Материал к заданию: плакат с изображениями шести фигур (см. материалы к урокам, рис. 62).
Каждую фигуру учитель предъявляет ученикам в течение 5-7 сек. Проведение задания см. урок 12, задание 1. Воспроизведенные учениками рисунки оцениваются 2 баллами (при наличии существенных погрешностей), 1 баллом (при незначительных искажениях) и О баллов (при точном воспроизведении). Оценки за все шесть фигур суммируются. Лучшим считается ученик, набравший наименьшую сумму баллов.
Задание 3. «Запретная цифра»
Выбирается какая-либо цифра, например, 4. Ученики встают в круг и по часовой стрелке считают по очереди: один, два, три,... Когда очередь доходит до четвертого ученика, он не произносит цифру, а хлопает в ладоши четыре раза. Ошибающийся ученик выбывает из игры.
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Урок 41
Задачи урока
· Развитие умения подчиняться словесным указаниям взрослого.
· Развитие мышления (нахождение общих признаков в несвязанном материале).
· Развитие двигательной сферы.
Вводная часть
Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».
Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Заземлитель» (см. урок 10).
Основная часть
Задание 1. «Графический диктант»
Материал к заданию: индивидуальный набор бланков (4 штуки 10x15 см). На каждом бланке изображены 3 ряда мелких геометрических фигур: верхний ряд состоит из 17 треугольников, средний ряд - из 16 кружков, нижний ряд - из 17 квадратов. Фигуры верхнего и нижнего рядов расположены друг против друга, среднего - в промежутке между ними (см. материалы к урокам, рис. 63).
Учитель говорит: «Мы будем рисовать узоры. У вас на листочках нарисованы ряды треугольников, квадратов и кружков. Вы будете соединять их, чтобы получился узор. Запомните три правила:
|
1) два треугольника, два квадрата или квадрат с треугольником можно соединять только через кружок;
2) линия узора должна идти только вперед;
3) каждое новое соединение надо начинать с той фигурки, на которой остановилась линия, тогда в узоре не получится промежутков. Нарисуем первый узор вместе».
Вместе с учениками учитель выполняет тренировочный узор и анализирует его. Затем учащиеся под диктовку учителя рисуют три основных узора.
Тренировочный узор - соединить квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник и квадрат, два квадрата, квадрат и треугольник, два треугольника, треугольник и квадрат.
Диктант для I серии - соединить треугольник и квадрат, квадрат и треугольник, два треугольника, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат и треугольник, треугольник и квадрат, два квадрата, квадрат и треугольник, два треугольника, два треугольника, треугольник и квадрат.
Диктант для II серии - соединить квадрат и треугольник, два треугольника, треугольник и квадрат, два квадрата, два квадрата, квадрат и треугольник, два треугольника, треугольник и квадрат, квадрат и треугольник, треугольник и квадрат, два квадрата, квадрат и треугольник.
Диктант для III серии - соединить два квадрата, квадрат и треугольник, два треугольника, треугольник и квадрат, два квадрата, квадрат и треугольник, треугольник и квадрат, квадрат и треугольник, два треугольника, треугольник и квадрат, квадрат и треугольник, два треугольника.
|
Задание 2. «Поиск общего»
Называются два слова, не связанные между собой. Следует назвать как можно больше общих признаков для этих предметов (как существенных, так и несущественных).
Примерные пары слов:
тарелка - лодка, дерево - дом,
солнце - рубашка, самолет - ложка.
Задание 3. «Попади в свой кружок»
Учитель чертит на классной доске в разных местах 5-6 кружков диаметром 12-15 см. Вызывает трех учеников, которым предлагает запомнить расположение кружков на доске. После этого ученикам завязывают глаза. Они по очереди подходят к доске и в центре каждого кружка ставят свой знак (один – «галочку», другой - «крестик», третий - «треугольник»). После этого повязки снимаются, и результаты попадания видны всем. Побеждает тот, кто точнее расставил свои знаки в кружках. Затем вызывается следующая тройка учеников и т.д.
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Урок 42
Задачи урока
· Развитие пространственного восприятия.
· Развитие наглядно-образного мышления.
· Развитие гибкости мыслительной деятельности.
Вводная часть
Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».
Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Качание головой» (см. урок 3).
Основная часть
Задание 1. «Найди пирамиду» (вариант 1) Материал к заданию: лист бумаги с рисунком детской пирамиды и проекциями (вид сверху) нескольких пирамид (см. материалы к урокам, рис. 64, а).
Учитель объясняет, что слева нарисована пирамида, а справа тоже пирамиды, но только мы их видим сверху. Учитель просит учеников найти среди рисунков справа пирамиду, изображенную слева.
«Найди кресло» (вариант 2)
Материал к заданию: лист бумаги с рисунками кресел и боковой проекцией одного из этих кресел (см. материалы к урокам, рис. 64, б).
Учитель объясняет, что слева нарисованы разные кресла, а справа - вид сбоку одного из этих кресел. Нужно найти и показать то кресло, боковой вид которого начерчен справа.
Задание 2. «Полянки»
Материал к заданию: индивидуальный комплект из двух листов с рисунками полянок с разветвленными дорожками (усложненный вариант) (см. материалы к урокам, рис. 65). Инструкция, как в задании 2, урок 32.