Виды, методы и инструменты кредитования физических лиц в коммерческих банках




 

Доходность и эффективность деятельности коммерческих банков, привлекательность для населения предлагаемых ими розничных кредитов в рамках принятой кредитной политики определяется, в первую очередь, видами реализуемых кредитов, а также качественными и количественными параметрами процедуры кредитования, которыми руководствуются банковские работники в своей деятельности по предоставлению кредитов и управлению ими, и которые находят свое выражение в применяемых кредитными организациями методах и инструментах кредитования. Реализуемые кредитной организацией формы и виды предоставляемых кредитов, используемые методы и инструменты кредитования выступают составляющими кредитной политики и влияют на решение потенциального заемщика приобрести кредитный продукт, формирует у него четкое представление о привлекательности (непривлекательности) процедуры выдачи кредита, финансовых и организационных последствиях получения кредита в данной кредитной организации.

Исследование существующих подходов к пониманию сущности понятий «вид», «форма», «метод», «инструмент» розничного кредитования и соотношению между ними показывает, что различные исследователи трактуют их по-разному, что создаёт впечатление понятийного хаоса и отсутствия целостного представления о формах, видах, методах и инструментах розничного кредитования. Между тем, в условиях наблюдающейся в настоящее время высокой степени унификации, однотипности линейки розничных кредитов четкое понимание форм, видов розничных кредитов, а также методов и инструментов розничного кредитования дает возможность уточнить содержание розничного кредита в русле современных социально-экономических процессов, осуществлять достоверный сравнительный анализ деятельности различных кредитных организаций, делать обоснованные выводы о тенденциях и приоритетах развития розничного кредитования.

В настоящее время сложилась устойчивая практика употребления понятий «форма», «вид», «метод», «инструмент» как в отношении понятия «кредит», так и в отношении понятия «кредитование», с чем нельзя согласиться. Понятие «форма» заложено в самом определении кредита: кредит представляет собой форму движения ссудного капитала, отданного его собственником во временное пользование другим субъектам экономики за определенную плату под письменное обязательство их возврата в определенный срок. Уточняют форму кредита его виды. В свою очередь, кредитование представляет собой организацию процесса движения (выдачи, оформления, погашения, обеспечения и т. д.) ссудного капитала в рамках принятой и реализуемой кредитной политики, причем способы этой организации предполагают применение соответствующих методов и инструментов. Таким образом, по нашему мнению, в отношении понятия «кредит» правомерно употребление понятий «форма кредита» и «вид кредита», а в отношении понятия «кредитование» – «метод кредитования» и «инструмент кредитования».

Для понимания сущности розничного кредита первостепенное значение имеет правильная квалификация понятия «вид розничного кредита» и его соотношение с понятием «форма розничного кредита».

Следует признать, что в научных исследованиях нет четкого представления о формах и видах розничного кредита. Тем не менее, можно выделить ряд исследований, авторы которых предприняли попытку выяснить природу форм и видов розничного кредита.

Например, П.А. Тележников [157, С. 12-21] предложил собственную классификацию форм кредита, предоставляемого физическим лицам. По его мнению, форма кредита выступает внешним требованием цели, характера и организации кредитных отношений. Автор подчеркивает, что в экономической литературе по-разному классифицируются формы розничного кредита, исходя из таких критериев как состав участников, объекты ссуд, назначение кредита, сроки выдачи кредитов, наличие или отсутствие обеспечения, метод погашения и др. В основе предложенной П.А. Тележниковым классификации форм розничного кредита лежит, с позиций автора, наиболее важный, имеющий критериальное значение, фактор, а именно целевое назначение потребительского кредита, определяющее основные параметры кредита – сумму и срок кредита, величину процентной ставки, метод погашения и т. д. Все банковские кредиты для физических лиц автор делит на две группы: ипотечный кредит и потребительский кредит, а в составе последнего выделяет кредитную карту, кредит на неотложные нужды, товарный кредит, другие виды целевых кредитов (на обучение, на рождение ребенка и др.), а также автокредитование (рисунок 2).

 
 

 

 


Рисунок 2 – Классификация форм банковских кредитов для физических лиц в соответствии с подходом П.А. Тележникова [157, С. 13]

 

Недостатком подхода П.А. Тележникова к пониманию форм кредита является отсутствие четкой позиции по данному вопросу. Автор делает тождественными понятия «форма кредита» и «вид кредита». Предложив собственную классификацию форм кредита и описывая их, автор в одних случаях называет представленные на рисунке 2 кредиты формами кредита, а в других те же кредиты – видами кредита. К тому же, ссылаясь на важность вопроса, связанного с исследованием «видов и форм кредита» [157, С. 12], П.А. Тележников на первое место ставит виды, а на второе – формы кредита, хотя общеизвестно, что вид любого объекта – это его уточненная форма.

Несмотря на то, что вид – понятие многозначное [39], в общем случае вид представляет собой группу объектов с общими признаками, сходно изменяющихся под влиянием факторов внешней среды. Вид исследуемого объекта уточняет его форму.

По нашему мнению, вид кредита – это совокупность кредитов со сходным целевым назначением и условиями выдачи. Вид кредита представляет собой уточненную форму кредита, например, в случае розничного кредита – банковскую и небанковскую.

По нашему мнению, вид кредита выражает фундаментальные элементы кредитования, к которым принято относить, во-первых, субъект кредитования (физические лица, предприятия, банки, государство); во-вторых, обеспечение кредита; в-третьих, объект кредитования (выражает предмет в его материальном, осязаемом состоянии, а также материальный процесс в целом, который вызывает потребность в ссуде и ради обеспечения непрерывности и ускорения которого заключается кредитная сделка) [19, С. 243-250]. Базовые элементы системы кредитования неотделимы друг от друга, причем каждый из них дополняет друг друга. Разрыв их единства неизбежно подрывает функционирование всей системы и может привести к нарушению возвратности банковских ссуд. Независимо от организационных основ, технологий кредитных операций именно эти три базовых элемента имеют основополагающее значение и определяют характер и целевое назначение кредитной сделки.

В экономической литературе виды банковского розничного кредита принято характеризовать посредством различных видовых классификационных признаков: по размерам; по виду обеспечения; по сроку кредита; по сфере применения кредита; по способу выдачи; по связи кредита с движением капитала; по виду валюты и т. д. [19, С. 246-249; 161, С. 166-168; 166, С. 330-331]. Еще в одном источнике справедливо указывается на то, что каждая форма кредита имеет большое число видов, однако деление на виды рассматривается только с позиций различий в обеспечении кредита [164, С. 366].

А.К. Бахшиян [22, С. 12-13] все виды банковского кредитования населения определяет как услуги розничного кредитования и подразделяет его на целевое и нецелевое (рисунок 3), причем в рамках целевого кредитования выделяет автомобильное, ипотечное, потребительское кредитование, а в составе нецелевого кредитования – кредитные карты, кредитование на неотложные нужды, экспресс кредитование.

 

 


Рисунок 3 – Классификация видов банковских услуг в розничном секторе в соответствии с подходом А.К. Бахшияна [22, С. 13].

 

По мнению Е.О. Литвинова [82, С. 78], предоставляемые коммерческими банками розничные кредиты делятся на две группы: целевые (ипотечные кредиты, кредиты на покупку автомобиля; образовательные кредиты; кредиты на покупку товаров и услуг, оформляемые в торговых предприятиях) и нецелевые (потребительские беззалоговые кредиты; потребительские кредиты, выдаваемые под обеспечение (поручительство); кредитные карты (рисунок 4).

 
 

 


Рисунок 4 – Виды кредитов, предоставляемых коммерческими банками населению, в соответствии с подходом Е.О. Литвинова [82, С. 78]

 

Также на делении розничных кредитов на две основные группы – целевые и нецелевые – основан подход А.А. Поповой [118, С. 11-12]. Видовой состав потребительских кредитов должен рассматриваться, по ее мнению, исходя из целей кредитования (рисунок 5).

Нецелевые кредиты, по мнению А.А. Поповой, включаютперсональные личные ссуды, экспресс-кредиты, кредиты по банковским картам. В состав целевых кредитов входят ипотечные кредиты, автокредиты, образовательные кредиты и кредиты на лечение. При этом под персональной (личной) ссудой автор предлагает понимать кредит, выдаваемый банком частному лицу для оплаты покупок потребительских товаров длительного, пользования (автомашины, мебель и пр.) или для оплаты особых видов расходов: оплата путешествия, свадьбы, ремонт жилья и т.д.

 

Рисунок 5 – Классификация потребительских кредитов в соответствии с подходом А.А. Поповой [118, С. 12]

 

Подход Е.О. Литвинова и А.А. Поповой к видовой классификации розничных кредитов можно считать вполне обоснованным. Представленный данными авторами состав целевых и нецелевых кредитов был характерен для рынка розничного кредитования в докризисный период, остался неизменным и в настоящее время. Мировой финансовый кризис, начавшийся в 2008 г., резко изменил состояние и приоритеты развития российской экономической системы. Развитие кризисных явлений шло поэтапно. Сначала возникли сложности на финансовом рынке, далее начались трудности в банковской системе. Затруднение привлечения средств на рынке межбанковских кредитов в совокупности с критическим ухудшением ситуации на рынке ценных бумаг нарушило нормальное функционирование рыночного механизма перераспределения ликвидности [86, С.5]. Как следствие, кризис внес существенные коррективы в функционирование розничного кредитного рынка, прежде всего, за счет повышения требований к заемщикам, ужесточения условий кредитования и пр., однако видовой состав кредитов, представленных на розничном кредитном рынке, существенно не изменился. Более того, необходимость развивать свои активные операции вынудила кредитные организации совершенствовать состав предоставляемых кредитов. Например, в период рецессии на рынке розничного кредитования появился и получил дальнейшее развитие в посткризисный период такой вид кредитов как кредит на отдых.

Таким образом, с учетом точек зрения авторов, исследовавших вопросы сущности и систематизации видов банковских розничных кредитов, можно утверждать, что все розничные кредиты делятся на две основные группы кредитов – целевые и нецелевые. В состав каждой группы входят соответствующие виды кредитов, под каждым из которых понимается совокупность кредитов со сходным целевым назначением и условиями выдачи. В состав нецелевых кредитов включаются все виды кредитов, цель которых не обозначается, в том числе кредиты, предоставляемые по кредитным картам. В состав целевых кредитов попадают жилищные кредиты, автокредиты, кредиты на образование и пр. Данная видовая характеристика розничных кредитов полностью подтверждается современной практикой розничного кредитования.

Важное место в теории и практике кредитования занимает вопрос понимании сущности и способов систематизации методов и инструментов, к которым прибегают кредитные организации, осуществляя процесс розничного кредитования. Количество исследований по данному вопросу крайне ограничено.

Например, существует точка зрения, что методы кредитования различаются в зависимости от целей кредитования, а также по признаку того, что ссуды могут быть простыми (предоставляемыми на определенный срок и погашаемыми с расчетного счета) и комплексными (выдаваемыми и погашаемыми в автоматическом режиме со специального счета) [164, С. 366]. Однако, как было указано выше, целевое назначение кредита определяет виды розничных кредитов, а не методы кредитования. Квалификация методов кредитования по признаку деления ссуд на простые и комплексные нецелесообразна применительно к розничному кредитованию.

Одним из немногочисленных исследователей, попытавшимся дать четкое определение методам кредитования, является Л.В. Трускова [161, С. 166-168, 176]. Под методами кредитования, по мнению данного автора, следует понимать способы выдачи и погашения кредита в соответствии с принципами кредитования. По способу выдачи автор разделяет ссуды на компенсационные и платежные. В первом случае кредит направляется на расчетный счет заемщика для возмещения последнему его собственных средств, вложенных либо в товарно-материальные ценности, либо в затраты. Во втором случае ссуда направляется непосредственно на оплату расчетно-денежных документов, предъявленных заемщику к оплате по кредитуемым мероприятиям. По методам погашения автор различает ссуды, погашаемые в рассрочку (частями, долями), и ссуды, погашаемые единовременно (на одну определенную дату).

С точки зрения Е.О. Литвинова [82, С. 31-32], розничный кредит реализуется двумя основными методами кредитования – прямым и косвенным. При предоставлении прямого кредита заключается кредитный договор между банком и заемщиком – пользователем ссуды. Косвенный банковский кредит предполагает наличие посредника в кредитных отношениях банка с клиентом. Такими посредниками чаще всего выступают предприятия розничной торговли. Кредитный договор в этом случае заключается между клиентом и магазином, который в дальнейшем получает ссуду в банке. Прямое банковское кредитование выгодно отличается от косвенного простотой организации кредитного процесса, что позволяет определить экономическую целесообразность выдачи ссуды и организовать действенный контроль за ее использованием и погашением. В том случае, если посредником выступает работодатель заемщика (так называемая корпоративная розница), косвенное кредитование способно существенно снизить риски кредитной организации, поскольку в данном случае появляется возможность с большей степенью достоверности определить кредитоспособность заемщика. Важным преимуществом косвенного кредитования для заемщика является возможность получить ссуду в момент возникновения потребности в ней (в торговой организации при покупке товаров посредством экспресс кредитования и использования кредитной карты). Как показывает отечественный и, преимущественно, зарубежный опыт кредитования населения, в отношении наиболее важных для социально-экономического развития страны розничных кредитов (например, образовательных), посредником может выступать государство или формируемые им структуры.

Опираясь на многочисленные толкования понятия «метод» [26, С. 487; 98, С. 521; 106, С. 346], можно утверждать, что метод – это способ достижения, совокупность приемов практического осуществления чего-либо. Применительно к розничному кредиту под методами кредитования, по нашему мнению, следует понимать способ предоставления кредита по двум признакам: по форме предоставляемых заемщику денежных средств – в наличной денежной форме и в безналичной денежной форме; по составу участников кредитования: прямое (с участием банка – кредитора и заемщика) и косвенное (с участием банка – кредитора, заемщика и продавца кредитуемых товаров).

В данном вопросе сложилась достаточно устойчивая практика. Например, все потребительские нецелевые кредиты объединяет одно общее свойство – кредит выдаётся наличными деньгами, которыми заёмщик может распорядиться по своему усмотрению. Ипотечные кредиты имеют строго целевое назначение, но также выдаются в наличной форме. Автокредиты предоставляются в безналичной форме, а кредитные карты совмещают оба метода кредитования – наличный и безналичный.

Косвенный (с участием банка – кредитора, заемщика и продавца кредитуемых товаров) метод кредитования предоставляется физическим лицам на покупку потребительских товаров в сети организаций, осуществляющих их реализацию. Данный метод широко применяется в экспресс-кредитовании, осуществляемом торговыми предприятиями, реализующими аудио, видео, бытовую технику, мебель и пр. Банк заключает договор с торговой фирмой о кредитовании ее покупателей, а фирма берет на себя поручительство по долговым обязательствам покупателей – заемщиков перед банком. При этом кредитование осуществляется в безналичной денежной форме под приобретение конкретного товара. Примером косвенного кредитования выступает автокредитование, при котором выдача кредита осуществляется при условии перечисления определенной величины собственных средств заемщика в виде первоначального взноса на расчетный счет торговой организации, а сумма кредита, предоставляемого банком, не превышает суммы, подлежащей к оплате, указанной торговой организацией в платежных документах, предоставляемых банку.

Влияние методов розничного кредитования на общественный продукт определяется удобством условий предоставления кредита для заемщика, что напрямую сказывается на объемах кредитования банков. Например, предоставление жилищных розничных кредитов как в наличной, так и в безналичной форме позволяет заемщику в наиболее удобной для продавца объекта недвижимости оплачивать сделку по ее покупке и, тем самым, предельно ее ускорять. Приобретение кредитов с участием продавца кредитуемых товаров (торгового предприятия) дает возможность заемщику в предельно короткие сроки приобрести требуемый товар. Признаком негативного влияния методов кредитования на общественный продукт, как и в случае с видами предоставляемых банками кредитов, является снижение спроса на кредиты, доходов и прибыли банков. Причиной этого выступает недоучет банками потребностей их клиентов в части обеспечения для них наиболее удобных условий предоставления кредитов.

Все методы розничного кредитования реализуются посредством соответствующих инструментов. В соответствии с подходом Е.О. Литвинова [82, С. 32], инструментами розничного кредитования выступают сами кредиты, причем, исходя из двойственной сущности розничного кредита, имеющего черты как ссуды денег, так и ссуды капитала, автор разделяет все кредиты, предоставляемые физическим лицам, либо как инструменты финансирования конечного непроизводительного потребления, либо как инструменты финансирования накопления, обеспечения прироста своего капитала, в т. ч. особой его разновидности – человеческого капитала.

По нашему мнению, инструменты розничного кредитования необходимо рассматривать с позиций того, что они представляют собой параметры кредитования, предусматривающие определенные варианты действий заемщиков, и направленные на реализацию основных принципов кредита – его срочности, платности и возвратности. Соответственно, к числу кредитных инструментов в розничном кредитовании следует отнести сумму заемных средств, срок кредитования, годовую процентную ставку по кредиту, льготный беспроцентный период, условия возврата кредита и пр.

Влияние инструментов розничного кредитования на деятельность коммерческих банков заключается в формировании каждым банком в рамках своей кредитной политики качественных и количественных параметров кредитования, определяющих финансовую и организационную нагрузку заемщиков, привлекательность и доступность розничных кредитов для населения. В свою очередь, это определяет объемы розничных кредитов, предоставленных банком, уровень его участия в создании общественного продукта.

Совершенно очевидно, что условием успешной деятельности коммерческих банков является формирование таких качественных и количественных параметров кредита, которые обеспечивают привлекательность розничных кредитов для населения. Как следствие, увеличивается спрос на кредиты, возрастают доходы и прибыль банков. Высокий уровень стандартизации кредитных инструментов, возникающая при этом однотипность кредитных продуктов, снижающая их привлекательность для населения; недостаточная ориентация кредитных инструментов на снижение долговой нагрузки заемщиков, облегчение процедуры получения и возврата кредита снижают эффективность деятельности банков.

В таблице 1 предложен способ систематизации видов розничного кредита, методов и инструментов розничного кредитования в рамках банковской формы кредита.

Таблица 1 – Систематизация видов розничного кредита, методов и инструментов розничного кредитования

Виды розничного кредита Методы розничного кредитования Инструменты розничного кредитования
Нецелевые кредиты (в том числе по кредитным картам) Целевые кредиты (жилищные, образовательные, автокредиты и пр.) По способу предоставления денежных средств: - в наличной денежной форме; - в безналичной денежной форме. По составу участников кредитования: - прямое (с участием банка – кредитора и заемщика); - косвенное (с участием банка – кредитора, заемщика и продавца кредитуемых товаров) Минимальная – максимальная сумма кредита Первоначальный взнос Срок кредитования Годовая процентная ставка Льготный беспроцентный период Комиссии за выдачу и обслуживание кредита Условия возврата кредита (в том числе его досрочного погашения) Штрафные санкции за несвоевременное погашение кредита Обеспечение кредита Состав документов, предоставляемых заемщиком Срок рассмотрения заявки Требования к социальному статусу заемщика (возраст, пол и пр.)

Примечание: составлено автором

 

Таким образом, на основе анализа подходов разных авторов уточнена сущность понятий «форма кредита» «вид кредита», «метод кредитования», «инструмент кредитования», установлено соотношение между ними, а также предложены способы их систематизации, что позволяет обеспечивать терминологическую однозначность и единство в понимании сущности этих дефиниций, повышать достоверность результатов прикладных исследований розничного кредитования на основе применения единого понятийного аппарата в данной области.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: