Методы административно-правового регулирования




Диспозитивный метод административного права напрямую не регулирует общественные отношения, а предоставляет субъектам возможность самим действовать, но в четко ограниченных рамках, которые устанавливаются нормами права. Участники регулируемых право отношений сами берут на себя и исполняют различные обязанности, основываясь на равноправии.

Императивный метод административного права носит характер властного принуждения. Он при помощи предписаний устанавливает определенные правила поведения в различных областях государственного управления, причем, выход за установленные рамки участниками отношений не допускается. Такой метод базируется изначально на неравенстве сторон. Основную роль берет на себя государство в лице своих уполномоченных органов и устанавливает в одностороннем порядке правила поведения, которые должны неукоснительно соблюдаться другими субъектами правоотношений. Причем государство оставляет за собой контроль над исполнением установленных правил. Для административного права характерно более частое использование именно императивного метода.

ПРИНЦИПЫАП

· 1. общие (социально-правовые), или конституционные, к которым относятся такие принципы государственного управления (исполнительной власти), как объективность, эффективность, демократизм, разделение властей, федерализм, гласность, законность;

  • организационные, куда включаются, в частности, принцип распределения и нормативного установления полномочий органов государственного управления, принцип сочетания централизации и децентрализации исполнительной власти, принцип отраслевого управления, принцип территориального управления, принцип линейности и функциональности управления, принцип сочетания коллегиальности и единоначалия в управлении, принцип ответственности в управлении.

2.общеправовые;

  1. принцип верховенства прав и свобод человека в деятельности административных органов;
  2. принцип верховенства Конституции РФ над законами РФ и законов РФ над подзаконными нормативными правовыми актами;
  3. принцип верховенства подзаконных нормативных правовых актов, обладающих большей юридической силой, над подзаконными нормативными правовыми актами, имеющими меньшую юридическую силу;
  4. принцип разделения властей (видов государственной деятельности), выражением которого является независимость административных органов от органов законодательной и судебной власти и невмешательство этих органов в текущую административно-публичную деятельность;
  5. принцип гласности (открытости) осуществления административно-публичной деятельности (за исключением случаев, когда необходимо обеспечить режим государственной или иной охраняемой законом тайны).

Спец.правовые

1.Принцип подзаконности и компетентности административно-публичной деятельности. Административно-публичная деятельность должна осуществляться только на основе соответствующих федеральных законов или законов субъектов РФ и только в пределах, установленных этими законами. Это означает, что административные органы в ходе осуществления властно-публичной деятельности не вправе издавать административно-правовые акты и совершать административно-правовые действия, не предусмотренные соответствующим законом, или предусмотренные законом, но не отнесенные к их компетенции.

2.Принцип централизации административно-публичной деятельности. Это есть важнейшее правовое начало организации административно-публичной деятельности, поскольку данная деятельность не может эффективно осуществляться без соответствующей централизации административных органов и подчиненности нижестоящих органов вышестоящим. Государственное управление и муниципальное управление могут эффективно осуществляться только при условии централизации административных органов, их соподчиненности при известной степени самостоятельности этих органов в пределах предоставленной им законом компетенции.

3. Принцип разграничения компетенции между административными органами. Его суть заключается в том, что компетенция административных органов должна быть разграничена как по вертикали, так и по горизонтали.В первом случае это четкое разграничение вопросов, отнесенных либо к ведению федеральных административных органов и административных органов субъектов РФ, либо к ведению государственных административных органов и административных органов местного самоуправления.во втором случае это четкое разграничение вопросов ведения между не подчиненными друг другу административными органами, созданными для выполнения различных видов административной деятельности и действующими параллельно, независимо друг от друга.

4. Принцип сочетания единоначалия и коллегиальности в административно-публичной деятельности. В административно-публичной деятельности должны разумно сочетаться, дополнять друг друга единоличные и коллегиальные способы осуществления этой деятельности.

5. Принцип недопустимости совмещения административно-публичной и предпринимательской деятельности. Сущность его заключается в следующем.

С одной стороны, административные органы, осуществляющие административно-публичную деятельность в соответствии с предоставленной им компетенцией, не вправе одновременно осуществлять какую-либо предпринимательскую деятельность, например, заниматься продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг, за исключением государственных.

С другой стороны, никакие хозяйствующие субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность, а именно предприятия, в том числе государственные и муниципальные, не могут быть наделены полномочиями административных органов и не вправе одновременно осуществлять и административно-публичную деятельность.

6. Принцип обоснованности властного вмешательства административных органов в предпринимательскую, социально-культурную и иную деятельность физических лиц и организаций. Сущность его состоит в том, что при осуществлении административно-публичной деятельности не допускается произвольное, необоснованное властное вмешательство административных органов в деятельность физических лиц и организаций. Такое властное вмешательство должно быть обосновано наличием предусмотренных законом фактических оснований.

7. принцип возложения бремени доказывания законности совершенных административными органами действий (бездействия), изданных (принятиях) ими правовых актов на сами эти органы. При возникновении и рассмотрении в административном или в судебном порядке спора между физическим лицом или организацией, с одной стороны, и административным органом, совершившим в отно-шении этого лица или организации какое-либо властное действие (бездействие) либо издавшим (принявшим) в отношении него (нее) индивидуальный правовой акт, с другой стороны, на данный орган возлагается обязанность доказать законность и обоснованность совершения соответствующего действия (бездействия), издания (принятия) правового акта.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: