Понятие, виды и структура административно-правовых норм




Норма административного права представляет собой установленное государством или с его санкции иным публичным образованием общеобязательное, формально определенное правило поведения, регулирующее общественные отношения, возникающие в административно-публичной сфере, и действующее в отношении неопределенного круга субъектов этих отношений.

Первой особенностью административно-правовых норм является сам предмет регулирования, или специфика нормируемых общественных отношений, поскольку административно-правовые нормы действуют в административно-публичной сфере.

Вторая особенность заключается в том, что эти нормы не только регулируют поведение физических лиц и организаций в административно-публичной сфере, но и регламентируют компетенцию, формы, методы и процедуры властной деятельности административных органов.

Третья особенность состоит в том, что большинство административно-правовых норм являются императивными, т.е. определяют соответствующие правила поведения в административно-публичной сфере в виде категорических предписаний, отступление от которых не допускается.

Четвертая особенность сводится к тому, что большая часть норм административного правасодержится не в законах, а в подзаконных нормативных правовых актах, издаваемых (принимаемых) органами исполнительной власти и другими административными органами.

Хотя классификация административно-правовых норм носит условный характер, она не может быть произвольной и должна основываться на существенных признаках и специфических особенностях, коренящихся в существе систематизируемого административно-правового материала. Классификация административно-правовых норм не является самоцелью, она выполняет познавательную функцию и служит практическим потребностям административного правоприменения.

1. Юридическое содержание. Это основной критерий классификации административно-правовых норм, в соответствии с которым они подразделяются на следующие виды:

· административно обязывающие — предписывающие обязательное совершение определенных действий, о которых идет речь в данной норме (например, нормы, содержащиеся в Правилах дорожного движения, Правилах пожарной безопасности, Правилах оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации);

· административно запрещающие — предусматривающие запрет на совершение определенных действий, указанных в этих нормах (например, нормы, устанавливающие запреты для государственных гражданских служащих);

· административно управомочивающие — предусматривающие возможность действовать по своему усмотрению в пределах содержащихся в них требований, предоставляющие участникам регулируемых ими отношении возможность совершать определенные действия или воздерживаться от их со-вершения (например, нормы, определяющие правагосударственных служащих, сотрудников милиции);

· административно-декларативные — устанавливающие наиболее общие правовые начала (принципы) организации и осуществления административно-публичной деятельности (например, нормы, устанавливающие принципы государственной службы, принципы административной ответственности);

· административно-дефинитивные — содержащие формулировки специальных понятий, терминов, используемых в административно-публичной сфере (например, «милиция», «административное правонарушение», «министерство», «лицензия», «оружие», «боеприпасы» и т.п.).

2. Служебная роль в механизме административно-правового регулирования. В зависимости от этого нормы административного права подразделяются на материальные и процессуальные.

Нормы материального административного права определяют содержание прав и обязанностей и юридической (административной и дисциплинарной) ответственности участников материальных административных правоотношений. Например, Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. предоставляет гражданам (в том числе иностранным гражданам и липам без гражданства) право на подачу в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному липу письменных предложения, заявления или жалобы, а также устного обращения гражданина в государственный орган либо орган местного самоуправления и одновременно обязывает должностных лип рассмотреть обращение в установленный срок и принять соответствующие меры.

Нормы процессуального административного права определяют порядок (процедуру) и срокиреализации имеющихся у участников материальных административных правоотношений прав и обязанностей, применения к ним мер юридической ответственности — административной и дисциплинарной. Например, к числу административно-процессуальных норм относятся нормы, регламентирующие процедуру (порядок) подачи и рассмотрения жалоб и иных обращений граждан в административных органах, содержащиеся в названном выше Федеральном законе.

3. Действие во времени. По этому критерию административно-правовые нормы делятся на срочные, т.е. с заранее определенным сроком действия, и бессрочные, не имеющие заранее установленного срока действия. Последние действуют до их отмены или изменения. Кроме того, можно выделить временные нормы. В данном случае «временность» норм, как правило, обозначается в наименовании нормативного правового акта. Так, Приказом МВД России от 20 ноября 1992 г. № 420 утверждена временная Инструкция по организации работы внештатных сотрудников милиции. В данном случае (как и в других) словом «временная» подчеркивается, что Инструкция, а соответственно и содержащиеся в ней административно-правовые нормы действуют до принятия соответствующего федерального закона.

Разновидностью срочных норм являются чрезвычайные нормы, ограниченные во времени чрезвычайными обстоятельствами: стихийными бедствиями, эпидемиями, эпизоотиями, массовыми беспорядками, террористическими актами и т.п.

4. Круг лиц, на которых распространяется действие норм административного права. В зависимости от данного критерия они подразделяются следующим образом:

· общие, действие которых распространяется на всех субъектов, проживающих (находящихся) на соответствующей территории (например, Правила дорожного движения, действующие на территории Российской Федерации);

· специальные, которые действуют лишь в отношении определенных категорий (видов) субъектов — военнослужащих, сотрудников милиции, водителей, работников торговли, лиц, ответственных за соблюдение правил пожарной безопасности и т.п. (например, нормы, определяющие статус военнослужа-щих, права и обязанности сотрудников милиции).

5. Предел действия в пространстве. В данном случае административно-правовые нормы делятся так:

· общероссийские (федеральные), действующие в пределах территории всей Российской Федерации (например, нормы, содержащиеся в Кодексе РФ об административных правонарушениях);

· субъектов Российской Федерации, действующие в пределах территории соответствующих субъектов Российской Федерации (например, нормы, содержащиеся в законе области об административных правонарушениях);

· муниципальные, действующие в пределах территории соответствующих муниципальных образований — районов, городов и т.п. (например, нормы, содержащиеся в правилах благоустройства города);

· ограниченно-территориальные, действующие в пределах части территории административно-территориального образования (части района, части области и т.п.), в частности, в связи с введением на этой территории военного или чрезвычайного положения);

· локальные, действующие в пределах государственных органов и учреждений, органов местного самоуправления и муниципальных учреждений (например, нормы, содержащиеся в административных и служебных регламентах органов исполнительной власти, в правилах внутреннего распорядка государственных учреждений и т.п.).

6. Регулируемый объем административно-публичной сферы. В зависимости от этого можно выделить следующие виды норм административного права:

· общие, действующие в пределах всей административно-публичной сферы (например, нормы, определяющие общие принципы организации исполнительной власти в Российской Федерации);

· отраслевые, действующие в пределах определенной части административно-публичной сферы — отрасли публичного управления (например, нормы, регулирующие осуществление государственного управления в сфере здравоохранения и социальной защиты, в сфере образования и науки и т.п.);

· межотраслевые, действующие в рамках нескольких частей административно-публичной сферы — отраслей публичного управления (например, нормы, определяющие общий порядок подготовки и издания принятия нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: