По видам музыкальной деятельности
На апрель 2016-2017 учебного года
Восприятие музыки | Пение | Музыкально-ритмические движения | Игра на муз. инструментах | |||||
Кол-во детей | Процент- ное соотно-шение | Кол-во детей | Процент- ное соотно-шение | Кол-во детей | Процент- ное соотно-шение | Кол-во детей | Процент- ное соотно-шение | |
Высокий уровень усвоения | 74% | 68% | 56% | 64% | ||||
Средний уровень | 26% | 32% | 54% | 44% | 36% | |||
Низкий уровень |
По результатам мониторинга на конец года можно сделать вывод, что работа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения
образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
«Музыка» для детей дошкольного возраста (2 – 7 лет) на 2016 – 2017 учебный год выполнена в полном объеме и достигнуты хорошие результаты – 100%. Высокий уровень (готов) – 64% (всего 83 детей), средний уровень – 36% (всего 61 детей), низкий уровень – 0%.
Самый высокий результат наблюдается по такому виду деятельности как восприятие музыки – 74% (126 детей), где дети могут до конца прослушать музыкальное произведение, рассказать о его характере, средствах музыкальной выразительности. В подготовительных группах дети могут прочувствовать музыкальный образ, изобразительные средства музыки.
Пение - высокий уровень – 68%, средний – 32%, средний процент в основном дали дети из вторых младших групп № 1 и 7, особенно из группы № 7 – там есть дети совсем не говорящие (Булат, Данис, Адам – 1 гр., Никита И., Камиль, Данил М., Никита П., Карим – 7 гр.), эти дети подпевают только окончания слов или музыкальных фраз, поют только гласные (согласных почти нет в речи).
|
Ритмическое чувство у таких детей немного нарушено, коррекционная работа проводилась, что дало результаты в ритме и певческом дыхании, но исполнительство недостаточное из-за речевых затруднений. В силу этого возраста это считается нормой, так как речь, особенно у мальчиков, может устанавливаться дольше, и пока они не могут спеть простую попевку, музыкальную фразу, главное здесь – правильно брать дыхание (не в середине слова), и воспроизводить ритмический рисунок.
Игра на музыкальных инструментах – высокий уровень 64%, это хороший показатель по сравнению с предыдущим годом, так как на этот вид деятельности не хватало времени ни на ОД, ни в коррекционной работе, и в этом учебном году было много проведено дополнительных занятий только на игре на музыкальных инструментах, что дало в итоге хороший результат.
Музыкально-ритмические упражнения – 56% высокий и 44% средний уровни. Занижение высокого уровня дали в основном дети с некоторой слабостью психических процессов, они справлялись с заданием с помощью взрослого, и не всегда могли выполнить правильно. В 1 гр - Булат, Данис, Адам, 7 гр., Никита И., Камиль, Данил М., Никита П., Карим – 7 гр., 2 гр – Данил М., Савелий, 8 гр – Анжелика, Данила (ЗПР – уходит по ПМПК в коррекционный сад), Артем К., Карим, Рената, Влад К., Яна - с этими детьми надо проводить дальнейшую коррекционную работу, они нуждаются в дополнительных занятиях по ритмическим упражнениям, по дыхательной гимнастике, пропеванию музыкальных фраз.
|
Высокие, практически 100%-ный результат усвоения программы показали дети подготовительных групп, 80% процентов – дети средних групп, 80-% дети вторых младших групп. В средней группе № 2 показатель почти 100% (Минеев Д. ждут распределения в лого-сад с ОНР, Савелий замедлен в психических процессах), но в группе № 8 результат хуже из-за того, что таких детей, нуждающихся в дополнительной коррекционной работе (не только по музыке, но и по другим областям) – значительно выше, это Артем К., Карим, Рената, Влад К., Яна, Анжелика, Данила.
В младших группах № 1 и 7 показатели практически одинаковы.
Можно сделать вывод, что поставленную задачу: усилить работу по формированию у детей умений и навыков в игре на детских музыкальных инструментах в целях успешного усвоения детьми программного материала «Художественно эстетическое развитие» область «Музыка» я выполнила – дети показали хорошие результаты в этом направлении.
Сравнительный анализ мониторинга за 2015-2016 и 2016 – 2017 учебные годы:
Конец года (апрель) | |||||
Количество детей | Процентное соотношение | ||||
Готов Высокий уровень усвоения | 72% | 64% | |||
Средний уровень | 28% | 36% | |||
Не готов Низкий уровень | 0% | 0% | |||
Восприятие музыки | Пение | Музыкально-ритмические движения | Игра на муз. инструментах | |||||
Высокий уровень усвоения | ||||||||
Средний уровень | ||||||||
Низкий уровень |
Сравнительный анализ за два учебных года показывает, что показатели мониторинга остались практически те же, при этом увеличилось число детей «условно готовых», и незначительно уменьшилось число детей «готовых». Так произошло из-за того, что есть немало детей не говорящих, или плохо говорящих, замедленных в развитии, со слабым вниманием и памятью, и если требования к их знаниям и навыкам в младшем дошкольном возрасте были еще минимальны, так как допускаются подобные отклонения от нормы в этом возрасте, то в среднем и старшем дошкольном возрасте требования к знаниям, умениям и навыкам детей возрастают, и речевые и познавательные задержки в развитии не могут дать нужного результата. С помощью комплексного подхода коррекционной работы возможно развить этих детей только до уровня «условно готов», а с такими детьми, как Назар Ф., Булат из гр.1, Данил из гр.8 я использовала другие тестовые задания мониторинга, так как недостающее умственное развитие этих детей не допускает возможности овладеть знаниями и навыками на уровне своих сверстников.
|
2. Задача: В целях реализации ФГОС и внедрения новых форм работы в музыкальную деятельность продолжить работу над проектной деятельностью «Семейный клуб в ДОУ», реализовать творческие краткосрочные проекты: «Музыкальная мастерилка», «Снежная королева», «День Матери», «День защитника Отечества», «День Победы».
Я завершила работу по долгосрочному (2 года) проекту «Семейный клуб в ДОУ», который проводился на базе старших-подготовительных групп № 9 и 11. Подведены итоги, завершены этапы работы, все это представлено в папке по самообразованию. Так как эта форма работы – организация семейного клуба в ДОУ в виде проектной деятельности – для меня новая, поэтому надо отметить, что наряду с успешным завершением всех этапов намеченного плана работы семейного клуба также есть и недочеты, отклонения от первого плана работы, что потребовало его корректировки. Учиться надо на малом, поэтому краткосрочные проекты – это то, над чем я наиболее усердно и плодотворно работала в этом учебном году, что и принесло свои результаты – это и прекрасный творческий проект «Снежная королева», и двухнедельный проект «День Матери» - на Всероссийском конкурсе проектов он занял 2 место, также хочется отметить краткосрочные проекты «День защитника Отечества» и «День Победы».
«Музыкальная мастерилка» - этот краткосрочный проект я попробовала реализовать в средней группе № 2, он дал замечательные результаты – дети и родители вместе мастерили шумовые инструменты из бросового материала, придумывали творческие названия им, а потом на музыкальном развлечении исполняли с помощью своих мастерилок творческие миниатюры, музыкальные игры. Работу по этому проекту я хочу продолжить в следующем учебном году и в других группах, сделать его более насыщенным, творческим и интересным.
Чтобы проработать все недочеты и то, что не успели и не совсем получилось в долгосрочном проекте «Семейный клуб в ДОУ» - следует продолжить его уже с другими группами – старшей группой № 2 и средней группой № 7, также проработать и составить программу по этому направлению.
В этом году незапланированно, так как творческий процесс не всегда можно предугадать во всех деталях, наметилось и стало реализовываться в группе № 7 новое направление в работе – народное творчество, фольклор. Сначала планировали сделать это в форме проектной деятельности, но так как срок намеченной работы длительный – 4 года, то все же советом воспитателей, родителей и руководства ДОУ решили совместно составить программу «Наследие» с использование краткосрочных проектов по блокам программы.
3. Задача: Осуществлять преемственность ДОУ и школы посредством проведения совместных мероприятий с детьми-школьниками музыкальной школы и школы искусств.
В этом направлении я изучила много литературы, ознакомилась с различными формами работы по преемственности ДОУ и школы.
Родителям одаренных музыкальными способностями детей были даны рекомендации для поступления в музыкальную школу № 2, Школу искусств на музыкальное и хореографические отделения, я оказала им помощь в подготовке к вступительным экзаменам в эти школы.
Была организована встреча с учащимися Школы искусств и просмотром концертных номеров в их исполнении, чтобы заинтересовать дошкольников игрой на профессиональном музыкальном инструменте.
Также проведена встреча с учащимися спортивно-хореографического отделения школы «Яр Чаллы».
Можно сделать вывод, что в этом направлении – преемственность ДОУ и школ с музыкально-эстетической направленности – работа выполнена успешно, в следующем году наметить перспективы по расширению этой деятельности, с приглашением учеников начальных классов школы № 12.
4. Задача: Обобщить опыт работы по проектной деятельности в ДОУ и принять участие в конкурсах профессионального мастерства в целях повышения квалификации.
В прошлом учебном году я не смогла достичь хороших результатов с одаренными детьми в конкурсных выступлениях, поэтому одной из важных задач в этом году я наметила именно эффективную работу с одаренными детьми, для этого я разработала план, выделила время для систематических индивидуальных занятий с этими детьми, провела индивидуальные консультации и рекомендации для родителей воспитанников по развитию музыкальных способностей. Смогла заинтересовать родителей одаренных музыкальными способностями детей в том, чтобы выделить время и помощь для подготовки и выступлений на конкурсах, с этой целью я провела мастер-классы для родителей по работе с одаренными детьми.
Также мы активно принимали участие вместе с воспитанниками в городских, региональных конкурсах: «Колибри» (1 место), «Первые шаги» (2 место), «Талинтливые люди» (2 место), «Свободная сцена», «Семь веселых нот», «Звездочки 21 века» (3 место в районном этапе), «Чулман тургае» (3 место), «Бэхет йолдызы» (2 место).
Проводилась консультативная работа по привлечению родителей одаренных детей к участию в подготовке детей к конкурсам: «Звездочки 21 века», «Первые шаги», «Колибри», «Жаворонок Закамья».
Считаю, что с этой задачей я справилась успешно, в следующем году буду продолжать работать по той же схеме, и в перспективе принять участие в конкурсе «Соло – данс».
5. Задача: Обобщить опыт работы по проектной деятельности в ДОУ и принять участие в конкурсах профессионального мастерства в целях повышения квалификации
Для решения задачи по осуществлению проектной деятельности в ДОУ я разработала долгосрочный (2 года) проект семейного клуба, тематический план, изучила литературу по этой новой форме работы, провела консультации и презентации с воспитателями в этом направлении. Для совместной работы по проектной деятельности семейного клуба провела презентации с психологом, спортинструктором, воспитателем родного языка.
В группах № 9 и 11 были проведены мероприятия по плану проекта «Семейный клуб»: «Давайте познакомимся», «Здоровый образ жизни идет из семьи», «Родной язык в семье», «Наши семейные таланты», «День матери», «УМК в семейном воспитании».
Хочется отметить, что если на первый круглый стол, посвященный знакомству и актуальности семейного клуба, родителей детей пришло немного, то на последнем мероприятии была 100%-я явка, что доказывает то, что клуб родителям и детям интересен, занимателен, и выполняет свою задачу – совместного воспитания детей педагогами ДОУ и родителями.
В группах № 2 и 8 в рамках проекта «Музыкальная мастерилка» были проведены выставки-конкурсы на лучший самодельный музыкальный шумовой инструмент. Хочется отметить активность родителей группы № 2 – были сделаны замечательные струнные имитационные музыкальные инструменты.
В группах № 9 и 11 в марте были организованы выставки-фотоколлажи «Мы танцуем и поем: наши таланты», «День матери», «Родной язык в семье», выставка семейных фотографий по темам клуба.
Проведены консультации на темы: «Здоровье начинается в семье», «Родной язык – твое наследие», выставка-консультация «Семейный оркестр дома».
В сентябре в группах № 9 и 11, 2 и 8 провела анкетирование родителей, чтобы узнать, какие семьи серьезно увлечены музыкой, выявить их пожелания, соответственно наметить перспективы для разработки тем семейного клуба.
Эту формы работы считаю интересной и эффективной, в следующем году планирую провести с детьми краткосрочные проекты на темы: «Выбор профессии начинается с семьи», «Музыкальная мастерилка», «Новогоднее волшебство», привлечь внимание родителей к проектной деятельности ДОУ через ознакомление родителей с этой деятельностью на мероприятиях клуба.
6. В целях выполнения плана по самообразованию, совместно с воспитателями группы № 7 был организован семейный клуб во вновь набранной второй младшей группе и провела с ними мероприятия:
- родительское собрание «Давайте познакомимся» с консультацией «Воспитание детей младшего возраста средствами фольклора» (ноябрь),
- круглый стол «Фольклорное воспитание в семье» с фольклорной программой «Посидим – поокаем» (январь),
- мероприятие семейного клуба с игровой программой «Красная горка» (апрель).
Разработали программу по воспитанию детей средствами народного творчества и фольклора на четыре года по сопровождению детей этой группы.
7. В целях реализации плана по повышению квалификации:
- приняла участие на семинаре-практикуме МО № 2 с выступлением по теме: «Праздники и развлечения в детском саду в условиях реализации ФГОС»;
- приняла участие на семинаре-практикуме музыкальных руководителей МО № 2 «Музыкально-игровая деятельность как средство повышения музыкальности детей с выступлением по теме: «Путешествие по праздникам» (11 апреля 2017);
- провела мастер-класс для учащихся педучилища города на тему: «Праздник Красная горка как средство воспитания детей младшего возраста средствами русского фольклора и народных традиций с привлечением семьи»;
- прошла курсы повышения квалификации по хореографическому искусству в количестве 16 часов.
Выводы:
Проанализировав свою работу за 2016-2017 учебный год по поставленным задачам, считаю, что задачи все выполнила, в большем объеме положительно.
Следует повышать уровень усвоения детьми программного материала «Музыка» за счет систематических проведений дополнительных подгрупповых занятий.
Дополнительно хочется отметить, что в этом учебном году много сделано методических пособий по УМК для музыкальной ОД: оформлена зона для УМК в музыкальном зале, составлены диски с интерактивными играми, музыкой и видео для закрепления татарского языка, картотека, сделаны 4 игры («Ладошка», «Цвета», «Кафе», «Бу кем») и 2 пособия.
Пополнена коллекция музыкальных инструментов – духовые и струнные.
Пополнена фонотека в музыкальном зале и в группах № 5, 8, 2, 7 в музыкальных уголках программной музыкой.
Совместно с воспитателями были сделаны нитевые шары и звезды в технике оригами к оформлению зала на Новый год, бумажные цветы (56 больших и 104 маленьких) на 8 Марта.
В апреле месяце в группе № 2, 7 и 10 на родительском собрании провела мастер-класс по теме: «Развитие музыкальных способностей детей в искусстве хореографии».
В перспективе на следующий учебный год наметила работу по следующим направлениям:
- В целях работы по преемственности ДОУ и школы организовать встречи с учащимися младших классов на тему экологии (Экологическая тропа) и профориентации.
- Активно выступать на семинарах, печататься в международных и региональных сборниках по теме самообразования, участвовать в городских и интернет-конкурсах проектов.
- Продолжать работать в направлении развития одаренных музыкальными способностями детей для достижения высоких результатов (призовые места), участвовать в новых конкурсах «Соло – данс», «Чудо – песенка».
- Принять участие в профессиональном конкурсе «Воспитатель года».
- Продолжить работу по проекту «Семейный клуб» в - провести мероприятия по темам «Профессия идет из семьи», «УМК и родной язык», «Оздоравливающее влияние музыки»», звкончить составление программу и подбор практического материала по проекту.
- Выступить на итоговом педсовете ДОУ, на КМО с подведением итоговых результатов, демонстрацией презентации проектной деятельности «Семейный клуб в ДОУ».
- Разработать и провести проектную деятельность в старших группах ДОУ по краткосрочным проектам «Музыкальная мастерилка», «Профессия и семья», «Оздоравливающее влияние музыки».
- Принять участие в конкурсе личного профессионального мастерства.
Задачи на 2017 – 2018 учебный год:
1. Работу по выполнению 100%-го успешного результата усвоения программного материала по программе «Музыка» продолжать на том же уровне.
2. С целью взаимоуспешного сотрудничества родителей и педагогов ДОУ в решении поставленных педагогических задач продолжить систематическую работу по проекту «Семейный клуб» в - провести мероприятия по темам «Профессия идет из семьи», «УМК и родной язык», «Оздоравливающее влияние музыки»», провести проектную деятельность с детьми на темы: «Музыкальная мастерилка», «Выбор профессии начинается в семье», «Новогоднее волшебство», «Музыка поможет укрепить здоровье» (группы № 2, 8, 9 и 11), «Космическое путешествие»закончить составление программы и подбор практического материала по проекту, составить методичку из опыта работы по проектно-исследовательской деятельности на тему «Семейный клуб в детском саду» - программа, проект, сценарии.
3. С целью внедрения в работу ДОУ преемственности ДОУ и школы провести совместные мероприятия с детьми начальных классов школы № 12 и группой № 2 «Будущие музыканты рождаются в семье», «Экологическая тропа».
4. В целях внедрения в работу ДОУ проектной деятельности по теме: «Фольклор, как средство приобщения детей к русской национальной культуре» разработать программу по русскому национальному фольклору в музыкальном воспитании дошкольников, а также наметить перспективы на 3 года в этом направлении в форме краткосрочных проектов, национальных праздников, консультаций.
5. В целях выполнения плана по самообразованию продолжать проектно-исследовательскую деятельность на тему «Семейный клуб в детском саду»,
разработать тематический план на учебный год в группах № 2, 7, разработать и провести проектную деятельность в старших группах ДОУ по краткосрочным проектам «Музыкальная мастерилка», «Профессия и семья», «Оздоравливающее влияние музыки», обобщить двухлетний опыт работы по теме семейного клуба в ДОУ, составить портфолио по этой теме для участия в профессиональных конкурсах.
6. В целях повышения квалификации принять участие в профессиональном конкурсе «Воспитатель года», выступить на педсовете ДОУ, на КМО с демонстрацией презентации проектной деятельности «Семейный клуб в ДОУ» из опыта работы, а также активно выступать на семинарах, печататься в международных и региональных сборниках по теме самообразования, участвовать в городских и интернет-конкурсах проектов, печатать публикации на интернет-сайтах и в сборниках городских, региональных, международных конференций, показывать мастер-классы ля педагогов ДОУ.