В период 2016-2018 гг. Министерство экономического развития РФ планирует реализацию следующих проектов[25]:
· реконструкция участков автомобильной дороги Московское большое кольцо через Сергиев Посад, Орехово-Зуево, Воскресенск, Михнево, Рузу, Клин;
· реконструкция автомобильной дороги М-7 "Волга";
· строительство и реконструкция автомобильной дороги М-23 Ростов-на-Дону - Таганрог до границы с Украиной (на Харьков, Одессу);
· реконструкция участков автомобильной дороги А-141 Орел - Брянск до магистрали "Украина";
· в рамках реализации Государственной программы "Развитие транспортной системы" запланировано построить и реконструировать в период 2016 - 2018 гг. 2,2 тыс. км автомобильных дорог федерального значения, в том числе на условиях государственно-частного партнерства 0,9 тыс. км.[26]
· подготовка объектов транспортной инфраструктуры, связанных с проведением Чемпионата мира по футболу в 2018 году;
· реализация крупномасштабных инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры в крупных транспортных узлах;
· строительство скоростных автомобильных дорог;
· развитие транспортного комплекса в рамках Федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 2020 года", включая строительство мостового перехода через Керченский пролив.
Рассмотрим прогноз перевозок автомобильным видом транспорта в Российской Федерации на перспективу до 2030 года.
Таблица 2.18 – Прогноз перевозок автомобильным видом транспорта в РФ на перспективу до 2020 года.
2020г.(прогноз) | Темп роста 2020/2015 | ||||
1 вар. | 2 вар. | 1 вар. | 2 вар. | ||
Коммерческие перевозки грузов, млн. т.: | 1099,7 | 202,0 | 220,9 | ||
Коммерческий грузооборот, млрд. т-км: | 86,43 | 190,9 | 209,4 | ||
Пассажирооборот, млрд. пасс-км: | 124,6 | 133,1 |
Источник: Рассчитано автором по данным Минэкономразвития РФ. [27]
Исходя из данных, представленных в таблице 2.18, можно сделать следующие выводы:
· по первому варианту развития 2020 год превышает показатели: грузовые перевозки на 1121,3 млн. т, относительно 2015 года; грузооборот на 78,57 млрд. т-км, относительно 2015 года; пассажирооборот на 29 млрд. пасс-км, относительно 2015 года;
· по второму варианту развития 2020 год превышает показатели: грузовые перевозки на 1329,3 млн. т, относительно 2015 года; грузооборот на 94,57 млрд. т-км, относительно 2015 года; пассажирооборот на 39 млрд. пасс-км, относительно 2015 года;
· по первому варианту развития прогноз данных грузовых перевозок на 2020 год превышает 2015 год на 102%; грузооборот на 2020 год на 90,9% превышает 2015 год; пассажирооборот на 2020 год превышает показатель 2015 года на 24,6%;
· по второму варианту развития прогноз данных грузовых перевозок на 20320 год превышает 2015 год на 120,9%; грузооборот на 2020 год на 109,4% превышает 2015 год; пассажирооборот на 2020 год превышает показатель 2015 года на 33,1%.
Таблица 2.19 – Прогноз перевозок автомобильным видом транспорта в РФ на перспективу до 2030 года.
2030г.(прогноз) | Темп роста 2030/2015 | ||||
1 вар. | 2 вар. | 1 вар. | 2 вар. | ||
Коммерческие перевозки грузов, млн. т.: | 1099,7 | 271,0 | 325,5 | ||
Коммерческий грузооборот, млрд. т-км: | 86,43 | 284,6 | 342,5 | ||
Пассажирооборот, млрд. пасс-км: | 153,4 | 174,6 |
Источник: Рассчитано автором по данным Минэкономразвития РФ. [28]
Исходя из данных, представленных в таблице 2.19, можно сделать следующие выводы:
· по первому варианту развития 2030 год превышает показатели: грузовые перевозки на 1880,3 млн. т, относительно 2015 года; грузооборот на 159,57 млрд. т-км, относительно 2015 года; пассажирооборот на 63 млрд. пасс-км, относительно 2015 года;
· по второму варианту развития 2030 год превышает показатели: грузовые перевозки на 2480,3 млн. т, относительно 2015 года; грузооборот на 209,57 млрд. т-км, относительно 2015 года; пассажирооборот на 88 млрд. пасс-км, относительно 2015 года;
· по первому варианту развития прогноз данных грузовых перевозок на 2030 год превышает 2015 год на 171%; грузооборот на 2030 год на 184,6% превышает 2015 год; пассажирооборот на 2030 год превышает показатель 2015 года на 53,4%;
· по второму варианту развития прогноз данных грузовых перевозок на 2030 год превышает 2015 год на 225,5%; грузооборот на 2030 год на 242,5% превышает 2015 год; пассажирооборот на 2030 год превышает показатель 2015 года на 74,6%.
Таблица 2.20 – Темп роста и прироста перевозок автомобильным транспортом, 2030 год к 2020 году в %-ах.
Темп роста | Темп прироста | |||
1 вар. | 2 вар. | 1 вар. | 2 вар. | |
Коммерческие перевозки грузов, млн. т.: | 134,2 | 147,4 | 34,2 | 47,4 |
Коммерческий грузооборот, млрд. т-км: | 149,1 | 163,5 | 49,1 | 63,5 |
Пассажирооборот, млрд. пасс-км: | 121,1 | 131,2 | 21,1 | 31,2 |
Источник: Рассчитано автором по данным таблиц 2.18 и 2.19.
Исходя из данных, представленных в таблице 2.20, можно сделать следующие выводы:
· по первому варианту развития объем коммерческих перевозок грузов должен увеличиться в 2030 году на 34,2 %, по сравнению с 2020 годом; коммерческий грузооборот – на 49,1 %; пассажирооборот – на 21,1%;
· по второму варианту развития объем коммерческих перевозок грузов должен увеличиться в 2030 году на 47,4 %, по сравнению с 2020 годом; коммерческий грузооборот – на 63,5 %; пассажирооборот – на 31,2%.
Также, по данным Минэкономразвития РФ, в среднесрочной перспективе будут завершены следующие проекты по развитию автомобильного транспорта в Российской Федерации:
· строительство с последующей эксплуатацией на платной основе скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург;
· строительство с последующей эксплуатацией на платной основе Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области;
· строительство с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 "Дон" на участке в Воронежской области;
· реконструкция с последующей эксплуатацией на платной основе федеральной автомобильной дороги М-3 "Украина" - от Москвы через Калугу, Брянск до границы с Украиной (на Киев).
· в декабре 2018 г. планируется открыть автомобильное движение в рабочем режиме мостового перехода через Керченский пролив.
Выводы по главе 2.3:
· по первому варианту развития 2020 год превышает показатели: грузовые перевозки на 1121,3 млн. т, относительно 2015 года; грузооборот на 78,57 млрд. т-км, относительно 2015 года; пассажирооборот на 29 млрд. пасс-км, относительно 2015 года; по первому варианту развития прогноз данных грузовых перевозок на 2020 год превышает 2015 год на 102%; грузооборот на 2020 год на 90,9% превышает 2015 год; пассажирооборот на 2020 год превышает показатель 2015 года на 24,6%;
· по второму варианту развития 2020 год превышает показатели: грузовые перевозки на 1329,3 млн. т, относительно 2015 года; грузооборот на 94,57 млрд. т-км, относительно 2015 года; пассажирооборот на 39 млрд. пасс-км, относительно 2015 года; по второму варианту развития прогноз данных грузовых перевозок на 20320 год превышает 2015 год на 120,9%; грузооборот на 2020 год на 109,4% превышает 2015 год; пассажирооборот на 2020 год превышает показатель 2015 года на 33,1%;
· по первому варианту развития 2030 год превышает показатели: грузовые перевозки на 1880,3 млн. т, относительно 2015 года; грузооборот на 159,57 млрд. т-км, относительно 2015 года; пассажирооборот на 63 млрд. пасс-км, относительно 2015 года; по первому варианту развития прогноз данных грузовых перевозок на 2030 год превышает 2015 год на 171%; грузооборот на 2030 год на 184,6% превышает 2015 год; пассажирооборот на 2030 год превышает показатель 2015 года на 53,4%;
· по второму варианту развития 2030 год превышает показатели: грузовые перевозки на 2480,3 млн. т, относительно 2015 года; грузооборот на 209,57 млрд. т-км, относительно 2015 года; пассажирооборот на 88 млрд. пасс-км, относительно 2015 года; по второму варианту развития прогноз данных грузовых перевозок на 2030 год превышает 2015 год на 225,5%; грузооборот на 2030 год на 242,5% превышает 2015 год; пассажирооборот на 2030 год превышает показатель 2015 года на 74,6%;
· в период до 2018 года планируется реализация таких мероприятий, как реконструкция участков автомобильной дороги Московское большое кольцо, реконструкция автомобильной дороги М-7 "Волга"; строительство и реконструкция автомобильной дороги М-23 Ростов-на-Дону – Таганрог, строительство и реконструкция 2,2 тыс. км автомобильных дорог федерального значения, подготовка объектов транспортной инфраструктуры, связанных с проведением Чемпионата мира по футболу в 2018 году; строительство скоростных автомобильных дорог.
Подводя итоги, по разделу II можно сделать следующие общие выводы:
1. общая протяженность автомобильных дорог общего и необщего пользования составляет 1611 тысяч километров;
2. в 2015 году перевозки пассажиров сократились на 97,6 млн. человек; пассажирооборот автомобильного транспорта общего пользования сократился на 2,59 млрд. пасс-км;
3. пассажирооборот в феврале 2016 года сократился на 2,2 млрд. пасс-км; пассажирооборот в марте 2016 года увеличился на 3,1 млрд. пасс-км;
4. в 2015 году численность работников, занятых в автомобильной отрасли транспорта сократилась на 16 416 человек;
5. с 2011 по 2015 год длина автомобильных дорог с твердым покрытием возросла на 825 тыс. км.;
6. с 2010 по 2014 год перевозки пассажиров сократились на 1879,4 млн. человек;
7. пассажирские перевозки автомобильным транспортом в 2011 году уменьшились на 1%; в 2012 году уменьшились на 4%; в 2013 году уменьшились на 9,2%; в 2014 году уменьшились на 0,3%;
8. с 2010 по 2014 год пассажирооборот сократился на 13521 млрд. пасс-км;
9. пассажирооборот автомобильного транспорта в 2011 году уменьшился на 1,4%; в 2012 году уменьшился на 3,8%; в 2013 году уменьшился на 5,4%; в 2014 году увеличился на 0,1%;
10. количество ДТП на автомобильном транспорте в 2011 году увеличилось на 0,5%; в 2012 году увеличилось на 2%; в 2014 году уменьшилось на 2%; количество погибших людей в ДТП на автомобильном транспорте в 2011 году увеличилось на 5,3%, в 2013 году уменьшилось на 3,6%; количество людей, раненых в ДТП на автомобильном транспорте, в 2011 году увеличилось на 0,5%; в 2012 году увеличилось на 2,7%; в 2013 году уменьшилось на 0,1%; в 2014 году уменьшилось на 2,5%;
11. по первому варианту развития 2030 год превышает показатели: грузовые перевозки на 1880,3 млн. т, относительно 2015 года; грузооборот на 159,57 млрд. т-км, относительно 2015 года; пассажирооборот на 63 млрд. пасс-км, относительно 2015 года; по первому варианту развития прогноз данных грузовых перевозок на 2030 год превышает 2015 год на 171%; грузооборот на 2030 год на 184,6% превышает 2015 год; пассажирооборот на 2030 год превышает показатель 2015 года на 53,4%;
12. по второму варианту развития 2030 год превышает показатели: грузовые перевозки на 2480,3 млн. т, относительно 2015 года; грузооборот на 209,57 млрд. т-км, относительно 2015 года; пассажирооборот на 88 млрд. пасс-км, относительно 2015 года; по второму варианту развития прогноз данных грузовых перевозок на 2030 год превышает 2015 год на 225,5%; грузооборот на 2030 год на 242,5% превышает 2015 год; пассажирооборот на 2030 год превышает показатель 2015 года на 74,6%;
13. в период до 2018 года планируется реализация таких мероприятий, как реконструкция участков автомобильной дороги Московское большое кольцо, реконструкция автомобильной дороги М-7 "Волга"; строительство и реконструкция автомобильной дороги М-23 Ростов-на-Дону – Таганрог, строительство и реконструкция 2,2 тыс. км автомобильных дорог федерального значения, подготовка объектов транспортной инфраструктуры, связанных с проведением Чемпионата мира по футболу в 2018 году; строительство скоростных автомобильных дорог.