятельности развивать представление о том, что человек – часть природы, и одновременно существо мыслящее. Беседа «Что мы знаем о птицах?» - уточнить представления детей о знакомых птицах. условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Беседа «Экологические пирамиды» - формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга.  
       

 

 

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

ДЕКАБРЬ ЯНВАРЬ ФЕВРАЛЬ
1.Оформление родительского уголка на зимнюю тему. «Здравствуй, гостья Зима!». 2.Подготовка к Новогоднему празднику (оформление музыкального зала). 3.Консультация «Основы нравственных отношений в семье» 4. Индивидуальные беседы с родителями. Тема «Спортивная обувь для занятий физкультурой». О необходимости её приобретения. 5. Консультация «Одежда детей в группе».   1. Консультация «Развитие речи детей 6-го года жизни» 2. Консультация – беседа «Как развивать познавательную способность у детей» 3. Индивидуальные беседы. Тема: «Закаливание – одна из форм профилактики простудных заболеваний детей». 4. Консультация «Первая помощь при обморожении». Памятка для родителей. Тема: «Навыки этикета, которыми могут овладеть дети старшего дошкольного возраста». 1. Родительскпе собрание «Детская агрессивность: откуда берется такое поведение?». 2. Консультация «Роль семьи в воспитании детей». 3. Консультация «Азбука дорожного движения». 4. Памятка для родителей «Если ребёнок провинился». Папка - передвижка «Здоровый образ жизни». 5. Индивидуальные беседы с папами, тема: «Кого вы считаете главным в воспитании ребенка?». 6. Беседа «Возможные формы совместного отдыха родителей и детей». 7. Памятка для родителей «Несколько советов по организации и проведению детских праздников».  

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: