УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ ТОПЛИВО-СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
Методические указания к практическим занятиям
Челябинск 2017
В методических указаниях изложены методики определения потребного количества топливо-смазочных материалов для функционирования автотранспортного предприятия и расчета резервуарного парка. Приведены варианты индивидуальных заданий, пример расчета и необходимый справочный материал. Методическое указание предназначено для магистрантов, обучающихся по направлению «Агроинженерия», программе подготовки «Технологии и средства механизации сельского хозяйства», бакалавров направлений «Агроинженерия», «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов».
Составитель
Пятаев М.В. – канд. техн. наук, доцент, доцент кафедры ЭМТП (Южно-Уральский ГАУ).
Рецензент
Кузнецов Н.А. – канд. техн. наук, доцент, доцент кафедры «Тракторы сельскохозяйственные машины и земледелие» (Южно-Уральский ГАУ);
Ответственный за выпуск
Латыпов Р.М. – докт. техн. наук, доцент,
зав. кафедрой ЭМТП (Южно-Уральский ГАУ)
Печатается по решению редакционно-издательского совета Южно-Уральского ГАУ
© Южно-уральский государственный аграрный университет, 2017.
Введение
Для бесперебойной функционирования автотранспортного предприятия необходима отлаженная работа служб занимающихся материально-техническим обеспечением, в том числе и обеспечением топливо-смазочными материалами (ТСМ). Вопрос бесперебойного обеспечения ТСМ по отношению к АТП может в значительной мере усложняться при высокой разномарочности, имеющейся в парке технике, а также при наличии специальной техники.
|
Основными критериями, по которым может быть оценена эффективность процессов обеспечения ТСМ: минимум затрат, отсутствие перебоев м поставками, а также отсутствие сверхнормативных запасов ТСМ.
Определение потребности АТП в ТСМ
Укрупнено для АТП потребление в ТСМ планируется для трех групп работ:
- транспортные и дорожные работы (основные работы), , кг/год;
- ремонт и техническое обслуживание имеющейся в парке техники, , кг/год;
- прочие потребности (потребление на технологические и хозяйственные нужды), , кг/год.
Исходя из этого потребность на предстоящий цикл работ (например на год) рассчитывается по следующей зависимости:
(1)
Расчет необходимо провести по каждой марке автомобиля и спецтехники имеющихся в парке.
Расчет потребности топлива на основные работы
Расход топлива на дорожные работы для конкретной марки специальной техники определяется как:
, (2)
где N - номинальная мощность двигателя, кВт;
qт - удельный расход топлива, г/(кВт·ч);
Тр - годовая загрузка машины, ч;
n - количество машин, шт.
Расход топлива на транспортные работы автомобильного парка одной машиной определяется по формуле:
, (3)
где H - линейная норма расхода топлива, л/100 км;
Lг - среднегодовой пробег, км;
D - надбавка к норме исходя из условий работы, ч;
n - количество автомобилей, шт.
Определенные по зависимостям (2) и (3) значения в сумме составляют потребное количество топлива на основные виды работ:
. (4)
Потребность в топливе на техническое обслуживание и ремонт принимается на основе норматива, который составляет 0,7% к расходу топлива на основные виды работ.
|
. (5)
При определении годового расхода топлива предусматривают дополнительный расход на прочие нужды . По аналогии с выше рассмотренным расход на прочие нужды определяется в процентном отношении к расходу топлива на основные виды работ. В данном случае к расходу на прочие нужды можно отнести: неучтенные в нормах расхода топлива переезды к месту работы и обратно к месту стоянки - 3%, расход топлива на длительные разовые переезды - 1%, на комплектование агрегатов и технологические настройки - 0,2 %, дополнительный расход, связанный с изменением эксплуатационных свойств машин, снижением их надежности - 2.5 %. В сумме таким образом расход топлива на процент нужды будет составлять 6,7% к расходу на основные виды работ. Таким образом расход топлива на прочие нужды определится как:
. (6)