Потребное количество смазочных материалов на эксплуатацию техники определяется на основании эксплуатационной нормы расхода, в процентном соотношение с расходом светлого нефтепродукта.
Приняты следующие нормативы расхода смазочных материалов при эксплуатации грузовых автомобилей и специальной техники с дизельными двигателями:
моторные масла - 3,2%;
трансмиссионные масла - 0,4%;
консистентные смазки - 0,3%.
Для новых машин (до 3-х лет эксплуатации) указанные нормы снижаются на 50 %, а для машин свыше 8-ми лет эксплуатации -увеличиваются до 20 %.
Исходя из приведенных норм расхода и помесячной потребности в топливе (табл. 1) определим потребное количество смазочных материалов по следующей зависимости:
. (7)
где Q мес - месячная потребность в топливе, т/мес.;
Нсмi - норматив расхода смазочного материала i-ого вида, км.
Результаты расчета следует представить в виде таблицы 2 по каждому виду смазочного материала. Поставку масел для АТП планируется как правило в объеме квартальной потребности, поэтому в таблице 4 (в примере расчета) приводим потребность в смазочных материалах за каждый квартал.
2 Расчет параметров системы управления запасами
Система управления запасами решает ряд важных вопросов по обеспечению ТСМ на АТП:
· учёт текущей величины запаса ТСМ на нефтескладах;
· определение размера страхового запаса;
· расчет размера заказа;
· определение интервала времени между заказами.
Основные системы управления запасами основаны на определении одного из двух возможных параметров - размера заказа или интервала времени между заказами. В условиях отсутствия отклонений от запланированных показателей и равномерного потребления запасов в планируемый период такой подход является вполне достаточным Однако на практике чаше встречаются более сложные ситуации. В частности в условиях эксплуатации разномарочного парка автомобилей и специальной техники со значительными колебаниями потребления ТСМ в течение гола основные системы управления запасами не в состоянии обеспечить бесперебойное снабжение АТП без значительного завышения объема запасов. Для таких случаев применяется следующая система управления запасами — система с установленной периодичностью пополнения запасов до постоянного уровня, которая включает в себя элемент системы с фиксированным интервалом времени между заказами (установленную периодичность оформления заказа) и элемент системы с фиксированным размером заказа (отслеживание порогового уровня запасов).
Для расчета параметров системы потребуется прогнозируемый среднесуточный расход ТСМ на предстоящий цикл работ.
Среднесуточный расход ТСМ определяется как:
, (8)
где Q г i - расход i-ого вида ТСМ на предстоящий цикл работ, т;
T - длительность предстоящего цикла работ, дн.
Максимальный суточный расход ТСМ каждого вида нефтепродукта определяют как:
, (9)
где - максимальная месячная потребность в ТСМ i-ого вида, т (определяется исходя из предыдущих расчетов);
Tмес - количество рабочих дней в месяце с максимальным потреблением ТСМ i-ого вида, дн.
Необходимый запас (текущий запас) - средняя величина производственного запаса, обеспечивающая непрерывную работу парка машин при равномерном поступлении и расходовании нефтепродуктов. Текущий запас определяется как:
, (10)
где No - рациональная периодичность доставки ТСМ i-ого вида, дн.
Рациональная периодичность доставки определяется исходя объема заказа.
, (11)
где Qoпт - рациональная объем доставки ТСМ i-ого вида (объем заказа), т.
Рациональный объем заказа определяется исходя из минимума затрата на доставку и хранения ТСМ.
, (12)
где Зд - затрата на доставку ТСМ i-ого вида, руб.;
Зхр - затрата на хранение ТСМ i-ого вида, руб./т.
Стоимость доставки нефтепродукта определяют по зависимости:
, (13)
где С - стоимость 1 км пути топливной автоцистерны, руб./км (С=50...80 руб./км);
Lд - расстояние транспортировки ТСМ, км. (Lд=70...80 км);
Vб - вместимость автоцистерны, т (Vб=8 т).
Стоимость хранения зависит от вида ТСМ, при расчетах следует выбрать следующие значения:
- для дизельного топлива Зхр=500...900 руб./т в год;
- для масел Зхр =400...600 руб./т в год.
Полученное значение рациональный объем заказа - это оптимальная вместимость топливной автоцистерны, которую экономически целесообразно применять при доставке нефтепродуктов на данный склад в течение всего года. На основании полученных расчетов принимают автоцистерну с емкостью близкой к полученном значению
При определении вместимости резервуарного парка следует учитывать страховой запас, который служит для обеспечения техники ТСМ при суточном отклонении их расхода в сторону увеличения и при задержке доставки. Величина страхового запаса определяется как:
, (14)
где Gн - страховой запас ТСМ для компенсации неравномерности потребления, т;
Gз - страховой запас ТСМ для компенсации задержки доставки, т.
Страховой запас для компенсации неравномерности потребления ТСМ определяется по следующей зависимости:
, (15)
где kн - коэффициент неравномерности потребления ТСМ.
Коэффициент неравномерности потребления ТСМ определяется как:
, (16)
Страховой запас для компенсации задержки доставки ТСМ определяется по следующей зависимости:
, (17)
где tз - задержка доставки ТСМ, (tз=1...2 дн.).
Принимая во внимание особенности использования ТСМ и затраты времени связанные с доставкой необходимо учесть также подготовительный и транспортный страховой запас.
Необходимость определения подготовительного страхового запаса связана с отстоем топлива непосредственно перед его раздачей. Величина подготовительного страхового запаса определяется по зависимости:
, (18)
tот - время, связанное с отстоем дизельного топлива, (не менее tот=36 час.).
Величина транспортного страхового запаса определяется по зависимости:
, (19)
tтр - время доставки заказа, (tтр=1...2 дн.).
Работа системы управления запасами в рассмотренном случае осуществляется следующим образом: как только уровень производственного запаса опустится ниже определенного уровня, называемого точкой заказа, или станет равной ему. подают заявку на пополнение запасов.
Регулирующими параметрами системы являются максимальный уровень запасов Рmax и точка заказа Ртз. Эти величины постоянные. Переменными величинами являются периодичность заказа и размер заказа.
Максимальный уровень запасов Рmax и точка заказа Ртз определяются по следующим зависимостям:
, (20)
. (21)
По результатам расчета построить графическую интерпретацию модели управления запасами (рис. 1)