5. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫПО ТЕМЕ:
Для успешной работы на практическом занятии необходимо знать теоретический материал.
Вопросы:
1. Понятие «блокады сердца» (синоним), классификация, прогностическое значение разновидностей.
2. Понятие сино-аурикулярной блокады, разновидности, клинико-электрокардиографическая характеристика СА-блокад 1, 2, 3 степеней.
3. Понятие внутрипредсердной блокады, ЭКГ-признаки.
4. Атрио-вентрикулярные блокады (АВ-блокады), их классификация, причины, механизмы.
5. Клинико-электрокардиографическая характеристика АВ-блокады 1 степени.
6. Клинико-электрокардиографические признаки АВ-блокад 2 степени: Мебитц-1, Мебитц-2, прогрессирующая АВ-блокада 2 степени, синонимы.
7. Клинико-электрокардиографическая характеристика АВ-блокады 3 степени (синоним), разновидности, прогноз.
8. Определение синдрома Морганьи-Адамса-Стокса, его разновидности, клиника, прогноз, при каких нарушениях ритма и проводимости встречается, методы диагностики.
9. Синдром Фредерика, определение, клинико-электрокардиографические признаки.
10. Виды нарушения внутрижелудочковой проводимости (1,2,3х-пучковые).
11. ЭКГ-признаки блокады левой ножки пучка Гиса (полной, неполной).
12. ЭКГ-признаки блокады правой ножки пучка Гиса (полной, неполной).
13. Понятие синдрома преждевременного возбуждения желудочков (WPW, CLC, Махайма), их анатомическая основа, клинико-электрокардиографические признаки, прогноз.
14. Понятие синдрома удлиненного QT, разновидности, прогноз, клинико-электрокардиографические проявления.
6. ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ:
1. Нарисовать ЭКГ основных вариантов нарушения проводимости.
4. При разборе каждого варианты блокады сердца студент должен формулировать ответ по следующей схеме:
А) определение (суть блокады);
Б) причины, механизмы развития;
В) влияние на гемодинамику;
Г) прогноз (опасна ли для жизни);
Д) клиника блокады:
- жалобы, характерные для данной аритмии;
- изменение пульса, АД;
- изменения, определяющиеся при аускультации сердца
Е) характерные ЭКГ-признаки блокады.
5. Ответить на контрольные вопросы.
6. Решить ситуационные задачи по теме.
7.Ответить на тестовые задания
8. На занятии обследование больного с нарушением проводимости сердца, выявить клинические признаки аритмии по характерным жалобам, исследованию пульса, АД, аускультации сердца, сформулировать и обосновать предварительный диагноз, составить план обследования больного с нарушением проводимости, провести дифференциальную диагностику, сформулировать окончательный диагноз, назначить лечение.
Оценивание знаний, умений, навыков по теме занятия в том числе вклад в оценку уровня формирования у студента компетенции.
Оценка уровня сформированности у студента умений и навыков осуществляется с помощью БРС, из расчеста 5 баллов за занятие: 1 балл — текущий тест-контроль, 2 балла — устный ответ по дидактическое единице, 2 балла — за работу на больном.
Уровни сформированности компетенции:
5 баллов
4 балла
3 балла
Ситуационные задачи.
Мужчина 75 лет.
В течение 2 лет отмечает появление головокружения, слабости, эпизодов «потемнения в глазах», пошатывание при ходьбе. Ухудшение самочувствия за последние 2 месяца: появились кратковременные синкопальные состояния.
Объективно: Состояние удовлетворительное. ЧД = 20 в мин. АД = 110\70 мм рт ст. Границы сердца расширены влево на 1 см. Тоны сердца приглушены, аритмичные. В легких дыхание везикулярное.
ЭКГ:
1. Дайте заключение по ЭКГ.
2. Обозначьте тактику ведения пациента.
Тестовые задания к теме:
1.Периоды Самойлова-Венкенбаха характерны для:
А. Полной синоаурикулярной блокады
Б. Атриовентрикулярной блокады iii степени
В. Атриовентрикулярной блокады II степени тип Мебитц I
Г. Атриовентрикулярной блокады II степени тип Мебитц II
Д. Блокады левой ножки пучка Гиса
2. Электрокардиографическими признаками полной блокады левой ножки пучка Гиса является все, кроме:
А. Увеличение продолжительности комплекса QRS более 0,12 сек.
Б. Наличие в отведениях V5,V6 деформированных уширенных желудочковых комплексов типа R с расширенной вершиной
В. Наличие в отведениях V1,V2 уширенных комплексов типа QS или RS
Г. Наличие в отведениях avL недеформированных комплексов QRS
Д. Наличие дискордантных по отношению к комплексу QRS зубцов Т в отведениях V5,V6
3.Атриовентрикулярная блокада I степени при нормальной ЧСС проявляется СЛЕДУЮЩИМИ ПРИЗНАКАМИ:
А. Укорочением PQ < 0,12 сек.
Б. Удлинением PQ < 0,16 сек.
В. Удлинением PQ > 0,20 сек.
Г. Полным разобщением деятельности предсердий и желудочков
Д. Наличием выпадений комплекса QRS
4.Для синусовой брадикардии характерно:
А. ЧСС < 30 в мин.
Б. Интервал PQ > 0,24 сек.
В. Деформированные комплексы QRS
Г. ЧСС 40-60 в мин.
Д. Разные интервалы RR
5. Приступы Морганьи-Адамса-Стокса наиболее характерны для:
А. Внезапно развившейся полной атриовентрикулярной блокады дистального типа
Б. Пароксизмальной суправентрикулярной тахикардии
В. Атриовентрикулярной блокады I степени
Г. Брадиформы мерцательной аритмии
Д. Политопной желудочковой экстрасистолии
8. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ТЕМЫ:
Основная
1.Внутренние болезни: учебник: в 2 т. / М-во образования и науки РФ; под ред.: В. С. Моисеева, А. И. Мартынова, Н. А. Мухина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012.
2.Маколкин В.И. Внутренние болезни: учебник / В. И. Маколкин, С. И. Овчаренко, В. А. Сулимов. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 768 с.
8.2. Дополнительная литература
1. Мандел В.Дж. Аритмии сердца. Механизмы, диагностика, лечение (комплект из 3 книг). - М.: Медицина, 2013. - 672 c.
- Кардиология. Национальное руководство. Краткое издание. Под редакцией чл.-кор. РАН, акад. РАМН Ю.Н. Беленкова, акад. РАМН Р.Г. Оганова. ГЭОТАР-Медицина, 2012.
- Белялов Ф.И. Аритмии сердца. – М.:МИА. – 2006.
Методические рекомендации разработаны доцентом, к.м.н. Ходыкиной Л.П. и аспирантом Милащенко А,И., обсуждены на заседании кафедры госпитальной терапии 29.08.2017г.