Проблемное экономическое районирование




Современное экономическое пространство России, разнородное по уровню экономического развития и уровню жизни, включает множество территорий с особыми аномалиями. В теории региональной экономики такие особые территории принято называть проблемными районами (регионами).

Для целей государственного регулирования территориального развития выделяются различные типы проблемных регионов. Например, в типологии субъектов Федерации по уровню развития выделяют традиционно отсталые, депрессивные, традиционно развитые, программно развивающиеся. Особое значение имеют приграничные районы, конфликтные районы, районы Севера.

На основе «Концепции стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации», принятой на заседании Правительства РФ 30 июня 2005 г. Министерством регионального развития, разработана Типология регионов Российской Федерации. В Типологии все субъекты РФ объединены в семь групп (типов) по уровню развития, степени включенности в процессы глобализации, урбанизации и неоиндустриализации.

Регионы «Локомотивы» (мировые города и центры федерального значения) характеризуются высоким социально-экономических!, научно-техническим, кадровым потенциалом. Эти регионы осуществляют существенный вклад в прирост ВВП страны. Сформированная стратегическая инициатива позволяет стать центром развития для соседних территорий. Регион можно считать «локомотивом» (мировые города – СПб, Москва и центры федерального значения – Краснодарский край, Московская обл., Ленинградская обл., Свердловская обл., респ. Татарстан), если он удовлетворяет следующим условиям:

· регион осуществляет весомый вклад в прирост ВВП страны;

· регион имеет высокий научно-технический потенциал;

· в регионе (городской агломерации) сформирована стратегическая инициатива, имеющая значение для всей страны;

· в перспективе 10-12 лет регион может стать центром развития для соседних территорий.

Группа «Опорных регионов», в состав которой входят группы сырьевых и старопромышленных регионов. Регионы первой группы являются сырьевыми зонами России или экспортно-ориентированными территориями. Старопромышленные регионы характеризуются традиционными индустриальными производствами, переживающими в настоящий момент структурный кризис (устаревшая технологическая база, недостаточное рыночное позиционирование, низкий уровень жизни населения, дефицит квалифицированных кадров и т.п.). В состав входят группы сырьевых – Кемеровская обл., респ. Коми, Саха, Сахалинская обл. и старопромышленных - Белгородская, Волгоградская, Вологодская обл., Приморский, Хабаровский края (характеризуются традиционными индустриальными производствами, переживающими в настоящий момент структурный кризис (устаревшая технологическая база, недостаточное рыночное позиционирование, низкий уровень жизни населения, дефицит квалифицированных кадров и т.п.)) регионов.

 

Депрессивные регионы характеризуются значительным экономическим спадом в основных отраслях в течение последних 10 лет. На территории депрессивных регионов отмечается низкий уровень жизни населения, дефицит трудовых ресурсов. Характеризуются значительным экономическим спадом в основных отраслях в течение последних 10 лет. На территории депрессивных регионов отмечается низкий уровень жизни населения, дефицит трудовых ресурсов. Алтайский, Ставропольский края, Архангельская, Астраханская, Мурманская, Новгородская, Псковская обл., респ. Бурятия, Марий-Эл, Мордовия, Чукотский АО (характерны низкий уровень жизни населения, устаревшая технологическая база, недостаточное рыночное позиционирование, дефицит кадров) и кризисные – Брянская, Ивановская, Камчатская обл., респ. Адыгея, Алтай, Дагестан, Калмыкия, Карелия (характерны существенное отставание от других регионов страны по уровню социально-экономического развития, высокий уровень безработицы, слабая инфраструктурная обеспеченность роста городских поселений, высокий уровень социальных конфликтов). Депрессивные регионы делятся на фоновые и кризисные.

Отдельно выделяются Особые регионы (спецтерритории), для которых характерна сложная политическая ситуация и экономическая стагнация. Ингушетия, Чеченская респ. Для них характерны низкая пространственная мобильность, высокий уровень безработицы, экономическая стагнация, сложная политическая ситуация.

Важным условием благополучия России, ее безопасности и устойчивого развития является рациональное территориальное устройство. Страна нуждается в прочной пространственной конструкции, обеспечивающей нормальное существование и благоприятную среду жизнедеятельности людей, функционирование территориальных социально-экономических систем. Территориальную структуру (синоним территориального устройства) и ее опорный каркас — совокупность центров и соединяющих их магистралей — можно определить как экономико-географический механизм целостности страны. Рационализация территориальной структуры увеличивает заключающийся в ней потенциал скрепления частей страны в единое целое, формирует единые пространства: экономическое, культурное, научное. Неразвитая территориальная структура способствует развитию центробежных сил, ведущих к разрыву целостности, т.е. к сепаратизму и распаду страны.

 

К регионам-донорам относятся:

финансово-экономические центры (Москва, СПб.)

преимущественно сырьевые регионы

экономически развитые регионы (Башкирия, Татарстан)

промышленно развитые и частично сырьевые регионы (Красноярский край, Пермская, Самарская, Липецкая области)

К регионам-реципиентам относятся:

Кризисные регионы.

Кризисные регионы, расположенные в непосредственной территориальной близости, образуют так называемые кризисные пояса. На территории России сегодня выделяются следующие кризисные пояса: Центральный пояс, Южный пояс, Уральский пояс, Восточный пояс.

Депрессивные регионы - это территории, которые в настоящее время отличаются более низкими, чем в среднем по стране, показателями социально-экономического развития, но в прошлом были развитыми, а по некоторым показателям занимали ведущее место в стране.

Понятие и критерии инвестиционной привлекательности отраслей экономики и регионов

Инвестор – физическое или юридическое лицо (либо группа лиц), готовое передать капитал в управление с целью его увеличения, либо диверсификации своей деятельности.

Регион – сторона, ведущая инвестиционный проект, (юридическое лицо; администрация территории; администрация субъекта федерации; юридическое лицо с делегированными ему полномочиями от администрации территории, субъекта федерации и т.д.), желающая привлечь капитал для улучшения показателей своей деятельности.

Под инвестиционной привлекательностью будем понимать совокупность критериев, побуждающих инвестора относиться с предпочтением к вложению капитала в данную отрасль.

Классификация отраслей по инвестиционной привлекательности в трудах российских экономистов

1. Нарождающаяся отрасль

Отрасль, где основные продукты и технологии ещё находятся в процессе лабораторных исследований или опытных производств, в связи с чем вложения в отрасль, находящуюся на этой стадии, носят характер повышенного финансового риска и с позиции обычного инвестора являются менее предпочтительными.

2. Растущая отрасль

К растущим относятся отрасли, где продукция в перспективе будет пользоваться опережающим спросом.

3. Отрасль стабильного роста

Для стадии стабильного развития отрасли характерна устойчивая работа предприятия и уровень доходности равен среднему в экономике страны.

4. Увядающая отрасль

Увядающие отрасли – производящие устаревшую продукцию и работающие на устаревшей технологии

Центральный федеральный округ.

Факторы регионального развития:

1) центральное геополитическое и геоэкономическое положение в

стране;

2) столичные функции Москвы и ее ближайшего окружения;

3) мощный экономический и научно-технический потенциал;

4) инвестиционная привлекательность;

5) высокая степень экономической, в том числе транспортной освоенности территории;

6) наличие развитой производственной и социальной инфраструктуры;

7) обеспеченность квалифицированными кадрами;

8) функционирование уникальной научно-исследовательской и опытно-конструкторской базы;

9) огромный потребительский спрос на разнообразную продукцию.

Отраслевая структура хозяйства:

1. Машиностроение и металлообработка

2. Химическая и нефтехимическая пром-ть

3. Легкая промышленность

4. Топливно-энергетический комплекс

Территориальная структура хозяйства:

1. Москва и Московская обл.: Это крупный транспортный узел, где сходятся 11 железнодорожных линий, 15 автомобильных дорог. В Москве находятся 3 крупных речных порта (Западный, Северный и Южный) и 4 аэропорта, в том числе и международный.

Машиностроение(ПО «Электростальтяжмаш», «Метровагонмаш», Подольский аккумуляторный завод), текстильная пром-ть(Орехово-Зуево, Ногинск, Павловский Посад, Егорьевск, Серпухов, Наро-Фоминск.), пищевая индустрия, химическая пром-ть (ПО «Минудобрения», клинское и мытищинское ПО «Химволокно», Загорский лакокрасочный завод).

2. Восточный подрайон (Влад. и Иван. обл.): текстильная пром-ть (Иваново, Кинешма, Шуя, Вичуга, Фурманов, Тейково, Родники), машин-е, легкая и хим. пром-ть.

3. Северо-Восточный подрайон (Яросл. и Костр. Обл.): машиностроение и металлообработка (специализируется на судостроении, производстве двигателей, электромоторов, оборудования для химической, деревообрабатывающей и других отраслей промышленности), химическая пром-ть, лесной комплекс, пром-ть стройматериалов.

4. Северо-западный подрайно(Тверск. И Смол. Обл): легкая пром-ть, машиностроение и металлообработка, предприятия по производству стекла и фаянса, хим.пром-ть (ПО «Минудобрения»)

5. Южный подрайон (Орл, Брянск, Тульск, Рязанск, Калужск. обл.): машиностроение, легкая пром-ть, металлургич. пром-ть, хим. пром-ть, строй. пром-ть.

Рыночная специализация.

§ 80% - машиностроение

§ 75% - текстильная пром-ть

§ 50% - хим. пром-ть



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: