Эжен Изаи – бельгийский скрипач и композитор.




Чекменёва Д.А.

МСИ-4

История исполнительского искусства

От 10.04.2020

Зарубежное скрипичное исполнительство второй половины 19 века – первой половины 20.

Пабло Сарасате – выдающийся итальянский скрипач и композитор.

Эжен Изаи – бельгийский скрипач и композитор.

 

Испанский скрипач и композитор П. Сарасате был блестящим представителем вечно живого, виртуозного искусства. «Паганини конца века, король искусства каденцирования, солнечно светлый художник», — так называли Сарасате современники. Перед его замечательным инструментализмом преклонялись даже принципиальные противники виртуозности в искусстве — И. Иоахим и Л. Ауэр. Сарасате родился в семье военного капельмейстера.

Отец его, баск по национальности, был хорошим музыкантом. Первоначально он сам обучал сына на скрипке. В 8-летнем возрасте вундеркинд дал концерт в Ла-Корунье и одаренность его была столь очевидной, что отец решил везти его в Мадрид. Здесь он отдал мальчика в обучение Родригесу Саесу. Испанская королева Изабелла, восхищенная талантом маленького музыканта, наградила Сарасате скрипкой А. Страдивари и предоставила ему стипендию для обучения в Парижской консерватории.

Лишь одного года занятий в классе Д. Алара было достаточно, чтобы тринадцатилетний скрипач окончил одну из лучших консерваторий мира с золотой медалью. Однако чувствуя потребность в углублении музыкально-теоретических знаний, он еще 2 года занимался в классе композиции. Завершив образование, Сарасате совершает множество концертных поездок по странам Европы и Азии. Дважды (1867-70, 1889-90) он предпринял большое концертное турне по странам Северной и Южной Америки. Его концерты во всех европейских странах проходили с триумфом, а у себя на родине он стал национальным героем. В 1880 году в Барселоне восторженные почитатели Сарасате устроили факельное шествие, на котором присутствовало 2000 человек.

Сарасате неоднократно посещал Россию. Впервые — в 1869 году он посетил только Одессу; вторично — в 1879 году гастролировал в Петербурге и Москве. Тесные творческие и дружеские узы связывали его с русскими музыкантами: П. Чайковским, Л. Ауэром, К. Давыдовым, А. Вержбиловичем, А. Рубинштейном.

Россия покорила Сарасате своим гостеприимством. Через 2 года он снова дает здесь серию концертов. После первого концерта, состоявшегося 28 ноября 1881 года в Петербурге, в котором Сарасате выступил вместе с А. Рубинштейном. Приезд Сарасате в Петербург в январе 1898 года снова отмечен триумфом. Несметная толпа публики заполнила зал Дворянского собрания (нынешней Филармонии). Вместе с Ауэром Сарасате дал квартетный вечер, на котором исполнил «Крейцерову сонату» Бетховена.

В последний раз Петербург слушал Сарасате уже на склоне его жизни, в 1903 году, и отзывы прессы свидетельствуют о том, что виртуозное мастерство он сохранил до старости.

Секрет творческого и личностного обаяния Сарасате современники видели в почти детской непосредственности его мировосприятия. Ясное, жизнерадостное искусство испанского виртуоза почти в течение полувека пленяло слушателей. Его игра привлекала особым певуче-серебристым звучанием скрипки, исключительным виртуозным совершенством, феерической легкостью и, кроме того, романтической приподнятостью, поэтичностью, благородством фразировки. Репертуар скрипача был исключительно обширен. Но с наибольшим успехом он исполнял собственные сочинения: «Испанские танцы», «Баскское каприччио», «Арагонскую охоту», «Андалусскую серенаду», «Наварру», «Хабанеру», «Цепатеадо», «Малагуэнью», знаменитые «Цыганские напевы». В этих сочинениях особенно рельефно проявились национальные черты композиторского и исполнительского стиля Сарасате: ритмическое своеобразие, колористическое звукоизвлечение, тонкое претворение традиций народного искусства. Все эти сочинения, как и две большие концертные фантазии «Фауст» и «Кармен» (на темы одноименных опер Ш. Гуно и Ж. Бизе), до сих пор остаются в репертуаре скрипачей. Произведения Сарасате оставили значительный след в истории испанской инструментальной музыки, оказав заметное влияние на творчество И. Альбениса, М. де Фальи, Э. Гранадоса.

Многие крупные композиторы того времени посвящали Сарасате свои произведения. Именно в расчете на его исполнение были созданы такие шедевры скрипичной музыки, как Интродукция и рондо-каприччиозо, «Хаванез» и Третий скрипичный концерт К. Сен-Санса, «Испанская симфония» Э. Лало, Второй скрипичный концерт и «Шотландская фантазия» М. Бруха, концертная сюита И. Раффа. Выдающемуся испанскому музыканту посвятили свои сочинения Г. Венявский (Второй скрипичный концерт), А. Дворжак («Мазурек»), К. Гольдмарк и А. Макензи.

Ауэр ставил Сарасате (после Вьетана и Иоахима) выше всех скрипачей второй половины XIX века. В игре Сарасате его удивляли необыкновенная легкость, естественность, непринужденность его технического аппарата.

Ряд сведений о технических элементах игры Сарасате сообщает Ауэр. Он пишет, что Сарасате (и Венявский) «обладали стремительной и точной, чрезвычайно длинной трелью, являвшейся прекрасным подтверждением их технического мастерства». В другом месте той же книги Ауэра читаем: «Сарасате, обладавший ослепительным тоном, употреблял только staccato volant (т. е. летучее стаккато.— Л. Р.), не очень быстрое, но бесконечно грациозное. Последняя черта, то есть грация, освещала всю его игру и дополнялась исключительно певучим звуком, однако не слишком сильным». Сравнивая манеру держания смычка Иоахима, Венявского и Сарасате, Ауэр пишет: «Сарасате держал смычок всеми пальцами, что не мешало ему выработать свободный, певучий тон и воздушную легкость в пассажах».

В Испанских танцах Сарасате создал красочные инструментальные обработки родных ему напевов и сделаны они с тонким вкусом, изяществом. От них — прямой путь к миниатюрам Гранадоса, Альбениса, де Фалья. Фантазия на мотивы из «Кармен» Бизе — едва ли не лучшая в мировой скрипичной литературе в избранном композитором жанре виртуозных фантазий. Ее смело можно поставить в один ряд с самыми яркими фантазиями Паганини, Венявского, Эрнста.

Сарасате первый из скрипачей, чья игра была записана на грампластинки; он исполнил Прелюдию из Ми-мажорной партиты И.-С. Баха для скрипки соло, а также Интродукцию и тарантеллу собственного сочинения.

Сарасате умер в Биаррице 20 сентября 1908 года 64 лет от роду. Все, что нажил, он завещал главным образом художественным и благотворительным организациям. По 10 000 франков получили Парижская и Мадридская консерватории; кроме того каждая из них — по скрипке Страдивари. Большая сумма была предназначена для премий музыкантам. Свою замечательную художественную коллекцию Сарасате передал родному городу Памплоне.

Э. Изаи был последним наряду с Ф. Клейслером виртуозом-композитором, продолжавшим и развивавшим традиции романтического искусства выдающихся скрипачей XIX в. Огромный масштаб мыслей и чувств, богатство фантазии, импровизационная свобода выражения, виртуозное мастерство выдвинули Изаи в число выдающихся интерпретаторов, определили самобытный характер его исполнительского и композиторского творчества. Его вдохновенные интерпретации во многом помогли популярности творчества С. Франка, К. Сен-Санса, Г. Форе, Э. Шоссона.

Изаи родился в семье скрипача, который стал обучать сына в 4 года. Семилетний мальчик уже играл в театральном оркестре и одновременно обучался в Льежокой консерватории у Р. Массара, затем в Брюссельской у Г. Венявского и А. Вьетана. Путь Изаи на концертную эстраду оказался нелегким. Вплоть до 1882г. он продолжал работать в оркестрах — был концертмейстером берлинского оркестра Бильзе, выступления которого проходили в кафе. Лишь по настоянию А. Рубинштейна, которого Изаи называл «своим истинным учителем интерпретации», он уходит из оркестра и принимает участие в совместном с Рубинштейном турне по Скандинавии, что и определило его карьеру одного из лучших скрипачей мира.

В Париже исполнительское искусство Изаи вызывает всеобщее восхищение, как и первые сочинения, среди которых «Элегическая поэма». Франк посвящает ему свою знаменитую скрипичную Сонату, Сен-Санс — Квартет, Форе — фортепианный Квинтет, Дебюсси — Квартет и скрипичный вариант «Ноктюрнов». Под влиянием «Элегической поэмы» для Изаи создает «Поэму» Шоссон. В 1886 г. Изаи поселяется в Брюсселе. Здесь он создает квартет, ставший одним из лучших в Европе, организует симфонические концерты (получившие название «Концерты Изаи»), где выступают лучшие исполнители, преподает в консерватории.

Более 40 лет продолжалась концертная деятельность Изаи. С огромным успехом он выступает не только как скрипач, но и как выдающийся дирижер, особенно прославившийся исполнением сочинений Л. Бетховена, французских композиторов. В Covent Garden он дирижирует «Фиделио» Бетховена, в 1918-22 гг. становится главным дирижером оркестра в Цинциннати (США).

Изаи принадлежит свыше 30 инструментальных сочинений, написанных, по большей части, для скрипки. Среди них 8 поэм — один из наиболее близких его стилю исполнения жанров. Это одночастные сочинения, импровизационного характера, близкие импрессионистической манере высказывания. Наряду с широко известной «Элегической поэмой» популярны «Сцена у прялки», «Зимняя песня», «Экстаз», имеющие программный характер.

Наиболее новаторскими сочинениями Изаи являются его Шесть сонат для скрипки solo, также программного характера. Изаи принадлежат также многочисленные пьесы, в т. ч. мазурки и полонезы, созданные под влиянием творчества его учителя Г. Венявского, Соната для виолончели solo, каденции, многочисленные транскрипция, а также оркестровое сочинение «Вечерние гармонии» с солирующим квартетом.

Эжен Изаи служит связующим звеном между франко-бельгийским скрипичным искусством конца XIX и начала XX столетий. Но воспитал его XIX век; Изаи лишь передал эстафету великих романтических традиций этого века тревожному и скептическому поколению скрипачей XX столетия.

Ему близки были основные течения галльской музыкальной культуры: высокая одухотворенность Сезара Франка; лирическая ясность, изящество, виртуозный блеск и красочная изобразительность сочинений Сен-Санса; зыбкая утонченность образов Дебюсси. В творчестве своем он также прошел путь от классичности, имеющей черты общности с музыкой Сен-Санса, к импровизационно-романтическим сонатам для скрипки соло, на которые легла печать не только импрессионизма, но и постимпрессионистской эпохи.

Изаи родился 6 июля 1858 года в шахтерском пригороде Льежа. Отец его Никола был оркестровым музыкантом, дирижером салонных и театральных оркестров; в молодости некоторое время занимался в консерватории, но материальные затруднения не позволили ее окончить. Он-то и стал первым педагогом сына. Обучаться игре на скрипке Эжен начал с 4-летнего возраста, а в 7 лет сел в оркестр. Семья была большая (5 детей) и нуждалась в приработке.

Уроки отца Эжен вспоминал с благодарностью: «Если в дальнейшем Родольф Массар, Венявский и Вьетан открыли для меня горизонты, касающиеся интерпретации и технических приемов, то искусству заставить скрипку говорить научил меня отец».

В 1865 году мальчика определили в Льежскую консерваторию, в класс Дезире Хейнберга. Учение приходилось совмещать с работой, что неблагоприятно отражалось на успехах. В 1868 году умерла мать; это еще более затруднило быт семьи. Через год после ее смерти Эжен вынужден был оставить консерваторию.

До 14 лет он развивался самостоятельно — много играл на скрипке, изучая произведения Баха, Бетховена и обычный скрипичный репертуар; много читал, — и все это в промежутках между разъездами по Бельгии, Франции, Швейцарии и Германии с оркестрами, которыми дирижировал отец.

К счастью, когда ему исполнилось 14 лет, его услыхал Вьетан и настоял на том, чтобы мальчик вернулся в консерваторию. На этот раз Изаи учится в классе Массара и делает быстрые успехи; вскоре он завоевывает первую премию на консерваторском конкурсе и золотую медаль. Через 2 года он покидает Льеж и направляется в Брюссель. Столица Бельгии славилась своей консерваторией на весь мир, конкурируя с Парижской, Пражской, Берлинской, Лейпцигской и Петербургской. Когда юный Изаи приехал в Брюссель, класс скрипки в консерватории возглавлял Венявский. У него Эжен занимался 2 года, а закончил образование у Вьетана. Вьетан продолжил то, что начал Венявский. Он оказал немалое влияние на развитие эстетических взглядов и художественного вкуса молодого скрипача. В день столетия со дня рождения Вьетана Эжен Изаи в произнесенной им в Вервье речи сказал: «Он указал мне путь, открыл глаза и сердце».

Поездка по Скандинавии проходила успешно. Изаи часто играл с Рубинштейном, давая сонатные вечера. Будучи в Бергене ему удалось познакомиться с Григом, все три скрипичные сонаты которого он исполнял с Рубинштейном.

После турне по Скандинавии Рубинштейн содействует Изаи в заключении контракта на концерты в России. Первый его приезд состоялся летом 1882 года; концерты проходили в популярном в то время концертном зале Петербурга — Павловском курзале. Изаи имел успех. Пресса даже сравнила его с Венявским, а когда 27 августа Изаи сыграл Концерт Мендельсона, восторженные слушатели увенчали его лавровым венком.

Так начались длительные связи Изаи с Россией. Он появляется здесь в следующем сезоне — в январе 1883 года и кроме Москвы и Петербурга гастролирует в Киеве, Харькове, Одессе, в течение всей зимы. В Одессе он дал концерты вместе с А. Рубинштейном.

С 1886 года Изаи поселяется в Брюсселе, где вскоре вступает в «Клуб двадцати» (с 1893 г. общество «Свободная эстетика») — объединение передовых художников и музыкантов. В клубе господствовали импрессионистские влияния, члены его тяготели к самым новаторским для того времени течениям. Изаи возглавил музыкальную часть клуба, и на его базе организовал концерты, в которых кроме классики пропагандировал новейшие сочинения бельгийских и зарубежных композиторов.

Концертная деятельность Изаи в Брюсселе сочеталась с педагогической. Он стал профессором консерватории, с 1886 по 1898 год руководил ее скрипичными классами. Среди его учеников были видные впоследствии исполнители: В. Примроз, М. Крикбум, Л. Персингер и др.; огромное влияние Изаи оказал и на многих скрипачей, не учившихся в его классе, например на Ж. Тибо, Ф. Крейслера, К. Флеша. Й. Сигети, Д. Энеску.

Репертуар его обогащается и сочинениями новейших французских композиторов. В концертные программы Изаи охотно включал сочинения русских композиторов — пьесы Кюи, Чайковского («Меланхолическая серенада»), Танеева. Позднее, в 900-е годы он играл концерты Чайковского и Глазунова, а также камерные ансамбли Чайковского и Бородина.

К 1910 году здоровье Изаи пошатнулось. Напряженная концертная деятельность вызвала сердечное заболевание, нервное переутомление, развился диабет, обострилась болезнь левой руки. Врачи настоятельно рекомендуют артисту прекратить концерты. «Но эти врачебные средства означают смерть, — писал Изаи жене 7 января 1911 года. — Нет! Я не изменю своей жизни артиста до тех пор, пока у меня останется хоть один атом силы; пока я не почувствую упадок воли, которая меня поддерживает, пока мне не откажут пальцы, смычок, голова».

Словно бросая вызов судьбе, Изаи в 1911 году дает ряд концертов в Вене, в 1912 объезжает Германию, Россию, Австрию, Францию. В Берлине 8 января 1912 года на его концерте присутствовали Ф. Крейслер, специально задержавшийся в Берлине, К. Флеш, А. Марто, В. Бурместер, М. Пресс, А. Печников, М. Эльман. Изаи исполнил Концерт Элгара, в то время почти никому не известный. Концерт прошел блестяще. «Я играл «счастливым», я, играя, давал моей мысли изливаться как обильному, чистому и прозрачному источнику...»

После гастролей 1912 года по европейским странам Изаи едет в Америку и проводит там два сезона; вернулся он в Европу в самый канун мировой войны.

В период войны концертная жизнь в Европе почти замерла. Изаи лишь один раз выезжал с концертами в Мадрид. Поэтому он охотно принимает предложение поехать в Америку и отправляется туда в конце 1916 года. Однако Изаи уже 60 лет и интенсивную концертную деятельность вести ему не по силам. В 1917 году он становится главным дирижером симфонического оркестра в Цинциннати. На этом посту его и застало окончание войны. По контракту Изаи проработал с оркестром до 1922 года. Один раз, в 1919 году он приехал на лето в Бельгию, но вернуться туда смог только по окончании срока контракта.

В 1919 году в Брюсселе возобновили свою деятельность «Концерты Изаи». По возвращении артист попытался, как некогда, вновь стать во главе этой концертной организации, но пошатнувшееся здоровье и преклонный возраст не позволили ему долго осуществлять функции дирижера. Последние годы он посвятил себя в основном композиции. В 1924 году написал 6 сонат для скрипки соло, входящие в настоящее время в мировой скрипичный репертуар.

В конце 20-х годов здоровье Изаи окончательно расстроилось; резко усилились диабет, сердечное заболевание. В 1929 году ему ампутировали ногу. Лежа в постели он писал свое последнее крупное сочинение — оперу «Пьер рудокоп» на валлонском диалекте, то есть на языке того народа, сыном которого он был. Опера была завершена очень быстро.

В 1931 году его поразило новое несчастье — смерть сестры и дочери. Его поддерживала только мысль о предстоящей постановке оперы. Премьеру ее, состоявшуюся 4 марта в Королевском театре в Льеже, он слушал в клинике по радио. 25 апреля опера прошла в Брюсселе; в театр больного композитора доставили на носилках. Успеху оперы он радовался, как ребенок. Но это была уже его последняя радость. Он умер 12 мая 1931 года. Его смерть погрузила Бельгию в национальный траур. На похороны приехали из Франции Венсан д'Энди и Жак Тибо. Сердце Изаи в ценной шкатулке было перевезено в Льеж и погребено на родине великого артиста.

Исполнительство Изаи — одна из ярчайших страниц истории мирового скрипичного искусства. Изаи был истинным поэтом, романтиком скрипки, сочетая яркость темперамента с удивительной простотой и естественностью игры, грацию и утонченность с проникновеннейшим лиризмом.

 

Литература:

1. Раабен Л. Жизнь замечательных скрипачей. М.; Л.; 1967.

2. Гинзбург Л. С. История скрипичного искусства. В 3-х выпусках. Вып. 1. – М.: Музыка, 1990. – 303 с. https://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=19609&mode=DocBibRecorder

3. Популярный справочник. Творческие портреты композиторов / [Электронный ресурс] – URL: https://www.lib.ru/CULTURE/MUSICACAD/SPRAWOCHNIKI/portrets.txt. (дата обращения: 20.09.2017).

 

Д/з: Подготовить сообщение о творчестве австрийского скрипача и композитора Ф. Крейслера.

 

Контакты: 0505671932



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: