Российское законодательство, в том числе природоохранное, в настоящее время гармонизируется в соответствии с концепцией устойчивого развития. Следовательно, система управления отходами также должна строиться на принципах устойчивого развития.
Однако реализация принципов, заложенных в европейскую концепцию управления отходами, лимитируется уровнем компетенции региональных властей. Так, если рассматривать иерархию управления отходами, то опции «предотвращение» и «снижение» количества образующихся отходов (из иерархии обращения с отходами), «ответственность производителя», «принцип предосторожности» требуют федерального регулирования. Другие опции и принципы имеют отражение в российском законодательстве, поэтому на региональном уровне ими следует руководствоваться при установлении целей управления отходами, принятии технических решений и разработке инструментов, стимулирующих эффективное обращение с отходами.
Таким образом, принимая во внимание современные тенденции в области обращения с отходами и уровень компетенции региональной власти, можно заключить, что при разработке критериев выбора перспективных технологий по обращению с отходами необходимо основываться на следующих принципах:
§ принцип «загрязнитель платит» (ст.23 ФЗ-89 «Об отходах производства и потребления»);
§ принцип ответственности производителя (ст.24.1, ст.24.2, ст.24.5 ФЗ-89 «Об отходах производства и потребления»);
§ принцип экологической безопасности;
§ принцип близости (в Российском законодательстве продекларирован близкий по значению принцип «эколого-экономической эффективности»).
§ принцип приоритетности обращения с отходами в соответствии с п.2 ст.3 ФЗ-89 «Об отходах производства и потребления» (рисунок 4).
Рисунок 4. Принцип приоритетности обращения с отходами
Данные принципы следует дополнить направлениями реализации принципов в соответствии с требованиями законодательства.
§ выбор технологий не должен противоречить принципам эколого-экономической эффективности (или принципам использования наилучших доступных технологий при обращении с отходами);
§ технологии по обращению с отходами должны применяться комплексно (с учетом местных условий) для обеспечения максимального эколого-экономического эффекта;
§ на всех этапах обращения с отходами должны соблюдаться требования действующего законодательства РФ;
§ внедрение технологий обращения с отходами должно подкрепляться комплексом административных, экономических и экологических инструментов;
§ максимальное вовлечение заинтересованных сторон в процесс принятия решений по управлению отходами;
§ максимальное использование социальных инструментов для информирования и вовлечения населения и иных поставщиков отходов в деятельность по экологически безопасному обращению с отходами;
§ построение прозрачной иерархической структуры управления системой санитарной очистки. Обеспечение эффективной координации усилий между участниками системы обращения с отходами с целью принятия грамотных управленческих решений;
§ увеличение доли участия частного капитала в системе обращения с отходами;
§ внедрение эффективной системы мониторинга и контроля за обращением с отходами;
§ обновление и регулирование существующей системы нормативно-правовых актов, направленных на создание новых систем обращения с отходами и поддержки принципов платности любой деятельности, связанной с загрязнением окружающей среды.
С учетом принятых концептуальных подходов построения системы обращения с отходами производства и потребления на территории Забайкальского края и принятой модели развития можно сформулировать основные принципы построения технологической схемы обращения с отходами:
§ максимальное использование ресурсного потенциала отходов. Данный принцип предполагает построение системы обращения с отходами, направленной на извлечение максимального количества вторичного сырья за счет внедрения раздельного сбора (накопления), механобиологической и энергетической утилизации отходов перед окончательным захоронением.
§ минимизация количества отходов, направляемых на захоронение, с целью снижения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов может быть достигнута за счет отбора утильных фракций в виде вторичного сырья.
§ снижение токсичности отходов, направляемых на захоронение, за счет: извлечения токсичных отходов на стадии накопления и сбора. Основным требованием к захоронению отходов должен стать принцип исключения захоронения отходов, обладающих ресурсным потенциалом.
§ укрупнение объектов утилизации отходов и уменьшение общего числа объектов с целью повышения экономической эффективности инвестиций в развитие отрасли, строительства более совершенных объектов и минимизации негативного воздействия на стадии утилизации отходов.
§ внедрение современных технологий переработки отходов потребует значительных инвестиций. С целью снижения нагрузки на бюджеты различных уровней развитие системы обращения с отходами должно быть основано на максимальном вовлечении частных инвесторов в систему обращения с отходами. При этом бюджетные ассигнования в развитие объектов санитарной очистки должны выделяться для решения проблем обращения с «коммерчески непривлекательными» видами и образователями отходов.
При выборе технологических решений по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению ТКО на территории Забайкальского края необходимо анализировать передовой опыт регионов России по выбору наилучших доступных технологий.